Эмпирическое исследование влияния интернета на формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества-Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. Формирование личности ………………………………..7
РАЗДЕЛ II. СМИ и их влияние на формирование и развитие личности……………………………………………………………….10
РАЗДЕЛ III. Эмпирическое исследование влияния интернета на формирование личности ……………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

кур.педагогика-переделанная.docx

— 67.41 Кб (Скачать файл)

Как подчеркивает Э. Фромм, большинство  людей колеблются между разными  системами ценностей и потому никогда не развиваются полностью  в том или ином направлении; у  них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков; они похожи на стершуюся  монету, так как в них нет  самости, нет тождественности себе.

Таким образом, ценности - это  ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень  регуляции социальным поведением личности.

В философии ценностные ориентации определяются как продукт жизнедеятельности  социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в  виде общественного идеала.

 В социологии ценностные  ориентации и ценности рассматриваются  как связующее звено между  ценностями общественного сознания  и духовным миром личности, между  общественным и индивидуальным  бытием. Изучается степень осознанности  личностью общественных ценностей,  сила их воздействия на поведение  людей.

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. СМИ и их  влияние на формирование и развитие личности

 

2.1 Телевидение

XX столетие по праву  считают веком автомобилей, компьютеров,  атомной энергии, освоения космического  пространства. Верно и то, что  XX век - век телевидения. Не  смотря на бурное развитие  средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня  остается самым массовым и  доступным средством информации.

На протяжении последних  десятилетий телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи с его возрастанием влиянием на личностное формирование детей и подростков. По данным социологических  исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного  воздействия после семьи и  школы, являясь каналом интенсивной  социализации. Сущность особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Бессмысленно спорить  о пользе и вреде телевидения. Существующее положение в сфере, педагог изменить не в силах. Но все  же поговорим об этом. Негативное влияние. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически  во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном  лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения  или ущербов персонажам телевизионных  программ или фильмов. С одной  стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связанный с последующей  агрессией. Было доказано, что теленасилие  может стать причиной кратковременного возбуждения и так званых "эффектов моделирования" Давайте вспомним известный фильм Оливера Стоуна "Прирожденные убийцы" (США, 1994г.). После его выхода по миру прокатилась  волна грабежей, разбоев, убийств, содеянных  молодыми людьми, которые утверждали после ареста, что подражали героям этого фильма. В то же время не менее авторитетные ученые своего времени, использовав причинно-следственные статистические модели, не получили ни одного свидетельства существования  связи между употреблением теленасилия  и последующими изменениями агрессивности  поведения. Я считаю, что все же теленасилие есть причиной последующей агрессии.

СМИ являются также источниками  пошлой информации, порнографии. В телевидении  транслируется множество эротических  фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет - везде. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую  жизнь подростков. "Ценности, нормы  и стереотипы половой жизни, которые  транслируют СМИ, очень часто  далеки от реальности, ориентируют  молодых людей на бесправные половые  связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют и  без того повышенную подростковую сексуальность.

Помимо негативного влияния  СМИ на молодежное поведение, можно  выделить несколько позитивных моментов:

СМИ держит молодежь в курсе  всех происходящих событий, таким образом, удаляя "информационный голод"

средства массовой информации повышает общую, в том числе и  политическую культуру населения;

служит для взаимного  информирования властей и населения;

снимают социальную напряженность;

Проведено социологическое  исследование для изучения содержания телепередач, транслируемых центральными телевизионными каналами, и определения  особенностей их влияния на жизненные  перспективы учащейся молодёжи.

Результаты исследования показали, что просмотр телевизионных  передач занимает весьма значимое место  в структуре досуга молодых людей, уступая лишь общению с друзьями. Анализ основных мотивов просмотра  фильмов и передач показал, что  учащиеся смотрят ТВ для того, чтобы  развлечься. В то же время глубинный (факторный) анализ показывает, что  телевидение для молодых людей  является источником целенаправленного  получения информации и способом эмоциональной разрядки. Отношения  молодёжи к агрессии, насилию, представленных на телеэкране, показывает следующее: в среднем учащиеся, ежедневно  видят не менее 10 сцен насилия; вопреки  сложившемуся мнению, согласно которому молодежь предпочитает смотреть агрессивные сцены, большинство респондентов относится к подобным сценам равнодушно, либо их отвергают. Телевидение сильно воздействует на поведения молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки.

Особенно чувствительны  к влиянию телевидения молодые  люди: подростки и юноши. СМИ задают характерные для современной  массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые  проецируются на молодежную субкультуру  и тем самым присваиваются  подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи  особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через  каналы СМИ, поскольку это имеет  прямое отношение к пониманию  содержательного контекста и  механизмов социализации подростков.

В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов  в работе с детьми, возможной степени  вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего  мира по средствам телевизионной  информации. В педагогическом опыте  уже имеются отдельные попытки  их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с  ними в классе; обсуждение телепередач  в классе со всеми и в беседах  наедине с учеником; использование  телепередач в учебном процессе и т.д.

Можно проследить противоречие в ценностных установках молодых  людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим  и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению  достойной работы; с другой стороны, по результатам факторного анализа  просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение  в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок  молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях  западные передачи и фильмы, успешно  продвигает западный образ жизни  и восприятие мира.

 

2.2 Пресса

Всё большее влияние на развитие личности с подросткового  возраста начинают оказывать средства массовой информации и культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образцы  поведения. Воздействием средств информации на подростков и юношей управлять  труднее, чем воздействием школы  и семьи.

Интерес к газетам и  журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для  взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут  важны количество и качество той  информации, которая размещена на страницах периодических изданий  и которая должна учитывать потребности  растущей личности, помогать формировать  общечеловеческие ценности, мораль и  базовые компоненты культуры. Таким  образом, печатные издания должны содержать  обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с  высоким уровнем самосознания, готовой  к самосовершенствованию и самовоспитанию очень длительный и трудоёмкий процесс.

На сегодняшний день среди  российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди  подростков. Подросток, осваивающий  собственное "Я", больше всего  любит читать о жизни своих  сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и  разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди  подростков. А ведь чтение в жизни  подростков понизилась в последние  годы не только количественно, но и  качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая  социальная потеря. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который  стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать "взрослую" информацию, нужно умело ее предоставить, причем "небольшими дозами", поскольку  психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные  молодежные издания, похоже, не учитывают  этот фактор.

Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном  состоянии по сравнению с другими  средствами массовой информации среди  подростков. За последние несколько лет в силу ряда причин произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информации, например, посещение сайтов Интернета. По данным журналистов России за последние восемь лет произошел общий восьмикратный спад тиражей российских печатных СМИ (центральной прессы - в 15 раз). Кроме того, серьезно изменилась структура потребления периодики: тиражи центральных СМИ, которые еще в начале 1993 г. превышали совокупные тиражи местной прессы, теперь составляют меньше одной трети общего тиража газет.

Согласно опросам общественного  мнения среди молодежи в настоящее  время общая аудитория лиц, читающих хоть какие-то периодические издания, очень невелика. Так, 75% респондентов заявляют, что они не читают ни одной  ежедневной газеты каждый день, а 63% не читают ежедневную периодику хотя бы раз в неделю. 65% населения систематически не просматривают еженедельные газеты и журналы и 53% не читают их хотя бы один раз в месяц. 76% опрошенных регулярно  не читают ежемесячную прессу, а 56% не делают этого хотя бы раз в год. Даже самые популярные издания не набирают больше 15-18% читательской аудитории. Можно сказать, что современная  молодежь с каждым годом негативнее относиться к печатным изданиям из-за недостатка времени и желания  познавать окружающий мир, явления, обстановку сложившуюся в стране. Все это они могут найти  на страницах электронного варианта - Интернета. Однако, стоит заметить, что пресса в настоящее время, для привлечения числа читателей, стала прибегать к методу кливиты, придумывая всеразличные истории и  факты, случившиеся со звездами шоу-бизнеса  или политики, которые так привлекают подростков. Но не стоит разочаровываться по поводу "желтой" прессы, можно  сравнить несколько печатных изданий  и выбрать определенную, имеющую  больший авторитет среди читателей, и не прибегать к статьям "желтой" печати.

 

 

 

 

 

2.3 Интернет

Сегодня наряду с видеоиграми  популярным время провождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой  эры в развитии средств и систем переработки информации. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, если хотите, цивилизованности человека. Трудно представить себе человека, претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером. Современное состояние дел таково: если в середине-конце 90-х годов в числе наиболее частых занятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то теперь увлечение компьютером потеснило прежние увлечения. Около 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах и увлечениях, упоминают компьютер, Всемирную сеть Интернет, практически наравне с занятиями спортом, прогулками и общением с друзьями. Что такое Интернет? «Интернет – это глобальная компьютерная сеть, предоставляющая огромные свободы пользователям». Но сейчас, это уже нечто большее, чем просто сеть. Теперь Интернет стал еще и источником, через который террористы организовывают теракты, через который продают наркотики, через который продают детей. В Интернете есть пристанища тысячи извращенцев и психически неполноценных личностей.

Более 54% пользователей Интернета  уверены, что сеть оказывает положительное  влияние на их жизнь, но 46% ощущают  негативное влияние Интернета. Эта  часть пользователей опасаются  отрицательного влияния «сетевого  образа жизни» на свое здоровье и физическую форму. Они чаще всего замечали негативное влияние Интернета на состояние  их рук и пальцев, на режим сна, зрение. А молодежь от 14 до 34 лет, которая  более склонна видеть в сети сильный  положительный фактор, при этом значительно  чаще жалуется на порчу зрения и  осанки из-за долгого сидения за компьютером.

Что же такое Интернет глазами  подростка? Прежде всего – это  средство развлечения, а уж потом  источник знаний и помощник в учебе. Да и, честно говоря, не все второе применяют. Очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях. Большая часть  подростков проводят огромное количество времени в различных чатах  и форумах, что, по их мнению, расширяет  кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом деле это совершенно не так. От этого они становятся только глупее и ограниченнее – в общении  и в свободе в целом. Это  уже в некоторых случаях перерастает  в зависимость. Но, к сожалению, доказать это самому подростку невозможно. Он должен сам это понять и осознать, только тогда возможно все изменить. Для большинства подростков Всемирная  сеть – это очередная игрушка  для получения интересующей его  информации, полезной с его точки  зрения, но никак не сточки зрения взрослых. Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, но и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни. Интернет дает иллюзию вседозволенности. В сети существуют клубы самоубийств, клубы наркоманов, клубы начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучиться правильно подбирать и колоть наркотики. В Интернете полно порнографии. Большинство молодых людей покупают модем лишь для того, чтобы зайти на порносайт. В Интернете легко можно найти сайты, где свободно продаются видеоматериалы с детской порнографией. А ведь на подобный сайт может зайти любой человек, в том числе и дети 13-16 лет. К сожалению, негативная информация в Интернете на данный момент преобладает. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях человеческого организма, особенно вредоносно влияние в подростковом возрасте, так как именно сейчас организм ребенка усиленно растет и развивается.

Если зрение, слух могут  испортиться посредством клавиатуры, «мыши» или монитора, то на психику  человека в первую очередь влияют виртуальные вещи – игры и Интернет. Вот какие психологические симптомы может испытывать подросток, если он относится к группе Интернет - зависимых  людей:

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния интернета на формирование личности