Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и психологической готовности к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и психологической готовности ребенка к школе.
Цель исследования: раскрыть взаимосвязь детско-родительских отношений и психологической готовности ребенка к школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие «детско-родительские отношения».
2. Изучить содержание психологической готовности детей к школьному обучению.
3. Установить взаимосвязь между типом детско-родительских отношений и уровнем психологической готовности детей к школе.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические подходы к понятию детско-родительских отношений у дошкольников
1.1. Сущность детско-родительских отношений……………………………6
1.2. Специфика детско-родительских отношений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………17
1.3. Краткие выводы по главе……………………………………………….12
Глава 2. Педагогические аспекты психологической готовности ребенка к школе
2.1. Понятие психологической готовности ребенка к школе……………..22
2.2. Структура психологической готовности к школе…………………….37
2.3. Краткие выводы по главе 2……………………………………………..41
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и психологической готовности к школе
2.1. Краткая характеристика испытуемых…………………………………43
2.2. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений дошкольников и психологической готовности к школе…………………………53
Заключение…………………………………………………………………...57
Список использованной литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

51 Курсовая № 51.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

II. Принятие учебной задачи — понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

III. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения. Этот блок готовности отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения.

IV. Информационный блок готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

V. Управление деятельностью.   Учебно-важные  качества V блока обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

В процессе школьного обучения создаются условия для развития учебно-важных качеств и установления взаимосвязей между ними в соответствии с целями обучения и содержанием усваиваемого материала, формируется новый уровень психической организации деятельности (вторичная готовность к учению), обеспечивающий усвоение более сложного учебного материала. Успешность усвоения определяется теперь не уровнем развития отдельных качеств, а характером их взаимосвязей. Психологическая структура школьной готовности приобретает системный характер [28, с. 126 – 133].

Психологическая готовность детей к школе не  сводится к наличию у ребенка только учебно-важных качеств, готовность к школьному обучению предполагает разностороннее развитие личности ребенка. Этот целый комплекс свойств и характеристик, описывающий наиболее значимые достижения в детском развитии ребенка в дошкольный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Краткие выводы по главе 2

 

Проанализировав теоретические психолого-педагогические источники, мы пришли к выводу, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты»:

Личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных процессов – сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

Социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Этот компонент предполагает достижение детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми и переход от эгоцентризма к децентрации.

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности детей к школе влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Итак, мы можем говорить о психологической готовности к школьному обучению, как о готовности в жизни в обществе, о приобретении ребенком тех навыков, знаний и умений, которые помогут ему в дальнейшем обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и психологической готовности к школе

 

2.1. Краткая характеристика испытуемых.       

 

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 1 «Солнышко» г. Анива в подготовительной группе. Участники исследования: дети подготовительной к школе группы в количестве 16 человек и родители в количестве 16 человек.

Цель практической части исследования: раскрыть взаимосвязь детско-родительских отношений и психологической готовности ребенка к школе.

Задачи исследования:

1. Определить тип родительского отношения у родителей, воспитывающих детей 6 –7 лет.

2. Изучить уровень и особенности психологической готовности к школьному обучению у детей 6 – 7 лет.

3. Выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и психологической готовности ребенка к школе.

Методы исследования: тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина [3], комплексная диагностика уровня психологической готовности к школе детей [43, с. 44 – 56], метод ранговой корреляции Спирмена [31, с. 138].

Для определения степени психологической готовности детей к школе была использована диагностика психологической готовности детей шести лет к школе. Уровень психологического развития в группе на основе диагностики выявлялся по следующим критериям:

1. Беседа с ребенком.

Цель: проверка ориентировки в окружающем мире и запаса знаний дошкольника.

Как тебя зовут? (фамилия, названная вместо имени, не ошибка)

Сколько тебе лет?

Как зовут родителей? (уменьшительное имя – не ошибка)

Как называется город, село, деревня, где ты живешь?

Каких домашних животных ты знаешь?

Каких диких животных ты знаешь? (правильный ответ, когда названо не менее 2-х диких и домашних животных)

В какое время года появляются листья на деревьях? (правильный ответ, когда кончится зима)

Что остается на земле после дождя? (правильный ответ – лужи, сырость, грязь, слякоть)

Чем отличается день от ночи? (правильный ответ – днем светло, ночью темно, ночью спят)

2. Отношение к школе.

Цель: определить отношение ребенка к школе.

Хочешь ли ты идти в школу?

Как ты думаешь, что хорошего и интересного будет в школе? (о сформированности правильного отношения к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия, получение знаний, оценки и т.д. О несформированности – игры с детьми, в школе не надо спать днем и т.д.)

Как, по твоему, лучше учиться вместе с мамой дома или с учительницей в школе? (о сформированности – предпочтение школьного обучения)

О сформированности отношения к школе можно судить по всем 3-м вопросам. Три правильных ответа – высокий уровень, в двух случаях – средний, в одном – низкий.

3. Тест Керна-Йирасека.

Тест состоит из трех заданий. Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти, второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (I – высший балл, V – низший балл).

Инструкция по применению теста представлена в приложении 1.

4. Исследования механической памяти.

Инструкция: «Я прочту тебе слова, а ты повторишь все слова, которые запомнил. Слушай внимательно. Готов? читаю».

СЛОВА: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын.

Обстановка должна быть спокойной – не должно быть отвлекаемых моментов (предметов, звуков).

Слова надо читать четко, ровным голосом, не торопись (чтение всего списка должно занимать не более 20 секунд).

Ребенок повторяет запомнившиеся слова сразу, как только экспериментатор закончит чтение слов. Когда ребенок закончит, спросить: «Больше ничего не помнишь?». Подбодрить: «Молодец, ты много запомнил, но ещё не всё. Давай я, ещё повторю слова, а ты их повторишь. Слова будут, которые ты говорил в этот раз, но ты всё равно повтори их ещё раз. Хорошо?». Более 4-х раз читать не надо.

Обработка результатов:

О хорошей памяти говорят следующие показатели:

- с первого раза ребенок запомнил  не менее 5 слов.

- в итоге (после 3-4 чтения) получено 9-10 слов.

- по ходу выучивания не было  «провалов», когда после одного  из чтений ребенок вспоминает  меньше слов, чем после предыдущего (например, 7-8-8-9). В большинстве случаев наличие провалов – признак переутомления.

5. Графический диктант (рисование узоров).

Цель: выяснить, умеет ли ребенок слушать и выполнять задания взрослых.

Материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.

Инструкция: «Давай нарисуем узоры. Я буду говорить тебе, как проводить линии, а ты рисуй, что я говорю. Ты помнишь, где у тебя правая рука? Правильно, та, которая держит карандаш. А ну-ка вытяни её в сторону. Куда она показывает? Значит, когда я скажу провести линию направо, ты проведешь её в сторону…(окна, двери или другого находящегося рядом предмета). А где левая рука? Правильно. Если я скажу провести линию налево, то куда ты проведешь линию? Покажи рукой. Я буду говорить не только направление линий, но и их длину. Наприме5р две клеточки или одна. Рисуй только то, что я буду говорить. Когда проведешь линию, остановись и жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Новую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая». Показать, где начинается узор (верхний левый угол листа). Начинайте диктовать:

- Одна клетка вверх. Одна клетка  направо. Одна клетка вниз. Одна  клетка направо. Одна клетка вверх  и т.д. Если ребенок допускает  ошибки, поправьте его: этот узор  тренировочный.

Следующий узор оценочный:

- Две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка вниз, одна клетка направо. Дальше рисуй узор сам.

Следующий узор:

- Две клетки вверх, две клетки  направо, одна клетка вниз, одна  клетка налево, одна клетка вниз, две клетки направо. Дальше рисуй  узор сам.

Следующий узор:

- две клетки вверх, одна клетка  налево, две клетки вверх, одна  направо, одна клетка вниз, две  клетки направо, одна клетка вниз, одна налево, две клетки вниз. Дальше рисуй сам.

По ходу рисования уже не делается никаких указаний, ошибки не исправляются. После 2-3 повторений диктовку прекратите, пусть ребенок самостоятельно продолжит узор до конца строки.

Оценка результатов:

- безошибочное воспроизведение  с голоса – 4 балла;

- одна-две ошибки – 3 балла;

- за большое количество ошибок  – 2 балла;

- если ошибок больше, чем правильных участков – 1 балл;

- если правильных участков нет  вообще – 0 баллов.

Сложить все баллы, полученные ребенком за каждый узор. Оценки самостоятельного продолжения узора – нормой можно считать 5 баллов. К концу седьмого года, за 2-3 месяца до школы, сумма баллов за диктант должна составлять не менее чем 7.

6. Исследования кратковременной  памяти и умозаключения.

Данный тест носит комбинированный характер. Выражается это в использовании одного и того же материала для оценивания 2-х взаимосвязанных, но качественно разных способностей кратковременной памяти и логического мышления. Последняя способность представлена одним из видов умозаключений.

Экспериментатор: «Ты любишь слушать рассказы?» (ребенок обычно отвечает утвердительно). Вот я сейчас начну маленький рассказик, а ты постарайся его хорошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен? «Жили-были 3 мальчика: Коля, Петя, Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори».

Если обследуемый не может повторить полностью. И без существенных искажений, воспроизвести эти фразы, экспериментатор говорит: «Ничего, не унывай. Сразу всё не получится. Давай попробуем ещё раз. Слушай внимательно. «Жили-были…».

В протоколе фиксируется количество повторений. Этот показатель послужит для оценки кратковременной смысловой памяти обследуемого ребенка: чем меньше потребность в повторении, тем выше уровень. При этом используется таблица 1:

Таблица 1

Оценка кратковременно смысловой памяти

Возраст

Низкий балл

Средний

Высокий

Шестилетки

Меньше или равно 8

5-7

1-4

Семилетки

Больше или равно 7

4-5

1-3


 

Как только ребенок даст полный и правильный ответ, экспериментатор переходит к проверке его способности осуществлять умозаключения. «Молодец, вот теперь повторил верно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?»

Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, экспериментатор говорит: «Ну-ка давай подумаем ещё раз: Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Так кто из них самый высокий?» после того, как ребенок даст правильный ответ, ему задается ещё один вопрос: «А кто из мальчиков самый низкий?»

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и психологической готовности к школе