Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и психологической готовности к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и психологической готовности ребенка к школе.
Цель исследования: раскрыть взаимосвязь детско-родительских отношений и психологической готовности ребенка к школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие «детско-родительские отношения».
2. Изучить содержание психологической готовности детей к школьному обучению.
3. Установить взаимосвязь между типом детско-родительских отношений и уровнем психологической готовности детей к школе.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические подходы к понятию детско-родительских отношений у дошкольников
1.1. Сущность детско-родительских отношений……………………………6
1.2. Специфика детско-родительских отношений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………17
1.3. Краткие выводы по главе……………………………………………….12
Глава 2. Педагогические аспекты психологической готовности ребенка к школе
2.1. Понятие психологической готовности ребенка к школе……………..22
2.2. Структура психологической готовности к школе…………………….37
2.3. Краткие выводы по главе 2……………………………………………..41
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и психологической готовности к школе
2.1. Краткая характеристика испытуемых…………………………………43
2.2. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений дошкольников и психологической готовности к школе…………………………53
Заключение…………………………………………………………………...57
Список использованной литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

51 Курсовая № 51.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 Оглавление

Введение.............................................................................................................3   

Глава 1. Теоретические подходы к понятию детско-родительских отношений у дошкольников

1.1. Сущность детско-родительских отношений……………………………6

1.2. Специфика детско-родительских отношений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………17

1.3. Краткие выводы по главе……………………………………………….12       

Глава 2. Педагогические аспекты психологической готовности ребенка к школе

2.1. Понятие психологической готовности ребенка к школе……………..22

2.2. Структура психологической готовности к школе…………………….37

2.3. Краткие выводы по главе 2……………………………………………..41

Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и психологической готовности к школе

2.1. Краткая характеристика испытуемых…………………………………43       

2.2. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений дошкольников и психологической готовности к школе…………………………53

Заключение…………………………………………………………………...57

Список использованной литературы………………………………………..59      

Приложения…………………………………………………………………..63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [3, с. 49].

Семейное воспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, типом воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку. Одновременно родители должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их, то есть иметь здоровую семью с благополучной нравственно-эмоциональной атмосферой. Общие взгляды и педагогическая позиция родителей определяют и тип, стиль воспитания: авторитарный, демократический, безразличный.

Успешность обучения ребенка в школе зависит не только от его психологической зрелости, но и от того, какие стили воспитания царят в семье. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Психологическая зрелость предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: мотивационной, волевой, умственной, а также социальной.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается, как совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению [24, с. 346].

В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающая в результате социального созревания ребенка, появление у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [26, с. 51].

В последнее время осуществляется много споров и среди психологов и среди педагогов о том, какие факторы обуславливают успешность психологической готовности детей к школьному обучению. Одним из факторов данной подготовки, по их мнению, выступают детско-родительские отношения.

Данная тема была предметом изучения А.Я. Варги, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткиной, А.Н. Запорожца, В.С. Мухиной, Я.З. Неверович, А.В. Петровского, Е.О. Смирновой  и др.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования «Взаимосвязь детско-родительских отношений и психологическая готовность ребенка к школе» является актуальной.

Объектом исследования стали дети 6 – 7 лет и их родители.

 Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и психологической готовности ребенка к школе.

Цель исследования: раскрыть взаимосвязь детско-родительских отношений и психологической готовности ребенка к школе.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

1. На основе анализа психолого-педагогической  литературы рассмотреть понятие «детско-родительские отношения».

2. Изучить содержание психологической готовности детей к школьному обучению.

3. Установить взаимосвязь между типом детско-родительских отношений и уровнем психологической готовности детей к школе.

В основу исследования была положена гипотеза: можно предположить, что тип родительских отношений оказывает влияние на успешность психологической готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет.

Для проведения исследования были использованы методы эмпирического исследования: тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина, комплексная диагностика уровня психологической готовности к школе детей, метод ранговой корреляции Спирмена.

Новизна исследования заключается в систематизации диагностических методик для проведения исследования.

Практическая значимость состоит в практическом применении полученных результатов исследования, как в работе педагогов, психологов, так и в работе с родителями.

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 1 «Солнышко» г. Анива в подготовительной группе. Участники исследования: дети подготовительной к школе группы в количестве 16 человек и родители в количестве 16 человек.

На первом этапе исследования (октябрь 2012 г.), изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования. Выявлялось состояние исследовательской проблемы в педагогике и психологии. Полученный материал позволил определить и сформулировать цель, задачи, выдвинуть гипотезу и наметить программу эмпирического исследования. Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы эмпирического исследования.

На втором этапе были подведены результаты эмпирического исследования.

В приложении содержатся материалы  исследования.

В списке использованной литературы 44 источника.

 

 

Глава 1. Теоретические подходы к понятию детско-родительских отношений у дошкольников 

 

1.1. Сущность детско-родительских  отношений 

 

Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок – это детско-родительские отношения. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Проблема влияния родительского отношения; на психическое благополучие личности рассматривается также в рамках гуманистической психологии. В западной психологии данное направление существует в русле концепции А. Маслоу, Г. Оллпорта, К. Роджерса и других.

Специфика детско-родительских отношений в зарубежной психологии традиционно исследуется в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, Д. Винникот, Э. Берн и др.), бихевиористского (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Р. Сирс, А. Бандура и др.) и гуманистического (Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.) направлений.

Психоанализ стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями. Наибольшую популярность завоевала теория привязанности. Центральным понятием в теории привязанности является «внутренняя рабочая модель», которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

Важность данной проблемы подтверждается исследованиями таких ученых как Э. Эриксон, А. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникотт, Э. Бронфенбреннер, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден, которые выявили, что основа социальной адаптации формируется с появлением у ребенка в первый год жизни чувства привязанности к близким взрослым. При этом выделенные авторами типы привязанности ребенка к родителям (взрослым) рассматриваются в качестве условий его социальной адаптации. Они рассматривают семью как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. Семья, по мнению ученых, может представлять собой как фактор, влияющий на успешность социальной адаптации ребенка-дошкольника, так и одну из причин социальной дезадаптации личности. При этом характер детско-родительских отношений выделяется в качестве основного условия социальной адаптации ребенка-дошкольника [11, с. 54 – 46].

Решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка подчёркивают и ведущие отечественные теоретические подходы, но сами эти отношения не являются предметом исследования, ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Наряду с этим, клиническими психологами (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.) накоплен огромный опыт работы в сфере детско-родительских отношений. В детском возрасте эта взаимосвязь как никогда прочна и актуальна [15, с. 112 – 116]. По мнению Д.И. Фельдштейна, «степень овладения растущим человеком социальным опытом действий и отношений…своеобразно кумулируется в позиции его «Я» по отношению к обществу» [39, с. 102]. При этом до 6-ти летнего возраста дети находятся в узком кругу интимно-личностных отношений и ориентируются в основном на близких людей. То есть, именно отношения с родителями являются фундаментом всех других социальных связей ребёнка, которые ему предстоит устанавливать и создавать. Кроме того, эти отношения играют центральную роль в развитии самосознания – через них ребёнок приобретает опыт отношения не только к другим, но к самому себе [21, с. 122 – 125].

Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская, Т.В. Якимова и др.) [21, с. 125]. Эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о себе самому [34, с. 77].

Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. По образному выражению В. Сатир, семья представляет собой фабрику, в которой формируются новые люди [30, с. 117]. Именно семья предоставляет широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех ее членов, но семья может стать и источником дисгармонии личности.

Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности.

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия человека с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, и эти модели передаются из поколения в поколение. Современным родителям приходится сталкиваться с некоторыми трудностями в ситуации смены идеологических ориентиров в стране; идеи равноправия все больше проникают в систему семейных отношений, поэтому родители, продолжающие говорить с детьми с позиции власти и превосходства, не осознают того, что дети слушают их с позиции равенства, и по этой причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу.

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и психологической готовности к школе