Экологическое сознание российских и зарубежных студентов и его развитие в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа содержит: исследование понятий «экологической культуры», исследование состояния экологической культуры российских и американских студентов, рассмотрение форм проявления экологической культуры российских и американских студентов, кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов, анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………….5
Глава 1.Состояние экологической культуры российских и американских студентов.
1.1 Понятие «экологическая культура» в российской и американской социологических традициях. ……..7
1.2 Этноэкологические знания в системе экологической культуры…………………………………………………………………13
Глава 2. Формы проявления экологической культуры российских и американских студентов.
2.1 Концептуальные основы построения модели экологического образования в вузе………………………………………………………
2.2. Модернизация экологического образования………………...……31
2.3. Кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов (2008-2013 гг.)……………………………………………..34
Глава 3. Институты формирования экологической культуры российских и американских студентов.
3.1. Анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры………………………………………………37
3.2.Процентное соотношение видов административных правонарушений в области охраны окружающей среды на территории России и США…………………………………………………………..56
Заключение………………………………………………………………57
Список литературы……………………………………………………58

Вложенные файлы: 1 файл

курсач наиля.docx

— 487.60 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки России

Федеральная служба по надзору в  сфере образования и науки

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Казанский национальный исследовательский  технологический университет»

(ФГБОУ ВПО КНИТУ)

Институт  технологий легкой промышленности, моды и дизайна

 

 

 

 

 

 

                                   Гарифуллина Н.Б

                                 КУРСОВАЯ РАБОТА

      ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ

« Экологическое сознание российских и зарубежных студентов и его развитие в процессе обучения»

Направление 100400.62 «ТУРИЗМ»

«Технология и организация экскурсионных  услуг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань

КНИТУ

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УДК: 37.013.43  

ББК : 74.03

Гарифуллина Н.Б.Курсоваяработа.Экскурсоведение.Гарифуллина Н.Б.....; Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : КНИТУ, 2013. –с.

   ISBN   978-5-222-18746-1

 

 

Курсовая  работа содержит: исследование понятий «экологической культуры», исследование состояния экологической культуры российских и американских студентов, рассмотрение форм проявления экологической культуры российских и американских студентов, кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов, анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры.

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа рекомендуется для студентов по направлению 100400.62 подготовки «Туризм» по профилю «Технология и организация экскурсионных услуг».Подготовлено на кафедре моды и технологии.

 

 

 

Подготовлено  на кафедре моды и технологии.

 

 

 

 

 

Рецензенты:доктор биол. наук, проф. КФУ  Зиятдинова  А.И.,канд.геогр. наук доцент КФУ Биктимиров Н.М.

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………….5 

Глава 1.Состояние экологической культуры российских и американских студентов. 

1.1 Понятие «экологическая культура»  в российской и американской  социологических традициях. …………………………………………..7

1.2 Этноэкологические знания в системе экологической культуры…………………………………………………………………13

 

Глава 2. Формы проявления экологической  культуры российских и американских студентов. 

2.1 Концептуальные основы построения модели экологического образования в  вузе………………………………………………………22

2.2. Модернизация экологического образования………………...……31

2.3. Кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов (2008-2013 гг.)……………………………………………..34

 

Глава 3. Институты формирования экологической  культуры российских и американских студентов. 

3.1. Анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры………………………………………………37

3.2.Процентное соотношение видов административных правонарушений в области охраны окружающей среды на территории России и США…………………………………………………………..56

 

Заключение………………………………………………………………57

Список литературы……………………………………………………58

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мир, в котором  живет человек, представляет собой  сложную целостную систему «природа – общество», и культура функционирует на всех уровнях этой системы. Сегодня состояние природной среды стало величиной, производной от деятельности человека, и, следовательно, оно зависит от уровня культуры людей и степени их нравственности. Поэтому «впервые в истории вполне правомерно рассматривать природную среду как продолжение культуры, включенное в систему социальных ценностей, а не просто как существующую саму по себе, независимо от людей, как это было раньше, до возникновения столь тесной зависимости между обществом и природой» [1, 13].

Экологическая культура – это способ существования  субъекта и организации его деятельности. Попытка осуществления комплексного подхода к определению понятия с учетом описательного, исторического, нормативного, психологического, структурного и генетического аспектов была осуществлена В.В. Бахаревым (1998). В его понимании экологическая культура социума представляет собой «совокупность и неразрывное единство общечеловеческих и самобытных этнических духовных ценностей, особенностей экологического сознания и мировоззрения, экологической деятельности и удовлетворения человеческих потребностей в соответствии с законами природной целостности, включая морально-этические принципы, эколого-ориентированные правовые нормы и знания, установки, правила и навыки природосообразного поведения, здоровый образ жизни и творческое использование досуга, экологическую ответственность всех субъектов человеческого сообщества(народов, поколений, социальных групп, индивидов), формируемых и реализуемых в пространстве и времени в процессе непрерывной социализации общества» [2]. Однако, как показала десятилетняя практика, это комплексное определение является громоздким, вызывающим затруднение при цитировании и использовании в повседневной практике. Поэтому нами было предложено новое определение: экологическая культура социума – неотъемлемая часть социальной культуры, способствующая формированию и воспроизводству форм жизнедеятельности, направленных на гармонизацию взаимоотношений человека (социума) с природой и людей между собой в процессе природопользования, природоохраны и природовосстановления. Справедливости ради отметим, что и это определение, как и любое другое, не лишено недостатков. Некоторые аспекты культуры присутствуют в нем лишь имплицитно. Введение в научный обиход социологии понятия «экологическая культура социума» оправдано в следующих отношениях: во-первых, оно связано с эволюцией употребления термина «культура», который принято рассматривать амбивалентно, то есть в субстанциальном и структурно-функциональном плане. При этом за понятием «социальная культура» все более закрепляется второе значение, а следовательно, возникает необходимость более адекватного выражения его субстанциальных характеристик. В этом аспекте термин «экологическая культура» становится исключительно актуальным. Во-вторых, для социологии актуальна проблема, которую П. Сорокин определил в качестве «надорганики», то есть того, что имеет к предмету данной науки косвенное отношение. Понятие «экологическая культура социума» позволяет инструментально обеспечить социологичность исследования и избежать перенасыщения предмета издержками «надорганики» в силу возможности четкого обозначения в его содержании социоэкокультурных свойств и функций. В-третьих, это понятие, в отличие от категорий «социальная культура», «социальная экология» и тому подобных является более социоэкоцентричным, предполагает наличие субъекта – социума и обусловленную им организационную структуру, дифференцированную как по вертикали, так и по горизонтали.

По нашему мнению, социология экологической культуры – становящаяся отрасль социологического знания. Она представляет собой комплексное направление социологии культуры и экологической (инвайронментальной) социологии, изучающее закономерности развития экологической культуры, формы проявления этих закономерностей в экосообразной деятельности общества, связанной с формированием экоцентрического сознания и мировоззрения, усвоением и распространением биосферных коэволюционных идей, представлений об устойчивом и безопасном развитии социума, эколого-культурных принципов, норм, ценностей, установок, образцов природосообразного поведения, регулирующих взаимоотношения в системе «человек – общество – природа».

 

 

1.1 Понятие «экологическая культура» 

 

      Главная идея стратегии устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимоувязанного социально экономического и экологического развития, в рассмотрении проблем природной среды в единстве с социально-экономическими процессами. В этом случае создаются предпосылки для обеспечения права людей на здоровую и качественную жизнь, уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира.      

Чтобы обеспечить устойчивое будущее, потребуется  изменить мировую экономику, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Все это часто отождествляют или связывают с экологической революцией. Она действительно может встать в один ряд с аграрной и промышленной революциями как одно из наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества.      

В отличие от аграрной революции, которая  способствовала небывалому росту численности населения, цель экологической революции — восстановление равновесия между потребностями населения Земли и природными ресурсами, между социально-экономическим и экологическим развитием, обучение населения основам общения с внешним миром для гармонизации своей жизни и окружающей среды.[6]      

Экологическая революция должна идти более быстрыми темпами. Если аграрная революция началась 10 тыс. лет назад, а промышленная (в разных формах) по существу продолжается уже два столетия, то для экологической нам отпущено лишь несколько десятилетий. И здесь на передний план выходят проблемы культуры и образования.Культура  как способ адаптации и организации  жизнедеятельности людей является важнейшим показателем их отношения друг к другу и к природному окружению. В зависимости от со держания и ориентации она может сближать и отчуждать народы. В наше время выживание человечества во многом зависит от становления мировой культуры, сочетающего в себе самобытные национальные культуры с общечеловеческими ценностями. 

Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономики, стратегиям, должна прийти стратегия, в центре которой находится человек. Современный образ жизни, ценности, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подвергнуться радикальным изменениям. Вот почему необходимо целенаправленно использовать не только культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую экологическую культуру.  

Экологическая культура предстает как новый  способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания. В этом смысле экологическая культура является показателем уровня экологического сознания.[10]  

Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе взглядов, которая  строится биосфероцентристски. Это значит, что теперь при решении любых проблем приоритет необходимо отдавать природным факторам, а не социально-экономическим. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение природной среды его существования. Эта опосредованность вызвана острой практической потребностью, порожденной новой ролью человека на планете.

Мерой экологической  культуры выступает экологическая этика. Акцентируя внимание на проблемах биосферы, всего живого, она создает предпосылки действий, ориентированных на сохранение и развитие человеческого и природного бытия. В экологической этике в сферу нравственных отношений, кроме традиционно рассматриваемых отношений "человек — человек", "человек — общество" включается также целый ряд сторон отношений "человек — природа".    

Основное  свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных  условиях существования будущих поколений. Обращенность в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает экологическую этику от традиционных направлений этики.[11]

Положения экологической этики уже сейчас позволяют предположить следующие требования: отказываться от любых действий, которые могут подорвать возможности существования будущих поколений; мера ответственности перед потомками должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся и состояния природной среды; недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.

      Однако  эти и другие положения экологической этики, призванные обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы, могут быть реализованы, если они практически пронизывают самые различные сферы человеческой деятельности, образование, воспитание, политику и др. Только в этом случае этические нормы, насыщенные экологическим содержанием, не останутся благим пожеланием и приблизят становление нового, экологического общества.Основным  средством формирования экологической  культуры призвана стать целенаправленная система экологического образования.Потребность  в кологическом  образовании   связана   с 

необходимостью обеспечения благоприятной  среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье — основное право человека и главную  цель развития цивилизации. Без необходимых  для существования и развития человека природных предпосылок  все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому, экологическое образование  должно не просто проникнуть в структуру  системы образования, а стать  одной из ее основ. Если литература и история нужны для усвоения ценностей культуры, естествознание — закономерностей природы, то экологическое  образование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения  к природе, определения допустимой меры ее преобразования, усвоения специфических  социально-природных закономерностей  и нормативов поведения, при которых  возможно дальнейшее существование  и развитие человека.

Деформация системы экологических отношений,дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе; низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых; не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека непосредственно. Поэтому основная цель экологического образования — формирование ответственного отношения к природе.Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной.[14]Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе, к другим и т.д. Добровольное, свободное соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность в необходимости свободного поведения, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.Все, кто связан с деятельностью, оказывающей  вредное влияние на природную  среду и здоровье людей, обязаны  иметь необходимую экологическую подготовку, которую следует учитывать при назначении их на должность, при аттестации. Лица, не обладающие такой подготовкой, не должны допускаться к работе. Если учесть, что почти любая человеческая деятельность может при нерациональной ее организации быть опасной для окружающей среды, то понятно, что практически каждый нуждается в соответствующей общей экологической подготовке.В связи с этим международное экологическое  движение педагогов признает образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем и рекомендует государствам и правительствам разработать соответствующую политику в области образования в свете глобального экологического кризиса.[4]Различают экологическое образование и  экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование — это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня.      

Информация о работе Экологическое сознание российских и зарубежных студентов и его развитие в процессе обучения