Экологическое сознание российских и зарубежных студентов и его развитие в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа содержит: исследование понятий «экологической культуры», исследование состояния экологической культуры российских и американских студентов, рассмотрение форм проявления экологической культуры российских и американских студентов, кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов, анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………….5
Глава 1.Состояние экологической культуры российских и американских студентов.
1.1 Понятие «экологическая культура» в российской и американской социологических традициях. ……..7
1.2 Этноэкологические знания в системе экологической культуры…………………………………………………………………13
Глава 2. Формы проявления экологической культуры российских и американских студентов.
2.1 Концептуальные основы построения модели экологического образования в вузе………………………………………………………
2.2. Модернизация экологического образования………………...……31
2.3. Кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов (2008-2013 гг.)……………………………………………..34
Глава 3. Институты формирования экологической культуры российских и американских студентов.
3.1. Анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры………………………………………………37
3.2.Процентное соотношение видов административных правонарушений в области охраны окружающей среды на территории России и США…………………………………………………………..56
Заключение………………………………………………………………57
Список литературы……………………………………………………58

Вложенные файлы: 1 файл

курсач наиля.docx

— 487.60 Кб (Скачать файл)

Выделяют  два основных направления экологического образования: воспитание в духе общих идей охраны окружающей среды и здоровья людей и приобретение специальных профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных систем. Оба эти направления взаимосвязаны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии.      

Экологизация  системы образования — это  характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины, а также подготовки экологически грамотных специалистов самого различного профиля.      

Реально система образования всегда отстает  от научных исследований. Учитывая междисциплинарную специфику экологической проблемы, когда решение многих ее проявлений требует междисциплинарного подхода, большой оперативности, такое отставание должно быть сведено до минимума. Экологическое образование по праву должно стать узловым в структуре образования, одним из главных факторов ее развития.     

До недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на естествознание (преимущественно на биологическую экологию и географию) и отчасти на технические науки, связанные с технологией природоохранной деятельности (с акцентом на очистные сооружения и технологии). Социальная же часть экологии, кроме отдельных фрагментов эколого-экономических и эколого-правовых знаний, не преподавалась.      

Сейчас  очевидно, что значительная доля экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая непосредственно  занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы "общество-природа".       

Реализация  идей экологического образования предполагает как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых  дисциплин, помогающих раскрыть целостное представление о взаимосвязях природы и человека.      

Научно-теоретическим  основанием экологического образования в целом должны служить биологическая и геологическая экология, экология человека и общества (социальная экология). Дополнительными источниками могут быть инженерная экология, агроэкология и некоторые другие дисциплины.[2]       

Биологическая экология рассматривает условия  существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.       

Глобальная  экология призвана исследовать влияние  на биосферу антропогенных, космических, геофизических и других воздействий.      

Предметом исследования экологии человека являются сохранение и улучшение здоровья людей с  учетом связей человека с окружающей природной и социальной средой.      

Социальная  экология изучает систему "природа—общество", перспективы ее развития и гармонизации на различных уровнях — локальном, региональном, глобальном.      

Экология  среди естественных наук первая начала изучать интересы человека, условия его жизнедеятельности с возрастающей сложностью: от влияния человеческой деятельности на окружающую среду до оценки эффективности освоения природы и т.д. Экология становится как бы "нормативным естествознанием", то есть несет ответственность не только за истинность результатов, но и за их применение. Этим она отличается от науки классического типа, которая по отношению к человеку нейтральна, то есть не объясняет ценности и цели человеческого существования, не гарантирует оптимальной преобразующей деятельности общества. Знания традиционной науки дают возможность создать могучие средства деятельности (современная техника), но не определяют, насколько разумна, оптимальна сама цель деятельности.      

Экологическое образование включает в себя не только собственно научные знания и представления, оно также дополняется образами искусства и литературы. Интеграция научных знаний и соответствующих художественных образов позволяет преодолеть разрыв между логической и образной формами познания действительности и служит гуманизации образования.[3]      

В целом в содержании экологического образования можно выделить следующие аспекты:      

Научный - обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии.      

Ценностный - формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство, призывает подрастающее поколение не только уметь видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, по и вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.      

Нормативный - ориентирован на систему норм и правил, предписании и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия.      

Деятельностный - формирует познавательные, практические и творческие умения экологического характера, развивает волевые качества обучающихся; учит проявлять активность в решении экологических проблем. Знакомство с экологизацией техники и технологии позволяет углублять представления о становлении принципиально новых направлений научно-технического прогресса.      

В заключение можно сказать, что сегодня необходима единая общегосударственная концепция экологического образования, учитывающая не только соответствующие международные установки и программы, но и специфику образовательных институтов России. Главная педагогическая проблема в данном случае — это определение содержания и объема учебной нагрузки для каждой образовательной структуры в зависимости от ее уровня. Все более существенное значение приобретает также разработка технологии экологического образования, обоснование критериев оценки результатов обучения. [9]

 

1.2 Этноэкологические знания в системе экологической культуры

 

Проблема  взаимосвязи природы и культуры существовала на протяжении всей истории  цивилизации, а особую актуальность приобрела на рубеже XX - XXI веков. Важнейшей  задачей человечества в третьем  тысячелетии представляется сохранение культурной среды, необходимость формирования экологической культуры социума. Если природа необходима человеку для  его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для  его духовного, нравственного бытия  и самодисциплины. Именно экологическая  культура, на наш взгляд, является одним  из механизмов формирования этноэкологического знания, так как в результате адаптации  к условиям природно-ландшафтной  среды этнические общности вырабатывают определенные традиции отношения к  этой среде, формируют специфические  способы природопользования, на основе которых происходит становление  традиционных систем жизнеобеспечения, поддерживающих экологическое равновесие в этноэкосистеме. В связи с  этим представляется необходимым обращение  к рассмотрению феномена экологической  культуры как части общечеловеческой культуры и ее основных составляющих: экологического сознания, экологической  этики, экологического мировоззрения.

Во второй половине XX века экологические ориентации в науке, образовании, политике и  других сферах общественной жизни приобретают  первостепенное значение. Сочетание  понятий экология и культура становится одним из популярнейших в современном  социокультурном пространстве, поэтому  неслучайно возникновение интерпретаций  данного единства в форме экологической  культуры, культурной экологии и экологии культуры. Эти три составляющих, на основе которых формируется культурно-экологическое  сознание каждого человека, играют главенствующую роль в развитии культуры современного общества.

В настоящее  время человечество гораздо острее, чем когда-либо ощущает опасность  экологической катастрофы, связанной  с технологическим и социально-организационным  воздействием общества на природу, культуру и самого человека. Люди разных профессий, политических ориентации и культурных традиций включились в экологическое  движение с тем, чтобы хоть как-то бороться за сохранение природосообразности, за восстановление гармонических взаимоотношений между природными ландшафтами, окружающими человека, питающими не только его тело, но и душу, и самим человеком.

С определением культуры связаны такие понятия, как миропонимание, мировоззрение, мораль, нравственность, которые начинают формироваться на самых ранних этапах социализации личности. Самое непосредственное влияние на процесс социализации оказывает окружающая природная  среда. В процессе социализации личности происходит формирование сознания, в  том числе и этнического, неотъемлемым элементом которого является связь  того или иного этноса с той  природно-ландшафтной средой, в которой  он проживает.

Важнейшими  признаками формирования экологической  культуры как этнических общностей, так и отдельной личности, по мнению Н. Мамедова, являются «отказ от непосредственного  антропоцентризма и переход к  системе взглядов, соответствующих  биоцентристике». Осознание того, что  люди не просто существуют на земле  ради себя самого, а должны выполнять  определенную биосферную функцию, составляет главную парадигму экологического мировоззрения и ось экологической  культуры. Если культура вообще представляет собой форму человеческого бытия  и способ социального развития, то есть, то, каким образом люди и  с помощью каких материальных и духовных средств обеспечивают свое сохранение и развитие как социальных существ, то экологическая культура этноса представляет собой способ социоприродного  развития. Другими словами, сущностью  экологической культуры является совмещение социального с природным, их единство. Экологическая культура должна стать  способом соединения человека с природой, способствовать достижению коэволюции на основе более глубокого ее познания и понимания процесса взаимодействия общества с природой.[1]

Человек, проживая в своеобразном природном окружении, определенным образом не только приспосабливается  к нему, но и коренным образом  изменяет это природное окружение, нарушая тем самым природное  равновесие, что в дальнейшем приводит к затратам огромных денежных средств на поддержание этого равновесия и охрану природы. Термин «экология» до последнего времени обозначал отрасль науки, исследующую отношения между людьми и окружающей их природой, то есть их естественным домом. При этом предметом рассмотрения экологии были два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, воздействие на природу производственной деятельности человека, творящего материальную культуру, с другой - обратное влияние природной среды на его здоровье, популяции и генофонд. Таким образом, все - сводилось к преимущественно биологическому и физическому взаимодействию. Однако человек, в отличие от животного, существует не только и не столько в материально-физиологическом измерении. Вырвавшись за его пределы, именно он создал ноосферу - вторую, чисто человеческую среду - и является на планете единственным живым существом, у которого два «дома», две «родины» - породившая его Природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Вот почему в последние годы термин «экология» был распространен и на духовную сферу, вызвав к жизни такие понятия, как «экология души» или «экология культуры». Теперь в современном научном мире бытует популярное определение экологии, предложенное Ю. Одумом, «экология - это междисциплинарная область знания, наука об устройстве многоуровневых систем в природе, обществе и их взаимосвязи».

В современных  условиях первостепенное значение приобретает  формирование экологической культуры, базирующейся на новых ценностных основаниях, опираясь на которые В. Налимов делает вывод о том, что «человек должен будет включать в сферу своих  ближайших смыслов состояние  Земли и Космоса. Мы должны, наконец, осознать, что мы живем не просто в своем доме, в своей стране, а на Планете - в космической гостинице, где нашли пристанище другие существа, с которыми мы должны существовать в содружестве и взаимопонимании».

Традиционные  определения культуры связаны с  сопоставлением ее с природой, рассматривавшейся  в виде своеобразного фона, позволяющего выявлять особенности культуры. В  этом сопоставлении природа фиксировалась  как что-то интуитивно понятое, неопределяемое. При этом культура, взятая в рамку определения, на фоне природы обнаруживает структурность и упорядоченность. Нормативный каркас человеческих взаимоотношений как бы высвечивается на фоне темных и затаившихся, диких и враждебных человеку стихий. Формируя в растениях, животных и вещах полезные для себя свойства, вырабатывая все более изощренный инструментарий своей деятельности, сохраняя и передавая соответствующие способности и знания, человек создает культуру, особый мир вещей, инструментов, живых и действующих сил, наделенных связью, последовательностями и соответствиями.

Для античности характерным было дуалистическое понимание  природы и культуры. Их взаимосвязь  и отчуждение в основном сохранялись  и развивались и в средневековом  христианском мире с учетом того, что  идея культуры обретала черты историзма, а представления о природе  постоянно возбуждали мысль о  нереализованных задатках человека. Эпоха Возрождения во многом характеризуется  возвратом к античным идеалам  и античной культуре. Природа теперь не трактовалась как дикий и хаотический  мир, представляя собой своеобразный внутренний ориентир культуры, регулятивную идею построения морали, права, экспериментальной  науки, знания об обществе и человеке. Стремление к естественному порядку  вещей доминирует и в научном  познании, и в устроении общественной жизни.[7]

В Новое время  утверждалось, что естественный порядок  природы, служивший образцом для  культуры, был лишь косвенным выражением развития практических и теоретических  форм деятельности человека. Заполнившись и замкнувшись, пространство этих форм подчинило себе потенции человеческой жизни, индивидуального развития людей, но не приблизило человека к живительному источнику природы.

Философия начала XIX века не смогла подвести человека к  столь желаемому возврату к природе. Там, где якобы намечался «переход»  к природе, обнаруживался «натурализм»: возникали упрощенные представления  о природе, вульгаризировавшие и  культурную проблематику. Там, где природа  попрежнему воспринималась в ее жизненном  величии и оставалась внешним  фоном истолкования культуры, она оказывалась недостижимой и для человека, и для предлагаемых им измерений. Связь культуры с природой проявлялась «отгороженностью» культуры от внешнего мира. Человек, пытаясь понять свою природу, вглядывался в естественный мир, а видел «натурализм». Произошло своего рода «зацикливание» философской, человеческой, культурной мысли на проблеме соотношения природы и культуры. Она вращалась вокруг упрощенного, но компромиссного сочетания, где природа представлялась законосообразной, но недосягаемой, а культура - творческой и свободной, но лишь как дополнение или преодоление природы. В немецкой классической философии Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, К. Маркса предпринимаются серьезные попытки разобраться в неоднозначности и запутанности проблемы соотношения природы и культуры. Эти попытки были ориентированы на конкретизацию трактовки культуры преимущественно в историческом плане. Если культура есть реализация духа, то надо понять ход и ступени этой реализации. Если культура есть развертывание сил человека как предметного существа, то и в этом случае необходимо проследить, что культура создает, что меняет, что открывает в бытии людей. К. Маркс отмечал, что из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе.

Информация о работе Экологическое сознание российских и зарубежных студентов и его развитие в процессе обучения