Экологическое образование и воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:48, реферат

Краткое описание

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое образование и воспитание.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Экскурсии по окружающему  миру  бывают вводными, текущими и обобщающими. На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части её и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома и ответили на поставленные учителем вопросы.

     При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре их разновидности: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

      Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

      Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

между органами животных и растений и их функциями;

между средой обитания живых существ и особенностями  их строения и образа жизни;

между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;

между различными живыми существами в одной экосистеме.

     Экскурсия на сельскохозяйственные объекты помогает освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле, (вспашка, сев, уборка урожая), на луг, в огород, в ягодник, на ферму, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и пр. Посещение этих объектов дает возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсий – показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относится к своему труду, каковы его результаты.

      Экскурсии эстетического характера помогают ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Они требуют особой методики проведения. Используя различные педагогические приемы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

      Анализ программ начальной школы показывает, что почти все учебные предметы имеют общие точки соприкосновения, и эта особенность может быть использована для преодоления существующей предметной разобщенности, например, организацией комплексных экскурсий в природную среду. Важно продумать роль школьников на экскурсии. Именно здесь у них есть возможность проявить себя исследователем, открывателем природных связей и закономерностей. Они должны не получать готовые знания, а находить их самостоятельно, что можно стимулировать системой заданий, ориентирующей их на поиск. А результаты этих поисков могут быть отражены позднее на уроках самых различных дисциплин: чтения, если мотив выхода в природу был гуманистический, труда, если мотив экскурсии создан в экономическом или эстетическом аспекте; рисования, труда, музыки, если мотив был эстетический.

Уроки-экскурсии  позволяют организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор учеников, но и развивает, воспитывает их. У детей меняется отношение к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас.

      Таким образом, можно заключить, что экскурсия является оптимальной формой для становления у школьников прочных экологических понятий, так как у детей повышается познавательный интерес к природе, навыки взаимодействия с ней.

Еще одной оптимальной  формой организации процесса экообразования является игра.Она может применяться как отдельный метод образования. Детские игры - отражение жизни, подражание взрослым отношениям и взрослой деятельности в них не автоматическое, оно связано с творчеством, с работой воображения, с переживанием подлинных чувств в воображаемых ситуациях. Игра превращается в средство образования и средство развития личности. Даже опыт принятия экологически грамотных решений можно привить игрой, не говоря уже об усвоении в процессе игры моральных норм и правил поведения в окружающей среде . Игры, используемые для  формирования экологических понятий, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, игры- путешествия.

     Дидактические игры - это игры с правилами. Их главное свойство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи выступают перед ребенком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Эти игры помогают формировать такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль, самооценка. К дидактическим играм экологического содержания относятся игры с карточками типа лото, природным материалом «Чудесный мешочек», игры-викторины типа «Цветочный хоровод» или «Кто где живет?», игры-загадки, например по «портрету» на карточке найди растение в гербарии.

      Ролевые игры - основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Например, игра «Что произойдет?» или «Экологическая экспертиза»:разворачивается дискуссия между группами «экологов», «инженеров», «социологов», «автомобилистов», «медиков». Ролевое поведение дает возможность ребенку проявлять самостоятельность суждений, формирует  их умение вести дискуссию, использовать знания.

     Игры-путешествия с экологическим содержанием направлены на развитие познавательных интересов и потребностей детей, их экологического сознания, формирование ценностных экологических ориентаций. Они способствуют систематизации экологических понятий, осознанию детьми взаимосвязи всех компонентов природы, тесного взаимодействия человека и природы в их дальнейшей эволюции, закреплению навыков экологически грамотного поведения в природе. Игра-путешествие - это занимательный, познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов (станций), по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности, указанной в маршрутном листе. На каждом этапе (станции) судья-инструктор предлагает участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры и оценивает их выполнение.

Дети, играя, учатся жить в этом мире, общаться с его  обитателями, предметами и явлениями.

      Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

      Нельзя забывать и об организации внеклассных форм работы. Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольческой работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности.

     В экологическом образовании существуют различные эффективные формы организации процесса формирования экологических понятий. Мы рассмотрели наиболее оптимальные, на наш взгляд, формы  формирования у младших школьников экологических понятий. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:  самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных  решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Сама   природа   не   воспитывает,   воспитывает    только    активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать  природу,  чувствовать её красоту, беречь  её  богатства,  нужно  привить  ему  чувства  с  раннего возраста. Чтобы  воспитать  все  эти  чувства  в  детях,  учителя  начальных классов используют различные методы работы в этом направлении.  

 На первых   этапах наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические  ценностные ориентации,  интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и  природоохранительной  деятельности,  учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме. 

  На этапе формирования экологической проблемы особую  роль приобретают  методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Задания и задачи  направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с  учетом концепции изучаемого предмета.         Стимулируют учебную деятельность дискуссии,  способствуя проявлению  личного  отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. 

      На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и  природы  учитель  обращается  к рассказу,  который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических  ситуаций  нравственного  выбора,  которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы  и  потребности школьников.  Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания.          Свойственный искусству синтетически подход к действительности,  эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы. 

Одним из эффективных  методов формирования экологических понятий является метод наблюдения. Наблюдение - это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в помещении или в самой природе. Наблюдение - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Но, организуя наблюдение, учитель должен учитывать уровень сформированности наблюдательности у младших школьников, так как они имеют разный уровень развития этого личностного качества. Учитель определяет формы наблюдений и организует те, которые развивают направленность внимания, фиксацию наиболее существенных свойств объекта. Наблюдение можно вести на уроке и во внеурочное время. Учитывая многосторонние интересы детей к природе, учитель направляет их. В организации внеклассной работы большое место отводится методике постановки наблюдений. Дети наблюдательны и любознательны уже по своей природе. Но это совершенно не означает, что эти качества формируются у них стихийно, без направленной работы со стороны учителя. Вот почему во внеклассной работе должна быть разработана такая же четкая методика, как и в классных занятиях.

      В процессе формирования экологических понятий важным источником знаний являются словесные методы. Часто оно иллюстрируется различными наглядными пособиями. Деятельность учителя здесь состоит в том, что он передает сам или организует передачу информации словом. Деятельность ученика заключается в слушании слова.

       Большое место в формировании экологических понятий отводится этическим беседам. Воспитание, по словам В. А. Сухомлинского, это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя с детьми, облегчающее формирование нравственной позиции ребенка. Нравственный мир его сложен, динамичен, и задача педагога - постоянно следить за нравственным ростом своего подопечного, вовремя улавливать отклонения от нормального развития и своевременно корректировать их [14; 35].  И хотя роль этических бесед признается незаменимой, этому вопросу школьная практика почти не уделяет внимания. Чаще всего при формировании нормативного поведения используются запретительные меры: не рви, не шуми, не вреди, не ломай, не топчи, не разоряй. Но как говорил К.Д. Ушинский ,подобная сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только навредит. Тематика этических бесед может быть самой различной: «Природа просит помощи и защиты», «На страже земного друга», «Земля наш общий дом». Доверительная обстановка во время их проведения просто обязательна, только тогда у детей появится возможность высказывать свои мысли, суждения, чувства, что поможет выработке личностного отношения к окружающей среде.

      Нужно помнить, что ребенок - это не столько объект, сколько деятельный субъект обучения. Поэтому он должен не только знать правила поведения, но понимать необходимость их выполнения. Нужно обоснованно подводить детей к выводу, почему именно так необходимо поступать, а не иначе. При рассмотрении конкретных экологических ситуаций в беседах на темы «Гнездо», «Встреча с гадюкой», «Привал», «Весенние палы» важно, чтобы ребенок понял, какое влияние имеет поведение человека и вся его деятельность на окружающий мир. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы.

В формировании экологических понятий помогают творческие дискуссии на уроках. Например, при изучении темы «Животный мир» спор развернулся вокруг групп животных, которые в основном курсе окружающего мира не рассматриваются - червей и паукообразных. Класс можно разделить на две группы: «критики», призванные показывать негативное в представителях, говорящие об их уничтожении и «защитники»,  которые  призваны рассказывать  о  достоинствах  этих  животных,  об  их необходимости. На уроках формируется понятия: «зона обитания», «экологические цепи питания».

Информация о работе Экологическое образование и воспитание младших школьников