Экологическое образование и воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:48, реферат

Краткое описание

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое образование и воспитание.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

      Немаловажное значение в формировании экологических понятий в учебном процессе имеют задачи, экологические ситуации, включенные в урок. Решая задачи, учащиеся ищут правильный ответ; как можно поступить, что можно сделать. Дети обращаются за помощью  к дополнительной литературе, знакомятся самостоятельно с определенными понятиями. Задания, включенные в урок, должны отражать экологические взаимодействия в природной среде («Почему кузнечик зеленый?», «Могут ли белка и крот поменяться квартирами?). Все задания должны быть направлены на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей. Задания должны быть обращены непосредственно к каждому школьнику, и побуждать его самого оценить, самого думать, самого сделать вывод, самого предвидеть, самого оказать помощь, если она кому-то потребуется. А самое главное - они должны ставить ребенка в положение первооткрывателя и исследователя [39; 49].

Технология разработки заданий, отражающих экологические  взаимодействия в природной среде  доступна каждому учителю, нужно  только смотреть на мир глазами ребенка, системно воспринимать окружающий мир и уметь обсуждать возникающие проблемы с ребенком, как с партнером.      Экологические задания должны быть занимательны, но и познавательны одновременно. 

      Итак, экологическое образование должно воспитывать граждан, способных к практической экологической деятельности, обладающих бережным отношением к природе и активно участвующих в решении и предотвращении экологических проблем. Оптимальными формами в формировании экологических понятий в начальной школе является экскурсия и игра, а методами - метод наблюдения и словесный метод. Остальные формы и методы также используются в экологическом образовании и, благодаря применению учителем на практике разнообразных методов и форм обучения, поддерживается заинтересованность учащихся учебным предметом.

      Если данные методы будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

      Проблема экологического образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в образовании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

      Показателями образованной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. 
 
 
 
 

Конспект  урока по окружающему  миру.

Тема: "Охрана растений"

учебник для 3 класса А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”. Часть1.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛЬ  УРОКА:

помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы.

ЗАДАЧИ:

показать значимость растений в жизни человека;

формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;

закреплять нормы  и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к  растениям;

обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного  взаимодействия с окружающей средой;

развивать у  учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы.

МЕТОДЫ  И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

беседа, рассказ  учителя, использование художественных текстов (стихотворений), сообщения  учащихся, экологическая игра, экологические знаки, иллюстрации растений “Красной книги”, тестирование учащихся, проблемные ситуации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

экологические знаки об охране растений;

для игры “Экологический светофор” набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого учащегося;

карточки с  описанием ситуаций.

ХОД УРОКА:

1. Организационный  момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного  материала.

Учитель. На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал. Всем вам предоставляется возможность показать свои знания, ответив на вопросы теста письменно.

(Листочки для  теста приготовлены заранее.)

Вопросы теста  для проверки знаний:

1. Что такое  опыление? (Перенос насекомыми пыльцы  с цветка на цветок.) 
2. Назови насекомых-опылителей. (Пчёлы, шмели, бабочки) 
3. Для чего необходимо опылять растения? (Для размножения, так как из опыленных растений развивается плод и семена.) 
4. Назови плоды растений, которые путешествуют с помощью ветра. (Плоды клена, липы, березы, одуванчика.) 
5. Кто тоже помогает распространению растений? (Животные и человек) 
6. Что нужно для прорастания семени? (Тепло, вода, воздух) 
7. Назови стадии развития растений из семени. (Корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена)

3. Изучение нового  материала.

Эстетическая  минутка.

Учитель. Послушайте отрывок из стихотворения В. Набокова “Дети полей”:

Василёк, барвинок нежный,

Незабудки, алый мак, 
Мята, ландыш белоснежный, 
Одуванчик, тонкий злак… 
Все цветы и травы эти, 
Что с весною зацвели, 
Это все родные дети 
Кроткой матери-земли.

Удивителен мир  растений! Тысячи цветов украшают землю. Цветы – сама жизнь. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты, своя история, легенда, свои праздники. Есть у них своя богиня – Флора – богиня цветов. Голова Флоры украшена венком, а в руках – букет цветов. В честь Флоры были особенные праздники, называемые Флоралии. Их праздновали 5 дней весной (с 28 апреля по 3 мая). В эти дни двери домов украшались венками, все предавались веселью, а женщины одевались в разноцветные платья.

Вопрос-размышление: Какова же роль растений в жизни  человека?

Растения, которые  нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, материал для мебели и т.д. Всего перечислить просто невозможно.

Велико значение растительного покрова и как источника кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Зелёные растения выделяют в атмосферу огромное количество кислорода. Чтобы получить некоторое представление о масштабах этого процесса, достаточно привести такой пример. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам.

Вопрос: Какие  вы знаете растения, которые человек  может использовать для своей  жизнедеятельности?

Сообщения учащихся:

1. “Сто сил”

За зелеными долинами да лесистыми горами в глухой Уссурийской тайге растет чудо-ягода. Её величают заманихой. Заманит заманиха кого хочешь. Взглянешь на неё – глаз не оторвешь. Драгоценными кораллами висят пышные гроздья её алых ягод. Красивы они, ничего не скажешь. Но славится заманиха не ягодами, а корнями. Целебная сила скрыта в них. Вот и пошла молва в народе: “Попробует настойку из корней заманихи старик – и сила у него появится, как у доброго молодца. Попробует настойку добрый молодец – удаль да сила проснутся небывалые”. Оттого и прозвали заманиху “сто сил”. Из корневищ заманихи готовят лечебный препарат, который используют по назначению врача.

2. “Осенний букет”

Хризантемы –  цветы осени. Пользуются у нас  большим успехом. Человек ещё  в глубокой древности обратил  внимание на красоту этих цветов. Они появились в садах более двух тысяч лет назад! В 4 веке хризантемы попадают в Японию. И там они находят себе вторую родину. Японцы очень полюбили этот цветок. Они называют его кику, что означает “солнце”. Цветок стал земным символом небесного светила, дающего жизнь всему на нашей планете. В стране восходящего солнца хризантема удостоилась высокой чести. Изображение этого цветка красуется на государственном гербе, на монетах. Самый высший орден в этой стране – Орден хризантемы. Поздней осенью устраивают японцы праздник хризантемы. Ими украшаются жилища. Японки надевают национальную одежду – шелковое кимоно с изображением хризантем. Поэты и певцы восхваляют цветок. Цветоводы устраивают многочисленные выставки. Хризантемы – отличное украшение садов, парков, скверов.

3. “Чудо-орех”

С большим почтением  относились древние народы к грецкому ореху. Его часто величают деревом-комбинатом. Всё в нём идёт на пользу человеку: плоды – зрелые и незрелые, древесина, кора, листья и даже корни. Разросшиеся ореховые деревья преображают местность. Их охотно высаживают в парках, вдоль дорог, в садах южной стороны. Грецкие орехи вкусны, питательны, полезны. Они обладают высокой калорийностью, которая в три раза превышает калорийность хлеба. Из недозрелых, зеленых орехов хорошо приготовить варенье, а также различные витаминные препараты. Зрелые орехи богаты витаминами. Хороши орехи в свежем виде. Ценят их и в кулинарии. А сколько можно приготовить сладких блюд с орехами! И печенье, и пирожки с ореховой начинкой, и вкусный торт. Ореховое масло ароматно и вкусно. Это масло весьма ценится для приготовления высококачественных красок и лаков для живописи. Из листьев, кожицы недозрелых плодов, коры ствола и корней грецкого ореха приготовляют коричневую и черную краску для тканей, кожи, древесины. Ореховая древесина идёт на производство красивой и прочной мебели.

Учитель. Итак, о  какой пользе растений для человека говорилось в сообщениях?

Учащиеся. Из корневищ заманихи готовят лекарство, хризантемы украшают жилища и парки, грецкие орехи употребляют в пищу, из его древесины изготавливают мебель.

Учитель. Да, дети, одни растения радуют глаз и поднимают  настроение своей красотой и приятным запахом. Другие – готовы накормить  нас сочными ягодами и вкусными плодами, а третьи – помогают нам избавиться от болезней.

Сообщение темы урока:

Иногда бывает так: попадется нам на глаза редкий цветок – спешим побыстрей сорвать  его. Отправимся дальше своей дорогой, а навстречу – ещё один цветок, и, кажется, красивее прежнего. Давай  и его сорвём… А тот, первый, можно, пожалуй, и выбросить: он и неказист, и не смотрится вроде, и чем мог очаровать – непонятно… Вспомните большие охапки лесных и луговых цветов, которые везут в автобусах и электричках, когда возвращаются в город с лона природы. И не букеты уже оказываются в руках у них, а измятые веники, и не в цветочные вазы уготован им путь, а в ящики для мусора. Хотели принести в дом красоту, а на деле ограбили природу.

Чтобы этого  с нами не случилось мы, и поговорим  сегодня об охране растений. Тема урока так и называется “Охрана растений”.

Работа с книгой:

Учитель. Прочитайте текст на странице 84-85 и найдите  ответ на вопрос: Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Учащиеся. Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения.

Учитель. Дети, как  вы понимаете выражение “охранять  растения”?

Учащиеся. Охранять растения – это значит бережно  к ним относиться.

Учитель. Как мы с вами можем охранять растения?

Учащиеся. Соблюдать  правила поведения в природе.

Учитель. Давайте  попробуем сформулировать правила  поведения в природе по охране растений. В этом нам помогут экологические  знаки. Посмотрите внимательно на знаки и вспомните причины гибели растений, о которых говорилось в тексте.

Учитель на доске  вывешивает экологические знаки.

Учащиеся. 1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.  
2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много.  
3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Информация о работе Экологическое образование и воспитание младших школьников