Экологическое образование младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - теоретически обосновать и проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.
2. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Содержание

1. Введение
2. Экология. Определение и содержание
2.1. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема
3. Экологическое образование и воспитание младших школьников
3.1. Содержание экологического образования
3.2. Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся
3.3. Экологическое воспитание.
3.3.1. Экологическое обучение на уроках природоведения
3.3.2. Внеклассная работа и ее роль в формировании экологических понятий
3.3.3. Игра, как средство экологического воспитания
4. Заключение
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат экология.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)


2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары - 2010 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. Введение

2. Экология. Определение и содержание

2.1. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема 

3. Экологическое образование и воспитание младших школьников

3.1. Содержание экологического образования

3.2. Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся

3.3. Экологическое воспитание.

3.3.1. Экологическое обучение на уроках природоведения

3.3.2. Внеклассная работа и ее роль в формировании экологических понятий

3.3.3. Игра, как средство экологического воспитания

4. Заключение

5. Литература

6. Приложение
 

3

8

 

13

 

21

 

26

28

32

 

34

35

40

42

45


1. Введение

 

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Научная основа охраны природы включает в себя разнообразные области естественнонаучных и гуманитарных знаний, среди них основное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками. Экологический подход становится всеобщим. Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием. Пока еще проблемы экологического и нравственного воспитания мало исследованы. Теория взаимосвязи экологического и нравственного воспитания подростков раскрыта слабо, практика эколого-нравственного воспитания разработаны недостаточно. Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые.

В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.. На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...", "Не ждать милости от природы..." ит.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней. Культивирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченно сиюминутной выгодой без долгосрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование нового понимания человеком, особенно молодым, своих обязанностей перед природой непросто. И все-таки общеобразовательная школа призвана уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы в настоящее время.

Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит от того, что школа всегда очень мало уделяла внимания экологическому воспитанию и воспитанию учащихся. Это привело к тому, что люди стали относится к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания и воспитания населения. Далеко не каждый человек имеет возможность приобщиться к пониманию экологических проблем на уровне большой науки, представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыденных впечатлений или из сообщений средств массовой информации. Разрозненные сведения не дают возможности человеку выработать стройную систему экологических знаний, которая необходима ему, чтобы разумно относиться к природе, не наносить ей урона. Задача общества тут - обеспечить системный характер экологического воспитания и воспитания населения.

Первое условие успеха экологического просвещения и воспитания - достаточно высокая точность данных о состоянии биосферы в целом и отдельных ее регионов. кроме того, точные данные необходимо дополнять сведениями о тех взаимосвязанных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное частное на первый взгляд изменение какого-либо компонента биосферы. Второе условие успеха экологического воспитания - необходимость комплексного характера освещения экологических явлений. Теперь уже всякий умеющий видеть реальное положение видит: опасность угрожает природе со стороны бесконечно возросшей мощи человека. Необходимость дать людям целостную систему экологических знаний как в области общих вопросов социально-экологической теории, так и в аспектах, соответствующих профилю определенной профессиональной деятельности.

Важно иметь в виду, что если "растворить" экологический аспект в материале учебной дисциплины, тем более если "растворять" систематически, то эффект окажется куда меньше желательного, а эколого - нравственные убеждения учеников, которые и есть цель работы, вряд ли удастся сформировать. Главная же проблема, которую решить просто необходимо, - это воздействие на сознание людей, чтобы произошел наконец переход от упрощенного, метафизического понимания проблемы взаимодействия общества и природы к более адекватному (современному) пониманию.

Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы. Понятно, что стихийно подобные знания не могут стать достоянием человека даже в том случае, если он располагает высоким уровнем воспитания и культуры. Тут необходима специальная подготовка, соответствующая индивидуальным особенностям.
Особая сложность заключается в том, что процесс формирования экологического сознания должен охватить все возрастные группы учеников, а ведь им свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия знаний. Вот почему необходим самый широкий спектр методических и дидактических приемов. Кроме того, экологическое просвещение только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий человека, если охватит как рациональную, так и эмоциональную его сферу, если научные доводы взволнуют его и будут им восприняты, как собственные, только тогда станет возможным убеждение, которое всегда сугубо личностно.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

«Экология – основа политики и ориентир для экономики» сказал Президент Чувашии Н.В.Федоров в Послании «Чувашия из будущего и для будущего» 2010г.

Цель курсовой работы - теоретически обосновать и проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.

2. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

3. Определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Объект исследования - процесс экологическое воспитание младшего школьника.
Предмет исследования - методы и приемы осуществления экологического воспитания в начальной школе. Методы: беседа, дидактические игры, педагогические наблюдения, изучение психолого-педагогического опыта.


2. Экология. Определение и содержание

Истоки экологии, как науки о живых существах, их взаимозависимости и условиях обитания, уходят в далекое пpошлое и связаны с необходимостью, на самых pанних этапах становления и pазвития человеческих обществ добывать себе в пищу pастения и животных. Было необходимо знать, как выглядят, где и когда созpевают съедобные плоды, коpни и стебли pастений, где лежат пути мигpации диких животных, когда и где они воспpоизводят потомство. Пеpвичные знания такого pода осмыслялись и находили отpажение во многих, ставших классическими, пpоизведениях Гиппокpата, Аpистотеля, дpугих ученых философов дpевности. Особенно полно и обpазно они нашли отражение в тpактате поэта и ученого Дpевнего Рима Лукpеция Каpа (1 век д.н.э.). Он, в частности писал:

Пеpвый посева пpимеp и обpазчик пpививки pастений

Был непосpедственно дан пpиpодою, все создающей:

Ягоды, желуди, вниз упадашие наземь с деpевьев,

Густо pоясь у коpней, своевpеменно все выpастали.

Это и подало мысль пpививать к деpевьям отpостки

И на полях насаждать молодые отводки pастений.

Всячески стали затем обpабатывать милое поле

И замечали тогда, что на нем, от ухода за почвой,

Диких pастений плоды получались нежнее и слаще,

День ото дня заставляли леса отходить на высоты

И по долинам места уступать возделанным пашням…

 

Термин экология (экос - дом, логос - учение, гр.) в науку ввел немецкий биолог Эрнест Геккель (рис.1.1). В 1866 году в работе "Всеобщая морфология организмов" он писал:

“...суммы знаний, относящихся к экономике природы: изучению всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и, прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт" .

 

Это определение удерживает экологию в рамках биологических наук. В последующем, содержание понятия экологии многократно расширялось. Под ней стали понимать науку, изучающую среду обитания всех живых существ, включая человека. Казалось бы, уместно ограничить содержание экологии лишь природной средой. Однако, воздействуя на природную среду и изменяя ее, человек тем самым меняет условия существования не только растений и животных, но и самого себя, того общества, которое попадает под воздействие этого производства и природы, и созданных им изменений. Потому правомерно рассматривать всю окружающую человека среду. И не только природную, но также социальную и производственную, порой от природы основательно оторванную. Поскольку взаимодействие организмов между собой и окружающей их средой всегда системно, то есть всегда реализуется в форме некоторых систем взаимосвязей, поддерживающихся обменом вещества, энергии и информации, основным объектом исследования экологии являются экосистемы. Самой крупной в иерархии экосистем является биосфера. Учение о биосфере - это обширная область знания о функционировании и развитии биосферы, включающая в себя целый ряд научных направлений естественнонаучного и общественного профиля. Учение о биосфере в том числе включает в себя общую экологию, которая состоит из четырех основных разделов: биоэкологии, геоэкологии, экологии человека и прикладной экологии (рис.1.2).

Биоэкология состоит из экологий естественных биологических систем: особей, видов (аутоэкология), популяций и сообществ (синэкология) и экологии биоценозов. Еще одно подразделение биоэкологии составляет эволюционная экология, рассматривающая экологические аспекты эволюции.

Геоэкология изучает биосферные оболочки Земли, в том числе подземную гидросферу, как компоненты окружающей среды, минеральную основу биосферы и происходящие в них изменения под влиянием природных и техногенных процессов. Геоэкологические исследования носят комплексный характер и включают в себя изучение ландшафтов, почв, поверхностных и подземных вод, горных пород, воздуха, растительного покрова. Геоэкология, таким образом, требует интеграции геологии и географии, почвоведения и геохимии, гидрогеологии и гидрологии, горных наук в единую систему знаний о геологической и географической средах как единой геоэкологической среде.

Информация о работе Экологическое образование младших школьников