Экологическое образование и воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:48, реферат

Краткое описание

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое образование и воспитание.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Учитель. Перечитайте  экологические правила на странице 86 учебника, запомните их, и обязательно  выполняйте, чтобы быть настоящими друзьями природы.

Учащиеся читают экологические правила.

4. Физкультминутка.

Учитель. Дети, встаньте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы растение, которое выросло  на лугу, среди других красивых растений. Подул лёгкий, ласковый ветерок, который  слегка покачивает вас и наклоняет то вправо, то влево.

Звучит запись “Звуки природы”.

5. Закрепление нового  материала.

Учитель. Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.

Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?

Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

Учитель. Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

2 ситуация. Валера  встал поздно, кое-как, чтобы не  опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” - радостно подумал Валера.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

3 ситуация. Олегу  и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки  решили покататься там. Когда  они въехали в лес, то увидели,  что асфальтированные дорожки  очень узкие, а вдоль них  высокая трава, цветы. “Как  же быть?” - задумались они, - “можно ли здесь кататься?”

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

4 ситуация. Каждую  осень Галя и Маша собирали  семена цветов: календулы, бархоток…  Весной девочки проращивали рассаду  на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

5 ситуация. Катя  и Света вышли на улицу, чтобы  начать выполнять летнее задание  по составлению гербария. Девочки  знали, что в нем могут быть  и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой  полиэтиленовый пакет и картонную  папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно – они ещё не решили. “Посмотрим по дороге – что понравится, то и будем срывать для гербария” - договорились между собой Катя и Света.

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

6 ситуация. Света  с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

Учитель. В любой  ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать  так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. Люди создали “Красную книгу Флоры”. Красный цвет книги – сигнал опасности. “Красная книга” - это забота о том, чтобы не оскудело волшебное царство Флоры, чтобы не меркла, а расцветала и крепла земная краса. В “Красной книге” рядом с описанием видов растений говорится о грозящей им опасности. “Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти” - словно наказ людям. “Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой”.

6. Итог урока.

Учитель. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

Учащиеся повторяют  экологические правила друзей природы.

Учитель. Прочитайте отрывок из стихотворения Самеда Вургуна хором:

Давайте пройдемся  медленно по лугу 
И “здравствуй” скажем каждому цветку. 
Я должен над цветами наклониться 
Не для того, чтоб рвать или срезать, 
А чтоб увидеть добрые их лица 
И доброе лицо им показать.

Текст написан  на доске.

7. Домашнее задание.

Страницы 84-88. Выписать в тетрадь экологические правила. Зарисовать экологический знак из учебника или придумать свой. 
 

Информация о работе Экологическое образование и воспитание младших школьников