Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы стало рассмотреть теоретические аспекты экологического воспитания дошкольников.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования, в курсовой работе решались следующие задачи:
1) дать теоретический анализ состояния проблемы и изучить оптимальные условия, влияющие на экологическое восприятие дошкольников,
2) раскрыть сущность экологического образования и воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
1. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников…
2. Программы экологического воспитания дошкольников………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…….……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

содержание экологического воспитания дошкольников.docx

— 28.48 Кб (Скачать файл)

Третья  группа программ выделяется по преобладанию в содержании программ комплекса  вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.). В качестве примеров программ этой группы могут быть рассмотрены программы Н.Н. Вересова «Мы - земляне» (г. Мурманск), Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия - «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология» (Москва). Так, Л.М. Кларина отмечает, что ее разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. Программа данного автора предназначена для детей в возрасте от 6 до 10 лет, однако ее элементы используются рядом дошкольных учреждений. Проблемы экономики и экологии увязываются Л.М. Клариной через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие детские сады используют в работе персонажей, придуманных этим автором, - Гнома Эконома и Фею Экологии.

Т.В. Потапова в программе «Надежда» наряду с вопросами образования в  области окружающей среды большое  внимание уделяет формированию у  ребенка основ гражданской позиции, в том числе ознакомлению с  правами человека, вопросам рационального  природопользования (полное название программы - «программа подготовки детей  дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека»). Автор подчеркивает, что «при ознакомлении ребенка с  окружающим миром... следует делать упор не столько на знания о предметах  и явлениях, сколько на навыки бережного  и неразрушающего обращения с  ними и активное желание поступать... щадящим и сберегающим образом».

В настоящее  время идет процесс адаптации  различных авторских экологических  программ к условиям регионов. Наиболее часто дошкольные учреждения страны используют программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжовой  «Наш дом - природа».

Следует отметить, что все экологические  программы для дошкольников непременно включают в свое содержание дидактические  игры.

 

Заключение

 

Важность  экологического воспитания детей в  современном мире переоценить невозможно. Главная задача его – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Программа экологического воспитания должна включать бережное отношение детей к природе, раскрытие этического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Весьма  значительную роль по формированию экологического отношения к природе играют различные игры экологического содержания. Маршруты, тропы, огороды – разновидность работы по наиболее интересным объектам природы для проведения внеурочной работы. Если она правильно организована, то позволяет детям многогранно раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд, развивать социальную активность.

Экологическое воспитание дает возможность моделировать жизненные различные ситуации, решение которых требует творческого подхода, активной деятельности. Задание по оценке состояния окружающей среды в зоне экологической тропы побуждают использовать свои знания. В итоге воспитывается важнейшее качество личности – убежденность, которое опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт. Особенно ценным является то, что дети получают возможность вносить свои предложения и участвовать в разработке природоохранных мероприятий.

 

Список литературы

 

  1. Асланиди К.Б., Потапова Т.В. Концепция экологического воспитания дошкольников // Мир психологии. 1997. № 1. С. 75-84.
  2. Бобылева Л.Д. Экологические знания - дошкольникам // Дошкольное воспитание. 1997. № 7. С. 16-20.
  3. Вересов Н. «Мы - земляне»: Прогр. по экол. воспитанию ст. дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994. № 12. С. 23-32.
  4. Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1993. № 7. С. 39-43.
  5. Газман О.С., Матвеев В. Дети с нами и без. - М.: Знание, 1975.
  6. Гайдамак А., Тийттанен Т. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание. 1990. № 1. С. 71-77.
  1. Горяшко А. Из истории экологического образования в России // Биология, ИД «Первое сентября». – 2003, № 043. – С. 5

  1. Зенина Т. Работаем по программе «Юный эколог»: Из опыта работы по экол. воспитанию // Дошкольное воспитание. 1996. № 7. С. 42-46.
  2. Кондратьева Н. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание. 1993. № 7. С. 43-44.
  3. Николаева С. Игра и экологическое воспитание // Дошкольное воспитание. 1994. № 12. С. 37-41.
  4. Николаева С. Наблюдая - познаем // Дошкольное воспитание. 1991. № 1. С. 4-10.
  5. Николаева С. Программа «Юный эколог» // Дошкольное воспитание. 1994. № 9. С. 51-53.
  6. Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников // Дошкольное образование, ИД «Первое сентября», 2004. - № 11. – С. 2

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников