Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Предмет педагогики — воспитание (см. ниже). Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет.docx

— 108.30 Кб (Скачать файл)

Социологические закономерности: развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в общении; продуктивность обучения зависит от интенсивности познавательных контактов; эффективность образования зависит от уровня интеллектуальной среды, интенсивности взаимообучения, она повышается в условиях познавательной направленности, вызванной соревнованиями;

Организационные закономерности: эффективность зависит от организации учебного процесса, потребности учиться, формирования познавательных интересов; результаты обратно пропорциональны отношению учащегося к учебной трудоспособности учащегося и учителя.

Педагог-ученый и практик  Палтышев предложил общий закон  педагогики, названный им «педагогической  гармонией». Он относит его и к  обучению, главным образом к дидактическому процессу. Это гармония организации  образования, целевых установок, соизмеримости  содержания, форм, методов, средств  обучения. Все это направлено на создание удовлетворения учащихся от «ощущения гармонии в процессе обучения и от познания окружающего нас  мира природы и людей».

Современные дидактические  исследования и практика позволяют  в качестве основных законов обучения выдвинуть следующие:

1. Обучение есть четырехсторонний  процесс взаимодействия цели, обучающего, обучаемого и содержания образования.  Это основные компоненты, без  любого из них нет обучения  как процесса. Отсутствует цель  – нет системы.

Отсутствие обучающего в  данный момент можно восполнить самообразованием, но это не означает полного отсутствия обучающего, например, составителя  программы, учебника и пособий, программированного курса. В этом случае обучающий присутствует до момента самообразования, он задает учащемуся цель, определяет содержание и предлагает методику изучения материала. Из этого закона вытекает целый ряд  частных законов, характеризующих  взаимодействие компонентов этого  процесса.

2. Закон педагогической  гармонии (Н.Н. Палтышеву)

3. Обучение развивает  и воспитывает личность. Это положение  признают теоретики и практики, но не все называют его законом.  Но оно действует объективно  как закон, проявляется всегда  и всюду, при любой системе  и типе обучения. Из него вытекает  много других положений-законов,  подчиненных ему и тоже относящихся  к разным этапам и звеньям  процесса обучения.

Эти три закона занимают верховенствующее положение в дидактическом  процессе. Из них происходят и им подчиняются многие частные законы, принципы и правила обучения.

Закон социальной обусловленности  целей, содержания и методов обучения раскрывает объективный процесс  определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и  оптимально перевести социальный заказ  на уровень педагогических средств  и методов.

Закон воспитывающего и развивающего обучения. Раскрывает соотношение овладения  знаниями, способами деятельности и  всестороннего развития личности.

Закон обусловленности обучения и воспитания характером деятельности раскрывает соотношения между педагогическим руководством и развитием собственной  активности обучающихся, между способами  организации обучения и его результатами.

Закон целостности и единства педагогического процесса раскрывает соотношение части и целого в  педагогическом процессе, необходимость  гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и  мотивационного компонентов и т.д.

Закон единства и взаимообусловленности  индивидуальной и коллективной организации  учебной деятельности.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его  компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе  говоря, это зависимость между  преподаванием, учением и изучаемым  материалом. Таких закономерностей  в педагогической науке установлено  довольно много, большая часть из них, как было сказано, действует  только при создании обязательных условий  обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Принципы и правила обучения.

Принцип обучения - исходное положение, которое определяет содержание учебной работы, формы и методы обучения в соответствии с целями обучения и воспитания.

 

Правила обучения это практическая основа обучения, так как есть указания, как поступить учителю.

Принципы обучения.

1. Принцип наглядности. 

Используется с древнейших времен, теоретически обоснован Коменским.

  Правила:

-Золотое правило дидактики  «С наглядностью восприятие становится  глубже и оно проходит через  все органы чувств»

-При применении наглядности  рассматриваем ее сначала с  учащимися в целом, потом главное  и второстепенное, а затем снова  в целом.

-не следует увлекаться  чрезмерным количеством наглядных  пособий: рассеивает внимание  учащихся и мешает воспринимать  главное.

-изготавливать пособия  самим с помощью учеников.

 

2. Принцип систематичности  и последовательности.

 Предполагает преподавание  и усвоение знаний в определенном  порядке, системе; требует логического  построения, как содержания, так  и самого процесса обучения.

 Правила:

-изучаемые материал планируется,  делится на логические разделы,  темы. Также устанавливается порядок  и методика работы с ними.

-Учитель использует передовые  достижения методики обучения: составляет  опорные конспекты, структурно-логические  схемы уч. материала, кот.  облегчают  процесс усвоения знаний.

-к кратким и обобщающим  повторениям нужно прибегать  не только  в начале урока  и не только после его окончания,  но и после изложения отдельных  вопросов( на уроке главное существенное  нужно повторять от 3 до 7 раз)

-Понимание системы требует  логики, а формирование ее –  также чувств и эмоций. Нужно  обучать энергично, с использованием  ярких фактов.

 

3. Принцип прочности.

Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти.

 Правила:

- Забывание изученного  наиболее интенсивно идет сразу  после обучения.

-Учителю нужно контролировать  внешние и внутренние факторы

-Нужно приучать каждого  ученика работать в соответствии  с его возможностями, но в  полную силу.

-Не приступать к изучению  нового предварительно не сформировав  2 важных качества: интерес и отношение  к нему.

-Ученик запоминает 10%  того что читает; 20% того что  слышит; 30% того что видит; 40% что  видит, слышит, говорит; 60% что обсуждает  сам,; 80% что делает сам и 90%  когда обучает других.

 

4. Принцип доступности    

Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

Правила:

- Учебный материал должен  подаваться в соответствии  с  возможностями и особенностями  детей.

-Учебный процесс стоит  вести в оптимальном темпе,  но так чтобы не задерживать  сильных и развивать быстроту  действий средних и слабых.

-Доступность зависит  от ясности изложения и речи  учителя.

-Не увеличивать длительность  монологов. Нужно тонко чувствовать,  что необходимо  объяснить, а  что ученики поймут сами.

-Функции учителя не  в том чтобы облегчить, а  в том чтобы  помочь.

 

5. Принцип научности. 

Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.

Правила:

-Нужно обучать  на  основе новейших достижений в  педагогике, психологии и методике  обучения.

- Каждое новое введенное  научное понятие нужно повторять,  применять и использовать на  всем протяжении учебного курса,  так как что не упражняется,  то забывается.

-Нужно информировать  учащихся о новых достижениях  науки, культуры, техники, а также   можно связывать новые достижения  с формированием у учеников  системой знаний.

-Поощрять исследовательскую  работу учеников.

-Дать ученикам возможность  пережить радость открытия, чувство  успеха. 

 

6. Принцип связи  теории с практикой.  

Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

  Правила:

-Обучая, идите от жизни  к знаниям, или от знаний  к жизни. Связь Знание-Жизнь  необходима.

-Воспитывайте у учащихся  сознательное и положительное  отношение к труду, показывайте  личный пример этого отношения.

-В учебно-воспитательном  процессе следует соединять умственную  деятельность с практической, в  процессе которой усваивается  80-85% знаний.

-Развивайте, закрепляйте  и переносите успех учащегося  в одном виде деятельности  на другие.

 

7. Принцип  сознательности и активности.

 Требует от ученика  активной познавательной деятельности, что оказывает решающее влияние  на темп, глубину и прочность  овладения учебного материала.

Правила:

-Обучайте так, чтобы   учащийся понимал что, почему  и как  нужно делать, и никогда  механически  не выполнял учебных  действий, предварительно и глубоко  не осознав их.

-Контролируйте факторы,  отвлекающие внимание учащихся  от объекта изучения.

-Следует как можно  чаще задавать вопрос «почему?»,  чтобы приучить учащихся мыслить  причинно.

-шире используйте в  обучении практические ситуации, так как когда он делает  сам запоминается 80%.

-помните, что по настоящему  знает не тот кто пересказывает,  а тот кто применяет на практике.


Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"