Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Предмет педагогики — воспитание (см. ниже). Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет.docx

— 108.30 Кб (Скачать файл)

 

  1. Опросные методы исследования (беседа, анкетирование, интервьюирование)

Беседа - устный опрос испытуемого с определенной целью.

Процедура беседы:

  1. Постановка целей и задач
  2. Выбор компетентных корреспондентов
  3. Сообщение и обоснование мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых
  4. Формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и т.д.
  5. Анализ, обобщение, выводы.

Плюсы: вопросами можно варьировать, ставить их в удобной для собеседника форме, происходит личный контакт с собеседником (по мимике, поведению, пантомимике испытуемого можно определит правдивость ответов)

Минусы: не всегда надежный метод, т.к ответ может быть нечестным, искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться.

Чаще применяется как  дополнительный метод для получения  разъяснения.

Интервьюирование - разновидность беседы

Исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности, ответы готовятся заранее.

Плюсы и минусы: см. беседу.

 

Анкетирование – письменный опрос испытуемого с определенной целью.

Виды анкетирования: 

  1. контактное (раздача, заполнение, сбор заполненных анкет при непосредственном его обобщении с испытуемым)
  2. заочное ( анкета с инструкциями отсылается по почте и возвращается таким же образом)
  3. прессовое (реализуется через анкету размещенную в газете, журнале)

Анкеты:

  1. открытая (нет готовых ответов на выбор испытуемого)
  2. закрытая (на каждый вопрос даны ответы на выбор испытуемого)
  3. смешанная (и открыты и закрытый виды)

Плюсы: легко и быстро получается массовый материал, продуктивен и документален.

Минусы: отсутствие личного контакта, нет возможности наблюдать за респондентом, нет возможности варьировать характер вопросов, данный метод не рекомендуется применять в начальной школе, т.к младшие школьники не способы сформулировать письменный ответ.

 

  1.  Изучение школьной документации.

Характеризует учебно-воспитательный процесс. Источник информации – классный журнал, расписание уроков, личные дела, правила внутреннего распорядка, конспекты уроков, медицинские карты  учащихся, учебные планы школы.

Плюсы: в этих документах содержится масса объективных данных, помогающие установить причины следственной зависимости, взаимосвязи между  изучаемыми явлениями.

Например: изучение школьной документации дает ценные статистические данные для установления связей между  тем, как составлено расписание и  работоспособность учеников, между  состоянием здоровья и успеваемостью.

Изучение школьной документации обязательно сочетать с другими  методами.

 

  1. Педагогический эксперимент.

Пед. Эксперимент  – опытная проверка гипотезы.

В педагогике чаще всего  используют 5 видов эксперимента:

  1. Констатирующий – определяется исходный уровень ЗУН, мыслительных качеств или само состояние постановки обучения и воспитания.
  2. Обучающий (основной) – осуществляется в введении нового фактора или условия, которые согласно гипотезе должны повысить эффективность УВП
  3. Контролирующий – проводится через какой-то промежуток времени после обучающего эксперимента
  4. Сравнительный – в одном классе ведется обучение на основе одних методов, а в другом на основе иных, возможно вновь разрабатываемых методов.
  5. Вариативный – варьируются новые экспериментально-проверяемые условия или методики.

 

  1. Педагогическое тестирование

Это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющие объективно измерять изучаемые характеристики педагогического  процесса.

Особенность пед.тестирования заключается в том, что оно  должно естественным образом вписаться  в логику УВП, давать новую полезную информацию об учащихся с тем, чтобы  в дальнейшем ее продуктивно использовать. В педагогической практике широко используют тестовые задачи и задания.

Критерии тестовой задачи:

  1. Валидность – применяемая тестовая задача должна прогностировать именно то умение, ту способность, на которую она ориентирована.
  2. Диагностическая ценность – тестовые зачачи тесно связаны с валидностью, если с решением предложенной тестовой задачей справляются только сильные ученики, то ее диагностическая ценность не велика. Она также не велика, если с тестом справляются почти все ученики. Считается, что диагностическая ценность вполне достаточна если распределение оценок за решение тестовой задачи близко к норме.
  3. Репрезентативность – результаты тестирования не должны зависеть от того, кто их проводит или от других условий тестирования.

Устройство теста:

  1. Задания, требующие конкретных, коротких ответов на вопросы (что, где и т.д.)
  2. Задания, в которых нужно заполнить пропуски.
  3. Тестовые задания с выбором ответа.

Плюсы: точность, простота, доступность

Минусы: требует современного ТСО, с тестом легче справиться левополушарным детям, необходимо, чтобы тестовые задания разрабатывали ученые, а не учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Целостный педагогический процесс: его сущность, структура, функции.

Пед. процесс как динамичная система включает в себя:

1. систему  условий протекания процесса. Оно предполагает:

-внешнее условие (географ.  условие, общественное условие,  производственное и т.д)

-внутреннее условие (материально-техническое  оснащение, санитарно-гигиенические  условия, эстетические и т.  д.)

Система-это выделение  на основе определенных признаков множество  взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и  единства управления, выступающие во взаимосвязи с окружающей  средой как целостное явление.

 

2. система форм и методов реализации пед. процесса.

 

3. сам пед. процесс

Пед. процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение воспитательных, развивающих, образовательных задач.

 

4. процесс формирования

 

5. процесс развития

Развитие-это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме.

 

6. процесс обучения

Обучение - целенаправленный, специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУНов, формирования мировоззрения.

 

7. процесс воспитания

Воспитание-это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

 

8.сотрудничество учителей и учеников

 

Пед. процесс - это целостная, гармонично-развивающаяся система (поскольку целью является формирование гармонично развитой личности, а это  возможно только в целостном пед. процессе)

Целостность пед. процесса - это система компонентов пед. процесса, которое выражается в подчинении всех составляющих пед. целей.

Целостность пед. процесса есть:

1.единство и самостоятельность  процессов, образующихся в пед.  процессе.

2.наличие общего и сохранение  специфического.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы  педагогического процесса

Подготовительный

Основной

Заключительный

Создание надлежащих условий  для протекания процесса в  заданном направлении и с заданной скоростью. Задачи:

- целеполагания (постановка  целей  и обоснования)

-диагностика условий

-прогнозирование достижений

-проектирование и планирование  развития процесса

Обособленная система, включающая в себя важные взаимосвязанные элементы:

-постановка и разъяснение  целей и задач

-использование намеченных  методов, средств

-создание благоприятных  условий.

Важную роль играют обратные связи - это основа качественного  управления процессом, ее развитию и  укреплению каждый педагог обязан придавать  приоритетное значение.

Это анализ достигнутых результатов. Важно, чтобы в будущем не повторяли  ошибок, неизбежно возникающих в  любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле  учесть неэффективные моменты предыдущего.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Целостный педагогический процесс: его закономерности, движущие силы.

 

Закономерности  пед. процесса

Закономерность- это отражение  объективной необходимой повторяющейся  связи.

Закономерности:

  1. Закономерность динамики пед. процесса.

Величина всех последующих  изменений зависит от величины на предыдущем этапе. Это означает, что  пед процесс как развивающее  взаимодействие между педагогами и  воспитуемыми имеет постепенный  ступенчатый характер, чем выше промежуточные  достижения, тем весомее конечный результат.

  1. Закономерность развития личности в пед процессе.

Темпы и достигнутый уровень  развития личности зависит от:

А) наследственности

Б) учебной и воспитательной среды

В) включение в учебно-воспитательную деятельность

Г) применения средств и  способов педагогического воздействия

  1. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность пед воздействия  зависит от:

А) интенсивности обратных связей между педагогами и воспитуемыми

Б) величины характера и  обоснованности корректирующих воздействий  на воспитуемых.

  1. Закономерность стимулирования.

Продуктивность пед процесса зависит от:

  • Действия внутренних стимулов(мотивов) учебно-воспитательной деятельности
  • Интенсивности характера и своевременных внешних(общественных, педагогических, моральных, материальных) стимулов.
  1. Закономерность единства чувственного, логического и практики в пед процессе.

Эффективность УВП зависит  от:

  • Интенсивности и качества чувственного восприятия
  • Логического осмысления воспринятого
  • Применения осмысленного
  1. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

Эффективность пед процесса зависит от:

  • Качества пед деятельности
  • Качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
  1. Закономерность обусловленности педагогического процесса.

Течение и результаты учебно-воспитательного  процесса обусловлены: потребностями  общества и личности; возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества; условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими  и другими).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Личность ребенка как объект и субъект воспитания и обучения. Причины и условия развития личности.

Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности. К. Д. Ушинский говорил о воспитании: «Искусство воспитания имеет ту одну особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания...».

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"