Шпаргалка по "Семейной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:53, шпаргалка

Краткое описание

1. Объект и предмет семейной пед как науки
2.Основные понятия науки семейная педагогика
3.Задачи семейной пед. как науки
4. методы семейной пед. (эмпирический уровень).
5. методы семейной пед. (теоретический уровень).

Вложенные файлы: 1 файл

семейная педагогика.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

Ради счастья внуков надо искать согласие с собственными детьми и пытаться понять, почему, например, «слабенького» Диму водят в бассейн (в секцию восточных единоборств, настольного тенниса), а Юлю, кроме занятий музыкой, «нагрузили» китайским языком. Дело в том, что в воспитании детей родители больше устремлены в будущее (с китайским языком легче будет поступить в престижный вуз, спорт отвлечет от бездумного проведения досуга и т.п.). Другими словами, родители в большей степени, чем прародители, придерживаются взгляда, «что дети не живут, а жить готовятся» (С.Я.Маршак), тогда как жизненная философия бабушки и дедушки выражается в иных словах этого же поэта, а именно: «вряд ли в жизни пригодится тот, кто, жить готовясь, в детстве не живет». Если же перевести поэзию на язык науки, то вывод ясен: прародители в большей степени, чем их взрослые дети, осознают самоценность детства.

Но современная семья меняется: все меньше и меньше семей, где бабушки и дедушки живут под одной крышей со своими взрослыми детьми и их потомством. Поэтому они редко систематически участвуют в воспитании внуков. Как ни печально, но это ведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями, что обедняет воспитание детей. Это усугубляется иногда тем, что не совсем гладко складываются отношения между взрослыми поколениями семьи: свекровью и невесткой, тещей и зятем и пр., что осложняет жизнь детей, которые не в состоянии понять, почему самые близкие для них люди не ладят (а иногда и враждуют). Видимо, бабушки и дедушки должны проявлять мудрость в отношениях со взрослыми детьми, а они, в свою очередь, быть терпимее, заботливее к своим родителям. Мир и хорошие взаимоотношения в семье - наиболее живительная почва для развития личности ребенка. Старшим поколениям (прародителям и родителям) в семье надо сделать все возможное, чтобы дети объединяли, а не разъединяли.

Конечно, бабушки и дедушки бывают разные, но как счастливы внуки, когда рядом с ними люди, для которых они - безмерная и безграничная радость! Вряд ли жизнь представит на склоне лет более яркие переживания, чем эта последняя любовь - внуки. К ним отношение несколько иное, чем к детям. Смысл этого отношения удивительно тонко «схвачен» пословицей «Дети до венца, а внуки до конца». С детьми всегда подспудно присутствовала мысль: вырастут и уйдут, у них впереди своя жизнь. С внуками иная психологическая ситуация: они - на всю оставшуюся жизнь. Бабушки и дедушки осознанно и неосознанно не задумываются над тем, увидят ли внуков взрослыми: кто знает, кому сколько отведено прожить! Поэтому так естественно думать о настоящем внуков (с детьми многое делалось во имя будущего), дать им радость сейчас, сию минуту. Отсюда и то, что часто называется баловством. Хотя на самом деле это скорее заинтересованность жизнью внуков, стремление сделать их счастливыми сегодня, а не время спустя. «Любая тенденция избаловать ребенка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими способами стимулировать и разнообразить жизнь малыша» - такова точка зрения о бабушках и дедушках, высказанная Масару Ибуки, автором концепции воспитания и обучения детей раннего возраста (Масару Ибуки. После трех лет уже поздно. - М., 1992. - С. 46).

Бабушки и дедушки эмоционально связаны с внуками, способны откликаться на бесконечные детские просьбы и вопросы, к которым так некогда прислушаться вечно куда-то спешащим и занятым личными проблемами родителям. Бабушки и дедушки, как правило, мудрее, великодушнее, чем родители. У них, даже если они еще работают, находится время и, главное, желание выслушать ребенка, вникнуть в его переживания, разделить его радости и беды, дать добрый совет. Нежность и доброта бабушки и дедушки уравновешивают возможную строгость родителей. Частенько старшему поколению приходится выступать в роли адвоката малыша, приводя его родителям множество «смягчающих вину обстоятельств». Обычно это удается, потому что бабушки и дедушки лучше вникают во внутреннее состояние ребенка. Интересно, что и восприятие ребенка бабушкой (дедушкой) и родителями несколько отличается, главным образом тем, что у старшего поколения глаз оказывается «добрее», чем у их взрослых детей. В педагогическом исследовании Х.А.Тагировой бабушкам (дедушкам), папе и маме предложили составить мини-портрет ребенка. Бабушки были ориентированы на «хорошее» в ребенке, тогда как папа и мама - на недостатки. Одно и то же событие (мальчик разбил чашку, убирая посуду после семейного завтрака) интерпретировалось по-разному - бабушка: «Сашенька всегда старается помочь», папа: «Неловкий, неуклюжий, из рук все валится».

Несомненно, что в вопросах воспитания бабушки и дедушки бывают мудрее в силу того, что у них есть опыт общения с малышами, уже заметнее стали педагогические достижения и промахи в отношении собственных детей. С внуками они по существу в третий раз, но уже на ином уровне, открывают окружающий мир: в начале жизни они сами «входили» в него, потом «вводили» своих детей, наконец - внуков. Какое счастье читать внуку книги своего детства и детства своих детей! Или держа за руку малыша, стоять перед знаменитой картиной Васнецова «Богатыри», от которой четверть века назад не мог оторваться его отец. Или счастливыми глазами внука снова увидеть знаменитого Самсона, вспоминая при этом, какой восторг вызвал Петергоф у сына, когда он был ребенком... И каждый раз, «путешествуя» по третьему кругу своей жизни, бабушки и дедушки рассказывают внукам о себе, о своих родителях, уп-рочая связи между поколениями. Например: «Когда я в первый раз приехала в Петергоф, уже десять лет, как кончилась война. Но почти все дворцы были разрушены. Во время войны здесь были враги, а в них стреляла наша артиллерия. Снаряды попадали в здания. Но фонтаны уже работали. И Самсон стоял на своем месте. А когда мы приехали с твоим папой (ему было шесть лет, как тебе сейчас), уже был открыт Большой дворец. Но знаешь, что папе понравилось больше всего? Так же, как и тебе, фонтан Самсон, а еще шутихи».

С бабушек и дедушек начинается «историческое» образование внуков. Нет, дети не изучают историю как предмет, у них не формируются исторические понятия. Это задача школы. История имеет много пластов - от прошлого человечества до истории конкретной семьи. Бабушки и дедушки вольно или невольно приобщают внуков к истории своей семьи, но через эту призму высвечивается история народа. Дети усваивают отдельные детали, единичные образы. Незатейливые рассказы бабушки и дедушки, их взгляд и отношение к тем или иным событиям - все это подспудно подводит ребенка к пониманию того, что в жизни народа происходят перемены. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Формируются первые представления о связи между поколениями.

Вот бабушка рассказывает, как маленькой девочкой в День Победы потерялась на Красной площади, как по дороге в школу упала и разбила чернильницу-непроливайку, каким вкусным казался школьный бублик, который давали на завтрак... Ребенок впитывает детали (война была тяжелой не только для солдат, все радовались Победе), единичные образы. Но на их основе складывается более обобщенный исторический образ: как люди жили раньше, как трудились, как отдыхали, как воспитывали детей. В семье используются и другие источники исторических знаний, хранителями которых чаще всего бывают бабушки и дедушки: семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки, детские игры и игрушки. Все эти средства формирования у детей первоначальных исторических представлений отвечают образному характеру детского познания окружающего мира, окрашены личностным отношением.

Современные бабушки и дедушки в подавляющем большинстве своем - грамотные и культурные люди. Они способны не просто нянчить внучат, но и оказывать на них нравственное влияние, расширять их кругозор, делать их жизнь более надежной, защищенной и устойчивой. А внуки для бабушки и дедушки - своего рода эмоциональный тыл, в котором старшее поколение особенно нуждается в связи с тем, что заканчивается трудовая деятельность, впереди заслуженный отдых на пенсии, а это связано с ломкой привычных жизненных устоев. Однако, видимо, не следует полностью «растворяться» в жизни взрослых детей, внуков: слепая жертвенная любовь никого не сделает счастливым.

 

38. Какое влияние  оказывают друг на друга братья  и/или сестры? Как порядок рождения, или статус брата или сестры, влияет на личность каждого ребенка? Несмотря на то что предыдущие поколения психологов выдвинули множество предположений, объясняющих влияние порядка рождения на личность ребенка, данные современных исследований не всегда согласуются с их взглядами. Фактически, не существует таких индивидуальных особенностей, которые зависели бы только от порядка рождения. Это, однако, не означает, что дети из одной семьи лишены индивидуальности. В действительности, дети, выросшие в одной семье, могут так же сильно отличаться друг от друга, как дети из разных семей.

Одна из причин, по которым  ребенок отличается от своих братьев  и сестер, заключается в том, что  детям необходимо определить и упрочить свою неповторимую идентичность. Так, если старший ребенок серьезен и  прилежен, то младший может стать шумливым и непоседливым. Девочка, у которой четверо сестер и ни одного брата, может отвоевать себе нишу в семейной жизни, приняв мужественность как роль.

Другая причина связана  с уникальностью личного опыта  в противоположность общим для братьев и сестер жизненным событиям. Несмотря на то, что дети из одной семьи участвуют в одних и тех же событиях, живут в одном и том же доме, с теми же родителями, у каждого ребенка есть множество сугубо личных переживаний, которые неведомы остальным. Вот что говорит по этому поводу психолог Роберт Пломин из Пенсильванского университета: "Членов одной семьи объединяет скорее ДНК, чем общий опыт. Значимые средовые эффекты специфичны для каждого ребенка". Какая-то часть личного опыта связана с порядком рождения. Например, первенец может получить, по сравнению со своими братьями и сестрами, больше тепла и внимания. Другая же его часть, связанная с болезнью, изменениями рода занятий и финансового положения семьи, переменами в отношениях со сверстниками в школе, не имеет никакого отношения к порядку рождения.

Несмотря на то, что  порядок рождения не оказывает достаточно ясного, постоянного и предсказуемого воздействия на личность, во многих исследованиях обнаружено его влияние  на интеллект и достижения ребенка, и здесь первенцы имеют явное преимущество перед остальными детьми в семье. В среднем, старшие дети имеют более высокий коэффициент интеллекта, а в школе и последующей карьере достигают гораздо лучших результатов. Столь же высокие достижения могут быть у единственных детей в семье, но их коэффициент интеллекта в среднем немного ниже, чем у старших детей из семей, где два или три ребенка. Одним из объяснений такого результата может быть то, что единственные дети никогда не имели возможности играть роль учителя для своих младших братьев и сестер, которая может усиливать интеллектуальное развитие ребенка.

Однако различия в  коэффициенте интеллекта, в основе которых лежит порядок рождения, выражены лишь в виде слабой тенденции. Гораздо большие и стойкие  различия проявляются, когда исследователи  учитывают размер семьи. Чем больше детей в семье, тем ниже коэффициент их интеллекта и тем реже они заканчивают высшие учебные заведения. Такое соотношение сохраняется даже при контроле других факторов, таких как структура семьи и ее доход. Отметим, однако, что структура семьи (полная семья или нет) и ее доход в значительной степени влияют на коэффициент интеллекта и достижения детей - даже в большей степени, чем порядок рождения или количество детей.

Старшие братья и/или  сестры являются важными моделями, поведению которых подражают  младшие. Исследователи полагают, что  если у мальчика есть старший брат или у девочки - старшая сестра, они проявляют более типичное для данного пола поведение, чем те дети, пол которых не совпадает с полом старших детей в семье. К тому же чистый эффект фактора "статус брата или сестры" зависит от разницы в возрасте между детьми. Чем ближе они по возрасту, тем сильнее сказываются отношения на их развитии. В любом случае, перед каждым ребенком в семье встает задача формирования оригинальной Я-концепции.

Было бы заблуждением полагать, что порядок рождения оказывает одинаковое воздействие на детей, воспитываемых в разных культурах. Роберт Ливайн, антрополог из Гарвардского университета, утверждает, что концепция порядка рождения существенно различается для семей, живущих в изобилующих природными богатствами странах, где процветает земледелие (какова, например, Кения), и американских семей. Во многих плодородных аграрных странах несколько семей - и родители, и дети - могут ютиться в одной хижине, в результате чего дети нескольких матерей воспитываются вместе. Тогда как в американской семье первенец - зачастую единственный ребенок в доме, имеющий свою комнату, собственные вещи, который в любое время может рассчитывать на внимание родителей, если ему захотелось поговорить или поиграть с ними, первенец в аграрной стране живет со старшими детьми из других семей и в его обязанности, как и в обязанности большинства старших детей, входит уход за малышами и их обучение. Поэтому, заключает Ливайн, "первый социальный опыт единственного или первого ребенка в земледельческой стране редко настолько отличается от опыта его младших братьев и сестер, насколько он отличается у первенцев и последующих детей в американских семьях среднего класса".

Влияние братьев и сестёр:

 Позитивное

  1. У детей быстро, незаметно, естественно вырабатываются уживчивость, уступчивость, сопереживание, сочувствие, восприимчивость к радостям и горестям братьев и сестер.
  2. Старшие и младшие дети выполняют роли обучающих и обучаемых, воспитывающих и воспитываемых. Часто старшие дети, наряду с родителями, выступают в роли учителей и воспитателей. Нередко старшие дети являются образцом (идеалом) для младших детей.
  3. Дети образуют свое детское сообщество, в котором эффективно вырабатываются навыки общественного поведения: помощь, выручка, защита, уступка, утешение, понимание, сотрудничество, здоровое соперничество, ограничение и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейной педагогике"