Шпаргалка по "Семейной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:53, шпаргалка

Краткое описание

1. Объект и предмет семейной пед как науки
2.Основные понятия науки семейная педагогика
3.Задачи семейной пед. как науки
4. методы семейной пед. (эмпирический уровень).
5. методы семейной пед. (теоретический уровень).

Вложенные файлы: 1 файл

семейная педагогика.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

Негативное

1. Соперничество детей может приводить к нарушениям взаимоотношений между ними, к развитию зависти, злорадства, агрессии, амбшдий. Факты и примеры жизни показывают: соперничество детей приводит к тому, что, став взрослыми и создав свои собственные семьи, братья и сестры не испытывают друг к другу родственных чувств.

  1. Старшие дети нередко отказываются ухаживать за младшими, быть "нянькой" у них, жалуются, что младший брат (сестра) мешают им готовиться к занятиям (решать свои личные проблемы — дискотека, свидание, театр, кино, турпоход).
  2. Младшие не желают носить одежды старших, играть с их игрушками …

 

 

39. характеристика  традиционной бел семьи

Каждый народ имеет характерную систему воспитания, педагогическую культуру.

У белорусов сложилась  своя воспитательная система, на которую  оказали влияние природно-климатические  условия жизни народа, психология этноса, культура народа, его быт  и история. Педагогика народа брала свои начала в семье. Семья была хранительницей народной педагогической мудрости, основной воспитательной силой.

Духовное формирование личности ребенка-белоруса происходило  естественно, путем присвоения общественно-исторического  опыта народа в процессе практической деятельности и усвоения норм социально-нравственных отношений между людьми. Концепция белорусской народно-семейной педагогики зафиксирована в устном народном творчестве, традициях, обычаях, культуре народа.

Ведущими идеями народной педагогики было воспитание в гармонии с природой, окружающим миром, гуманизм и культуросообразность. Цель воспитания видится в подготовке ребенка к нелегкой жизни, формировании у него прежде всего трудолюбия и нравственно-духовных качеств.

Ядром всей воспитательной системы педагогики белорусов является понятие добра, которое имеет расширительный смысл и является главной воспитательной парадигмой.

Характерные особенности внутрисемейных отношений у белорусов заключаются в беспрекословности авторитета бабушек и дедушек как родоначальников, хранителей семейных традиций; подчинении членов семьи отцу как главному и полновластному хозяину, добытчику; достаточно высоком общественном и социально-экономическом положении женщины; совместности постоянной трудовой деятельности родителей и детей; наличии доброжелательных и милосердных отношений к детям.

Как отмечают исследователи  истории, этнографии, фольклора белорусского народа, самыми характерными моральными качествами белорусов были добросовестность, трудолюбие, добродушие, уважительность, чуткость, доброта по отношению к людям.

В этнопедагогической культуре белорусов отчетливо выступают  такие средства воспитания, как природа, игра, труд, слово, быт, обычаи, традиции, устное народное творчество, религия. Труд был главным средством воспитания в семье. С его помощью у детей формировались не только трудовые умения и навыки, но и важнейшие общечеловеческие моральные качества: трудолюбие, добросовестность, уважение к людям труда, родителям, любовь к отчему дому, земле.

Духовно-нравственные силы белорусского народа являются показателями высоких воспитательных возможностей семейно-народной педагогики. Современная педагогическая наука и практика могут значительно обогатиться, обращаясь к мудрости бабушек, доискиваясь до корней педагогической интуиции народа.

 

40-43. Использование традиций народной педагогики белорусов в воспитании детей

Педагогический гений народа безграничен и бесценен, ...воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества" [177, 54]. Прогрессивные традиции семейного воспитания в белорусском народе зарождались и бытовыми под воздействием народной педагогики, которая основана на философии мировоззрения народа. Народная мудрость белорусов о семейном воспитании содержится в пословицах и поговорках, сказках и загадках, колыбельных песнях и забавах, считалках и потешках, легендах и мифах, песнях и танцах, приговорках (прибаутках) и шутках, играх и праздниках, обычаях и преданиях, ритуалах и традициях. "Традиция (лат. {гаёШо передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д." .

радиции народной семейной педагогики белорусов, которые осно-аются на таких основополагающих принципах, как природосообраз-Ультуросообразность, единство воспитания и образа жизни, обогащают педагогику как науку в целом, положительно воздействуют на процесс семейного воспитания.

 

На современном этапе возрождения этнопедагогики традиции семейной педагогики белорусов: 1) выступают в качестве своеобразного переходного звена между прошлым и современным, которое обеспечивает преемственность и дальнейшее развитие культуры народа; 2) функционируют на определенной территории, т. е. являются региональными; 3) передаются посредством воспитания, обучения и социализации, которые осуществляются в семье и региональной общности; 4) порождают правила и нормы, которых придерживаются родители и дети как жители деревни, поселка, городка и как члены семьи.

Изучение исследований по народной педагогике XIX — нач. XX вв. (Л. Е. Богданович, И. Д. Горбачевский, М. В. Довнар-Запольский, М. Я. Никифоровский, П. В. Шейн), 70-90-х годов XX в. (Г. А. Барто-шевич, В. С. Болбас, И. И. Калачова, В. П. Канаш, А. П. Орлова, В. А. Салеев, Е. И. Сермяжко, С. В. Снапковская и др.) дает возможность сделать вывод о том, что народная педагогика: 1) является своеобразной сферой практической деятельности (в отличие от этнопедагогики как науки; термин "этнопедагогика" предложил в 70-е годы Г. Н. Волков) [42, 3]; б) построена на возобновлении и функционировании воспитательных традиций многих поколений; в) основана на стремлении воспитать человека с богатством общечеловеческих гуманистических качеств. Ядром всей воспитательной системы народной педагогики белорусов (как и большинства народов мира) является понятие добра, которое, как справедливо утверждает В. А. Салеев, затем расширилось и навсегда осталось главной воспитательной парадигмой — стремление к формированию, воспитанию совершенного человека с учетом региональных особенностей, многовековой национальной культуры — культуры этноса [141, 56-68].

На основе анализа исследований, этнографических, фольклорных, исторических сведений, изучения предметов материальной культуры, опыта возрождения традиций народной семейной педагогики в белорусских семьях, материалов опроса представителей старшего поколения и записей их воспоминаний, белорусских народных песен, легенд, пословиц, поговорок и т. п. нами выявлены воспитательные особенности внутрисемейных отношений, главные критерии воспитанности ребенка, задачи, средства и методы семейного воспитания, которые не потеряли своей актуальности сегодня и творчески используются родителями в практике семейного воспитания, особенно в сельской местности.

Внутрисемейные отношения — это отношения в семье между отцом и матерью, родителями и старшими членами семьи (дедушкой и бабушкой), родителями и родственниками, родителями и детьми, между самими детьми.

Заметно выделяются следующие особенности внутрисемейных отношений:

1. Беспрекословность авторитета бабушек и дедушек как начинателей рода, старших членов семьи, хранителей семейных традиций, привычек, моральных норм и правил ("Паважай старэйшых, бо сам стары будзеш", "Падсадз! на печ дзядулю, 1 цябе уную падсадзяць", "Старога чалавека пабранка — двару папраука", "Што кажа стары на глум — 
бяры малады на вум"). Авторитет бабушки и дедушки был обусловлен выполнением ими большой и почетной роли в воспитании детей с момента их рождения до взросления (присутствие бабушки при родах, первое купание и пеленание ребенка, формирование его морально-эмоционального мира в младшем возрасте, воспитание в повседневном 
труде посредством овладения мужскими и женскими ремеслами в подростковом возрасте и, наконец, помощь в окончательном самостоятельном трудовом и жизненном выборе в юношеском возрасте) [62, 83].

2. Чувство взаимной ответственности за материальное и моральное состояние семьи, за воспитание детей со стороны и отца, и матери, особенно за трудовое и моральное ("Умеу дзщя радзщь, умей 1 выву- чыць", "Дзе у сямЧ лад, там 1 дзещ добра гадуюцца", "У добрых баць- коу 1 дзещ добрыя"). Отец воспитывал у детей трудолюбие и честность; у сыновей — ответственность, самостоятельность, заботливость о чле- нах семьи как будущих хозяев и работников; у дочерей — честность, аккуратность, рассудительность, вежливость, почтительность, сердечность, деликатность, гостеприимность. Особая роль в воспитании детей отводилась матери ("Якая матка, такое й дзщятка", "Не тая мащ, што нарадзша, а тая мащ, што ускармша", "У каго матка, у таго галоука гладка", "Дзеука маткаю красна", "Без мащ \ сонца не грэе"). В основу воспитания детей в белорусской семье положено материнское (женское) начало (традиционно у славянских народов защитницей человека была матерь божья — богородица). Испокон веков женщина-мать выполняла не государственную, а семейную функцию, которая была связана с "возведением" фундамента в воспитании: дети в кратчайшее время непри метно и непосредственно с помощью матери осваивали родной язык, песни, сказки, принципы и нормы морали своего этноса, семейные традиции, обычаи и обряды, весь уклад семейной жизни. Одним из заметных действенных результатов материнского воспитания было то, что дети с уважением относились к матери на протяжении всей жизни: как требовала вековая народная традиция, "дети чтили мать, а младшие члены семьи — хозяйку и вообще старших женщин" (См.: Довнар-Запольский 
М. В. Исследования и статьи. — Киев, 1909. — Т. 1. — С. 273).

  1. Подчинение членов семьи (матери, детей) отцу как главному и полновластному хозяину, добытчику, советнику ("Хлеба на станець — бацька дастанець", "Бацькоускае слова дарэмна не гаворыцца", "Свой бацька насварыцца \ пашкадуе").
  2. Устранение недоразумений и решение спорных вопросов осуществлялись в семье только между мужем и женой, хотя у последней было значительно меньше прав: по закону женщина не имела права получать в наследство семейное имущество. И тем не менее, женщина в качестве матери была в доме полной хозяйкой, помощницей и советчицей мужа, воспитательницей детей.
  3. Совместность постоянной и напряженной трудовой деятельности родителей и детей всех возрастов на лугу, в поле, огороде, подворье, доме ("Дзетачка сш, а дзельца помш", "Хто замаладу працуе, той на старасц] пануе", "Праца не пагашць челавека, а кормщь, пощь I вучыць"). Уже в 10-12 лет дети выполняли многие нелегкие хозяйственные работы. "Отец — сына, а мать — дочь начинают приучи-вать к работе, брать с собой везде. До 18 лет как юноша, так и девушка становятся уже настоящими работниками" (См.: Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. — СПб., 1902. — Т. 3. — С. 10).
  4. Доброжелательные и милосердные отношения всех членов семьи к детям родственников и соседским детям, которые по разным причинам оказались сиротами. Как отмечают исследователи истории, этнографии и фольклора белорусского народа Н. Я. Никифоровский, И. И. Носович, П. М. Шпилевский и др., самыми характерными моральными качествами белорусов были добросовестность, трудолюбие, добродушие, уважительность, чуткость, доброта по отношению к людям, заботливость о старших и детях, детях-сиротах. Эти положительные качества содействовали созданию обычаев, нравов, традиций, в целом такого уклада жизни, который позволил белорусам сохранить и сегодня многие черты духовности и моральности. Народная семейная педагогика воспитывала так, что мать практически никогда не отказывалась от своего ребенка. В семьях бытовал высоконравственный милосердный обычай: если дети оставались без родителей, их брали на воспитание в свои семьи родственники, соседи, односельчане. Практически все жители села досматривали сиротинку, проявляли к нему сочувствие и заботливость, оказывали материальную и моральную поддержку и помощь [204, 10-12].

Главными критериями моральности, воспитанности ребенка как человека, личности, члена общины и общества в народной семейной педагогике считались:

— отношение (готовность) к труду, старательность, добросовестность, умелость ("Праца чалавека трымае 1 узбагачае", "Хто дзяцей для працы шкадуе, той сабе вяроуку гатуе", "Без працы не будзе дзецям шцаСЦя"); именно в труде народ видел корень моральности, а отношение к нему считал показателем воспитанности человека.

— любовь и уважение к матери и отцу, их языку и вере, к своим соседям и соотечественникам, к родному дому, земле-кормилице, краю, где родился, к своей Отчизне ("Дарагая тая хатка, дзе радзша мяне матка", "Хто мову 1 веру мяняу, той не толью сябе, а 1 маш прадавау", "У сва1м кра1, як у раГ, "Бацькоу не цурайся, а ад Радз1мы не адракайся");

. умение и готовность организовать свою будущую семейную

жизнь, моральная и практическая подготовка к ней как к самой сложной жизненной деятельности, которая связана с выполнением функций мужа, хозяина, отца, воспитателя, жены, хозяйки, матери, воспитательницы детей ("Спачатку хлеб зараб1, а потым жонку бяры", "Жопку бяры не на год, а на век", "Замуж выйсщ —трэба знащ: позна легчы, рана усташ", "Умеу дзщя радзщь, умей i выхаваць").

В соответствии с этими главными критериями воспитанности ребенка выделялись и три основные неделимые между собой задачи семейного воспитания, а именно воспитание: 1) прилежного, умелого и добросовестного труженика; 2) честного, верного и мужественного патриота родной земли, Отчизны, государства; 3) старательного, доброжелательного и рассудительного семьянина.

Для решения задач семейного воспитания использовались разнообразные средства и методы. Наиболее распространенными и эффективными средствами семейного воспитания были труд, игра, праздники и обряды [64, 9-11].

Следует отметить, что труд был главным средством воспитания детей в семье, с помощью которого у них формировались не только необходимые трудовые навыки и умения, но и важнейшие общечеловеческие моральные качества: трудолюбие, добросовестность, доброта, уважение к родителям и людям труда, любовь к отчему дому, земле, природе, родине. Исследования свидетельствуют, что с целью воспитания этих моральных качеств у будущих наследников представители шляхты в ХУ1-ХУШ вв. отдавали своих детей в крестьянские семьи (этот обычай назывался "дзядзькаваннем"). Особенностями трудового воспитания в семье были: 1) восприятие труда как естественной жизненной необходимости; 2) включение в труд в форме игры самых маленьких 5-6-летних детей; 3) разделение труда на мужской, которому обучал отец (пахать, сеять, косить, возить сено, снопы и солому с луга и поля, молотить, ухаживать за домашними животными, водить лошадей в ночное время, пилить, сечь и складывать дрова, изготавливать сани, телеги, колеса, помогать в постройке дома и пристроек в подворье) и женский, которому обучала мать (ухаживать за младшими сестрами и братьями, готовить пищу, стирать белье, шить, вязать, вышивать, засевать огород, гряды, полоть их, жать, ткать сукно и полотно); 4) овладение ремеслом, трудовыми навыками являлось основой благосостояния семьи; 5) осваивание детьми правил ведения сельскохозяйственных работ посредством характерных для белорусов праздников календарно-обрядового цикла; 6) выполнение большинства видов труда совместно с родителями и под их непосредственным наблюдением и руководством.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейной педагогике"