Шпаргалка по "Семейной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:53, шпаргалка

Краткое описание

1. Объект и предмет семейной пед как науки
2.Основные понятия науки семейная педагогика
3.Задачи семейной пед. как науки
4. методы семейной пед. (эмпирический уровень).
5. методы семейной пед. (теоретический уровень).

Вложенные файлы: 1 файл

семейная педагогика.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

— Возвращаются! Едут! Скорее перекрывайте калитку скамейкой! Пятеро самых сильных залесских ребят усаживают молодых Наташу и Сергея на скамейку и под торжественную музыку много раз поднимают над головой высоко вверх, затем осторожно вносят их вместе со скамейкой в родительский двор, где мать и отец встречают детей хлебом-солью и рюмками со сладким вином. Перед тем как разрезать ленту и войти в дом, молодым дается задание: за одну минуту молодая должна убрать двор от разбросанных бумажек (денег), а молодой — спеленать ребенка. Задание выполнено в срок, молодые и родители входят в дом, чтобы провести последний семейный совет перед свадьбой.

Впереди палатки, где начинается застолье, изготовлена красивая дверь из бумаги в виде сердца с надписью "Сердце любви" Молодые разбегаются, "проникают" в сердце любви и, наконец, оказываются в палатке, чтобы занять в ее центре на фоне оригинального красного ковра и букетов из живых оранжевых цветов свое почетное место. Однако и здесь молодых "подстерегает" последняя неожиданность: на их почетном месте сидят маленькие ребята и девочки, которые при появлении молодых дружно встают, приветствуют их песней, и те рассчитываются с ними, выкупают свое свадебное место и занимают его. Вот только тогда уже все свыше 200 родичей и гостей со всех уголков Беларуси тоже рассаживаются, и свадьба начинает гулять, петь и танцевать три дня, гулять красиво, организованно, по старинной белорусской традиции. Двое энергичных и профессионально подготовленных ведущих (мастеров петь, танцевать, шутить, вести игры) Лариса Мизула и Александр Езерский сделали все, чтобы гостям было интересно. Организованы были и конкурсы песен, современных и старинных народных, и танцы, и содержательные шуточные выступления, и клятва молодой и молодого, и присвоение званий "теща", "тесть", "свекор" и "свекровь" с вручением почетных грамот и медалей, и угощение караваем, конфетами и домашним пирогом с маком.

"Горько!" и "Сто лят!" родным, близким, всем трудолюбивым и хорошим людям этой большой дружной "свадебной талаки" звучали на древней залесской земле, как и в те далекие времена, когда съезжались на праздники во дворец Огинского его гости из Беларуси и других стран Европы и мира.

 

44. Цели и задачи семейного воспитания в современных условиях.

Воспитание детей связано с определенной системой ценностей, которая в конечном счете определяет его цели, содержание и методы.

Цели семейного воспитания, в отличие от общественного, носят  субъективный, имплицитный характер. Они могут не совпадать с официальными установками.

В каждой семье складывается своя, индивидуальная воспитательная система, формирующаяся эмпирическим путем. Ментальная имплицитная концепция  личности является центральной ценностной ориентацией взрослых по отношению  к воспитанию подрастающего поколения (А.В. Мудрик). Этническая принадлежность родителей является одним из решающих факторов формирования воспитательной системы семьи.

Для белорусов традиционно  главными ценностями были Отечество, труд, семья (В.В. Чечет). Семейно-народная педагогика белорусов включала также общечеловеческие ценности: доброта, сострадание, честность, порядочность, ответственность, милосердие, любовь к людям. Смыслом концепции семейной педагогики было создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоническое развитие личности.

Современные родители также  стремятся разносторонне развивать  ребенка, не упуская из виду умственное, физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Семья, по сравнению с  общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями в разностороннем развитии ребенка, формировании лучших черт национального характера, приобщении к труду, введению в мир культуры, становлению половой идентификации и комфортной социализации. Несомненно, что в семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

В современном обществе в воспитании детей возрастает роль правовой культуры, актуализируется  проблема достоинства личности, ее индивидуальности, инициативы и деловитости.

Ученые и педагоги-практики подчеркивают, что главным направлением воспитательных действий современных  родителей должна быть гуманистическая  направленность, научение ребенка доброте.

Таким образом, гармоническое  и всестороннее развитие - это вполне реальная цель семейного воспитания, а не утопия. Вместе с тем, по мнению ряда ученых, у родителей существует более высокая задача – формирование у ребенка отношения к Богу (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили). Формирование веры у ребенка означает воспитание стремления к истинной любви, освобождение от суетности, рыночной психологии, жадности, потребительства и паразитизма.

К сожалению, родители далеко не всегда осознают цели семейного  воспитания, не всегда руководствуются  общественно одобряемым установкам в процессе воспитательной деятельности.

Необходимость помощи родителям  в этом вопросе обусловлена не только интересами ребенка и семьи  в целом, но и важностью этой проблемы для общества. Педагоги должны помочь родителям осознать свою ответственность  за судьбу детей, семьи, Отечества, подвести их к характерной для нашего общества системе ценностей. Вместе с тем, в этом вопросе следует искать равновесие между правом семьи на самоопределение и идеологией государства.

 

45. Принципы и методы воспитания детей в семье.

В теории и практике семейного  воспитания проблема принципов и методов является одной из наиболее сложных и спорных тем.

Вместе с тем, чтобы  уверенно строить процесс воспитания, прогнозировать искомый результат, принимать верные решения, родитель должен знать принципы и владеть методами воспитания детей в семье.

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса (И. Подласый).

Основные принципы семейного воспитания (по И.Шилову)

  • Альтруизм;
  • Безопасность;
  • Единство.

 

Атмосфера альтруизма – это ведущее условие успешного становления личности в семье. Проявляется в гуманном строе жизни семьи, во взаимной заботе, любви и привязанности, взаимопомощи, сочувствии, внимании и сопереживании членов семьи; в готовности пожертвовать своим временем, покоем, энергией, интересами ради ближнего; в испытании чувства удовлетворения от забот о ближнем. Создание такой атмосферы в семье формирует у ребенка чувство защищенности, повышает уверенность в себе и своей ценности, формирует позитивный образ Я, создает опыт гуманных отношений с окружающим миром. Такая атмосфера особенно важна от 0 до 1,2.

Принцип безопасности базируется на естественной озабоченности родителей охраной и защитой физического, психического, эмоционально-нравственного и социального здоровья ребенка.

Проявляется в ограждении ребенка от ущербного действия окружающего мира. Включает систему упорядоченных эмоциональных контактов с ребенком, режим экологически чистого питания, обучение осторожному обращению с предметами, ответственному отношению к окружающему миру.

Соблюдение этого принципа воспитывает самосохранное поведение, обеспечивает защиту ребенка от эмоциональных перегрузок, охраняет от развития у ребенка чувства тревожности, недоверия к окружающим, от комплексов неполноценности и незащищенности, помогает успешно осваивать окружающий мир.

Принцип единства исходит из заботы родителей о целостном развитии ребенка, гармоничном созидании тела, души и ума.

Предполагает согласованное исполнение ролей матери и отца, координацию усилий семьи и детского сада; включение ребенка в физическую, бытовую, трудовую, коммуникативную, познавательную деятельность в семье; сочетание прав и обязанностей, свободы и ответственности ребенка, созвучие индивидуальных и коллективных ценностей.

Соблюдение данного  принципа способствует успешной интеграции ребенка в социум, гармоничной самореализации, развивает гуманистическую потребность жить для себя и одновременно жить рядом с другими.

 

46. Правила позитивного семейного воспит.

Исходя из принципов  воспитания, в зарубежной и отечественной  педагогике выделяют правила семейного воспитания.

  • возложение на ребенка лучших надежд, вера в лучшее в ребенке, опора на положительное в нем (Квинтилиан);
  • осознание того, что ребенок не является собственностью родителей;
  • принятие ребенка как данность, таким, каков он есть (каждый ребенок представляет собой уникальное сочетание характерных особенностей, определяемых полом, телосложением, темпераментом, характером, интеллектом и стилем воспитания. Для реализации своего внутреннего потенциала им необходимо, чтобы родители принимали их такими, как они есть);
  • удовлетворение потребности ребенка в любви (Потребность в любви является главной потребностью ребенка);
  • недопущение сравнения ребенка с кем-либо;
  • уважение ребенка, доверие ему;
  • сохранение и развитие индивидуальности ребенка, его задатков, интересов;
  • развитие достоинства ребенка;
  • ненасильственное воспитание;
  • избегание нотаций, споров с ребенком;
  • не бояться признать свою вину перед ребенком (Детям не нужны безупречные родители; им нужны родители, которые делают все, что могут, и берут на себя ответственность за свои ошибки. Ошибаться – нормально. Извиниться позже очень важно.);
  • проводить с ребенком какое-то время наедине каждый день;
  • уметь говорить «нет», не бояться ребенка (Родитель должен уметь без стеснения отказывать ребенку. Детям нужен сильный лидер.);
  • понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя;
  • постоянно учиться воспитывать детей;
  • самим жить полной жизнью, быть внимательными к себе, делать себе периодически приятное, уделять время удовлетворению собственных потребностей и др.

 

47. проблема  классификации методов

В отечественных и  зарубежных психолого-педагогических исследованиях отсутствует единое определение метода воспитания. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является определение методов семейного воспитания, предложенное В.В.Чечетом. Под методами семейного воспитания он понимает способы воспитательных взаимодействий родителей с детьми с целью решения задач воспитания.

Методы семейного воспитания отличаются от методов воспитания в  общественных учреждениях по своему многообразию и по содержанию (психологической сущности). В семейных методах воспитания наблюдается больше естественности, мягкости, терпимости, обращенности к конкретному ребенку; семья учит ребенка делом, примером.

К методам  семейного воспитания относятся:

1) информационно-символические (имя, жесты, мимика, обсуждение, оценка событий);

2) разъяснительно-распорядительные (беседа, рассказ, внушение, требование, приказ, запрет, осуждение);

3) стимулирующе-побудительные  (пример взрослых, похвала, поощрение,  сочувствие, наказание);

4) действенно-практические (помощь сотрудничество, нравственная деятельность).

 

48. методы воздействия на эмоции  ребёнка.

В практике семейного  воспитания наиболее распространенными  методами воздействия на детей являются поощрение (одобрение) и наказание (осуждение). Действия ребенка немедленно вызывают реакцию близких. Эта оценочная реакция немаловажна для ребенка, пока еще слабого и беззащитного. Его психическое состояние целиком зависит от отношения к нему взрослых. И он пытается выстроить поведение так, чтобы заслужить одобрение, подтверждение любви к нему.

Психологической основой  этих методов являются те внутренние противоречия и переживания, которые  возникают у ребенка при их применении. При одобрении ребенок  переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверенность в дальнейшем росте. Метод осуждения вызывает отрицательные внутренние переживания, что побуждает ребенка обдумывать свое поведение, сдерживать нежелательные поступки. 

 

49. способы  поощрения детей в семье.

Поощрение– стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождения чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.

Можно выделить два вида поощрений:

  • материальные
  • психологические

К приемам материального поощрения относятся: подарок, игрушка, награда, сладость, вознаграждение, в том числе и деньгами.

К приемам  психологического поощрения относятся:

  • поощрение словом (похвала, одобрение, восхищение, благодарность, сопереживание, сочувствие, сострадание, обращение к ребенку с восторгом и в превосходной степени, похвала в присутствии других, авансирование, доверие и др.);
  • контактное (ласковое прикосновение, пожатие руки, поцелуи и пр.);
  • бесконтактное (жест, мимика, взгляд).

Педагоги и родители должны иметь представление о  психотравмирующих, недопустимых методах  воспитания: физическое воздействие, речевая  агрессия, лишение пищи, питья, унижение, уличение, обзывание, осуждение с  привлечением общественного мнения детей, грубость, запугивание, насмешки и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейной педагогике"