Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 130.74 Кб (Скачать файл)

   Сознание воспитанника  – это не кладовая, в которую складываются ЗУН, впечатления, полученные в разных сферах жизни и деятельности. Точно так же, как и знания, и эмоции, вызванные в процессе обучения, актуальны для личности в сферах её внеурочной жизнедеятельности.

   Поэтому, рассматривая  содержание воспитания, следует  иметь в виду, что это содержание  всего педагогического процесса, выражение общей цели воспитания, которая достигается в результате  реализации системы частных целей,  тесно связанных между собой.  Возможно что 4 элемента содержания  образования (ЗУН, опыт, отношения)  дополняется еще одним – воспитательной  работой по формированию характера,  будут в достойной мере отражать  ту цель воспитания, которая соответствует  современной социальной ситуации: воспитать личность – индивидуальность  с присущим ей характером, волевыми  качествами, особенностями восприятия  окружающей действительности и  участия в её преобразовании  и в то же время воспитать  ответственного гражданина, отвечающего  требованиям условий социальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные формы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

   Успешность и эффективность  воспитания зависит от многообразия  и неординарности форм воспитательной  работы. Для упорядочения всего  многообразия их желательно составление  картотеки форм внеурочной деятельности.

   В основе её  – виды воспитывающей деятельности, назначение – стремление избежать  однообразия в делах, найти  новые оригинальные формы, облегчить  планирование деятельности классного  воспитателя.

   Познавательная деятельность  – устный журнал, смотр знаний, викторина «Что? Где? Когда?», вечер  разгаданных и неразгаданных  тайн, неделя школьной науки, психологический  практикум, «Учись учиться», серия  классных часов «Замечательные  люди науки».

   Ценностно-ориентированная деятельность: встречи с литературой, конкурсы посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на морально-этические темы, интересные встречи.

   Трудовая деятельность: работы по восстановлению памятников  старины, дежурство по школе,  оборудование спортплощадок, украшение  школы, неделя ремесел, выставки  технического творчества.

   Общественно-полезная  деятельность: школа актива, сбор  лекарственных трав, акции милосердия  и благотворительности, шефство  над детским домом, праздник  игры и игрушки для малышей,  вахта памяти.

   Художественно-творческая  деятельность: новогодний бал, вечер  художественной самодеятельности, этический театр, литературно-художественная  композиция, вечер авторской песни.

   Физкультурно-спортивная  деятельность: День здоровья, «Школа  ЗОЖ», «туристический поход и  слёт», «День бегуна», «Веселые старты».

   Деятельность свободного  общения: вечер авторской песни,  концерты, вечера поэзии.

   Возможны и формы  внеурочной деятельности, соединяющие  в себе несколько видов деятельности, разного вида фестивали, состязания, школьные праздники, недели школьной  науки, вечера встречи, большие  ролевые и организационно-деятельностные  игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее понятие о методах воспитания и их классификация.

   И.Ф.Харламов определяет  методы воспитания как совокупность  способов и приёмов воспитательной  работы для развития потребностно-мотивационной  сферы и сознания учащихся, для  выработки привычек поведения,  его корректировки и совершенствования.

   Приём воспитания  – часть общего метода, отдельное  действие, конкретное улучшение.  Они подчиняются методам воспитания  и входят в их структуру,  тесно связаны между собой  и в зависимости от ситуации  могут выступать самостоятельно.

   Классификация методов  воспитания – это построенная  по определенному признаку система  методов. Современной педагогикой накоплено много различных модификаций методов воспитания.

   Так, И.Ф.Харламов  выделяет общие методы воспитания, устанавливая их определенную  связь с формированием соответствующих  структурных компонентов личностных  качеств:

  • Убеждения;
  • Положительный пример;
  • Упражнение (приучение);
  • Одобрение;
  • Осуждение;
  • Требование;
  • Переключение на другие виды деятельности;
  • Контроль за поведением.

   Однако названные  общие методы воспитания в  педагогическом процессе имеет  специфический характер. Одни из  них, в известной мере, играют  определенную роль в развитии  формирования личности. Другие же  методы используются для стимулирования, регуляции и коррекции поведения  учащихся и выполняют вспомогательную  или регулятивно-коррекционную роль. В настоящее время наиболее  объективной и удобной представляется  классификация методов воспитания  по их месту в процессе воспитания. По характеру: убеждение, поощрение или наказание, упражнения.

По результатам: воздействия, создающие нравственные установки; мотивы, отношения;  воздействия, создающие привычки, определённые мотивации или тип поведения.

   Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  1. Цель и задачи воспитания;
  2. Содержание воспитания;
  3. Возрастные особенности воспитанников;
  4. Уровень сформированности;
  5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников;
  6. Условия воспитания;
  7. Средства воспитания;
  8. Уровень педагогической квалификации;
  9. Время воспитания;
  10. Ожидание последствия.

   Выбор методов  воспитания – высокое искусство,  опирающее на науку. Выбор методов  воспитания не есть произвольный  акт. Он подчиняется ряду закономерностей  и зависимостей, среди которых  первостепенное значение имеют  цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача  и условия её решения, учёт  возрастных и индивидуальных  особенностей учащихся. Одни и  те же задачи могут быть  наполнены различным смыслом,  поэтому важно правильно увязать  методы воспитания не с содержанием  вообще, а с конкретным смыслом.

 

 

 

  1. Методы формирования общественного сознания учащихся. Основные требования к их применению.

   Значение методов формирования сознания в воспитании возрастает по мере созревания у учащихся внутренней нравственной потребности в расширении жизненного кругозора, углубления самосознания.

   Методы формирования  сознания – это методы воздействия  на сознание, поведение, волю детей  с целью формирования у них  системы взглядов и убеждений.  Они обеспечивают решение главной  задачи воспитания школьников, формирование  их мировоззрения, высоких общественных  и политических качеств, сознательной  убежденности. Их синонимическое  название – методы убеждения,  т.к. главное их назначение  – формирование устойчивых убеждений.

   Функции методов  формирования сознания:

  • Формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении;
  • Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;
  • Обобщение, анализ собственного опыта школьников;
  • Трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.

   Основной инструмент  – слово, сообщение и обсуждение  информации; убеждать нужно и  делом и словом.

   Средства убеждения  – логические выводы, цифры, факты,  примеры, эпизоды, практическая  деятельность. К этой группе методов  относятся рассказ на этическую тему(Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Функции: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании. Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллюстрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь.), этическая беседа ( Это метод систематического и последовательного обсуждения знаний в вопросно-ответной форме. Предполагает участие обеих сторон – воспитателя и воспитанника. Цель этических бесед – формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения. Предметом для этических бесед могут быть нравственные, социальные, этические и другие проблемы. Требования: интересное содержание, проблемный характер, возможность высказать свое мнение, живой разговор) , диспут ( Это спор с целью выработки правильных суждений и установок, обучение умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для проведения диспута требуется сформировать названия, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего, ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должны стать получение и осмысление информации, самое размышление и выбор. Одно из условий не требовать единого решения и не делать никаких общих выводов.), лекция (Это систематизированное изложение проблемы в монологической форме. Темы лекций – социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы. Лекция проводится в старших классах. От рассказа лекция отличается большей продолжительностью, глубиной общественного вопроса. Требования: информативность, доступность, эмоциональность, убедительность, логичность и др.), разъяснение ( Это метод эмоционально-словесного воздействия на группу или отдельных воспитанников. Функции: сформировать или закрепить новое качество или форму поведения для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку. Разъяснение опирается на внушение.), пример, внушение (Это воздействие на личность с помощью эмоциональных приёмов при сниженной критичности личности и известном доверии к внушаемому. Функции: иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста.)

  1. Методы формирования опыта, навыков и привычек общественного поведения. Основные требования к их применению.

   Методы организации деятельности и формирования опыта поведения является ведущим в классификации методов воспитания по их месту в процессе воспитания и тесно связаны с методами формирования сознания, т.к. только по конкретным действиям, поведению сформированности его нравственного сознания, об уровне его воспитанности.

   Основное понятие – воспитание  в деятельности проходит через  все методы этой группы, т.к.  они основаны на практической  деятельности воспитанников. Т.о.  методы организации деятельности  и формирования опыта поведения  – это пути выделения, закрепления  и формирования в опыте детей  положительных способов, форм поведения  и нравственной мотивации. Их  синонимичное название – методы  приучения, методы упражнения.

   Средства упражнения –  сохранение порядка обучения, исполнение  познавательных задач, исполнение  задач деятельности (труд, общественное  поручение, отношение, игра).

   Основная функция – методы  организации деятельности и формирования  опыта поведения – выработка  умений и привычек правового  поведения.

   Приучение – это организация  регулярного выполнения детьми  действующими с целью превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предлагает и проверку выполнения действий.

   Упражнение – это многократное  повторение, совершенствование способа  действий как устойчивой основы  поведения. Упражнение опирается на приучение и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности. Результат упражнения – устойчивые качества личности: навыки, привычки. Организация упражнений по формированию у учащихся личностных качеств включает в себя следующие приёмы:

  • Постановку воспитательных задач по выработке соответствующих навыков и привычек поведения;
  • Разъяснение способов деятельности и вооружение их знаниями о вырабатываемом качестве;
  • Практический показ этих способов;
  • Побуждение учащихся к первоначальному воспроизведению показанных способов;
  • Последующую тренировочную деятельность по закреплению и совершенствованию формируемых навыков поведения;
  • Предъявление к требованиям учащихся по соблюдению правил поведения;
  • Напоминание и контроль за поведением.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"