Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 130.74 Кб (Скачать файл)

Шк. К. – опред-ся на местах , те.е в школах, коллективах  учителей и администрации

Уч программа – докум. Утвержд. Мин. Обр. РБ , кот характ-ет отд-ый уч. Предмет

Структура: объяснит. Записка, собственно программа, примичание(дополнение)

 

 

 

  1. Общее понятие о методах обучения и их классификация.

Метод, от греч. путь, способ продвижения  к истине, к ожидаемому результату.

Выступает как упорядоченный способ деят-ти по достижению уч.-воспит целей.

Отражает: 1. Способы обучающей работы У и способы учебной работы у в их взаимосвязи.

2. Специфику их работы по достижению  различ целей обуч.

Методы обуч. – способы совмест. деят-ти У и у, направленные на решение  задач обуч.

Ксассификация: 1. Метоты работы У (рассказ, объяснение) и методы работы у (упр., самост. работа)

2. По источнику получения знаний.

А)Словестные методы позволяют в  кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед  у проблемы и указать пути их решения..

Рассказ – устное повествовательное изложение уч. материала.

Требования: содержать только достоверные  факты, включать достаточно ярких и  убедительных примеров, фактов, им. четкую логику изложения, быть эмоциональным, излагаться простым и доступным  языком, отображать элементы личной оценки У.

Объяснение.- словесное истолкование закономерностей, существ. св-в изуч. объекта, явл.

Требует: точного формулир-я задач, послед. раскрытия причинно-следств. связей, аргументации и док-в, использования  сравнения, сопоставления, привлечения  ярких примеров, безукоризненной  логики изложения.

Беседа – диалоговый метод обуч-я, при кот. У путем постановки тщательно продуманной сист. вопросов подводит учеников к пониманию нов. материала.

Вводные, беседы-сообщения, закрепляющие. Индивид., фронтальная.

Преимущества: активизирует уч.-познават. деят-ть, развив. память и речь, им. большую  воспитат. силу, явл. хорошим диагностич. средством.

Недостатки: много времени, содержит элемент риска, необходим запас  знаний.

Дисскусия основана на обмене взглядов по предмету.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала.

Работа с учебником. Приемы: конспектирование, составление плана, тезирование, цитирование. рецензирование, составление справки

Б) Наглядные.

Методы, при кот. усвоение уч. материала  находится в существенной зависимости  от применяемых в проц. обуч-я  наглядного пособия и тех. средств. Используются во взаимосвязи со словесными и прктич. и предназначаются для  наглядно-чувств. ознакомления с явл., проц.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам плакатов, таблиц, карт, плоских моделей.

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, тех. установок, кинофильмов.

Условия: 1.применяемая наглядность  должна соответствовать возрасту учащихся. 2.наглядность должна использоваться в меру. 3.наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все у  хорошо видели демонстрируемый предмет. 4.необходимо выделять при показе. 5.детально продумывать пояснения. 6.наглядность  должна быть согласована с содержанием  материала. 7.привлекать самих у к  нахождению желаемой инф-ии в наглядном  пособии.

В) Практические основаны на практической деятельности у, в рез. кот. формируются  практические УН.

Упражнения  - повторное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. По х-ру: устные, письменные, графические, уч.-трудовые. По степени самостоятельности у: воспроизводящие, тренировочные.

Лабораторные – проведение уч-ся по заданию учителя опытов с использованием приборов, т.е. изучение явл. с пом. спец. оборудования. У составляет инструкцию, а у записывают рез. работы в виде отчетов, графиков.

Практические проводятся после изучения крупных разделов, носят обобщ. х-р. Могут проводится вне школы.

3. По х-ру познавательной деятельности  у: лбъяснительно-илл., репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский  методы. (Скаткин).

 

 

  1. Характеристика наглядных методов обучения. Общие требования к их применению.

Сущность – в проц. Уч-ой работы  учитель использ. Иллюстрации, т.е. наглядное пояснение или же демонстрирует то или иное уч. Пособие, кот. Могутоблегчить восприятие и осмысление изучаемого мат. Или выступ. В кач. Источника нов=х знаний.

Функции: - обеспечить восприятие предмета изучения , сформир. Представления  о нем.

      • Создать услловия для усвоения сущ-х характ-к изучаемого явл.

Метод иллюстраций показ  и организация познават. Дет-ти на основе экспонируемого объекта.

М-д демонтсраций – показ  динамических моделей, приюоров, позволяющих  наблюдать процессы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Характеристика словесных методов обучения. Общие требования к их применению.

 

Методы устного изложения  мат-ла

Рассказ – монологическое изложение уч. Мат-ла и активизация познават. Деят-ти уч-ся

Вед. Функция – дидактическая

По целям- вступление -2-3 минуты

      • Изложение -10-15 мин
      • Заключение

Требование- наличие плана

      • Точность фактов
      • Наглядность и образность
      • Эмоциональность и выразительность
      • Ясность и доступность

Объяснение – это доказательное изложение закона, правила, хода решения задачи, исторических событий, дат

Эффективность – глубокое знание дисциплины

      • Раскрытие причинно-следственных связей
      • Аргументация
      • Точность формулировок
      • Учет индивид-х и психологич. Особен-й уч-ся
      • Мобилизация внимания уч-ся

Беседа-  диалогическое изложение уч. Мат. , сущ-ть заключ-ся в том , что учительпутем умело поставленных вопросов побуждает уч-ся к воспроизведению уже известных знаний и приобретению новыхпутем самост-ти рассуждений и выводов.

Функция – побудительная

Познание происходит дедуктивным  и индуктивным способом.

По назначению бывают вводная, изложения, эврестическая, закрепления.

Требования: план, вопросы  должны иметь логическую связь, легкие вопросы не стимулируют познаваат. Деят-ть, вопросы д.б. конкретными

Лекция- это есть устное изложение значительноего по объему мат-ла в тичении сравнительно продолжительного времени

Отлич от других: более строгая  структура, логика изложения, обилие сообщаемой информации, системных хар-р  освещения  знаний.

Предметом шк. Лекции явл. Описание сложных систем , явл. Процессов имеющих  м\у ними связей и зависимостей главным  образом причинно-следственного  хар-ра.

Условия эффективности метода:

      • Сост. Детального плана
      • Сообщение плана, ознакомление с целью и темой
      • Логичесое изложение пункта плана
      • Краткие обобщающие выводы после излож. Каждого пункта
      • Проблемность и эмоцион-ть изложения
      • Включение примеров, сравнений, ярких фактов
      • Контакт с аудиторией
      • Оптимальный темп изложения
      • Использ. Наглядностей
      • Ведение записей

 

 

 

  1. Характеристика практических методов обучения. Общие требования к их применению.

Упражнения

Сущность – уч-ся призводят  многократные действия ,т.е.тренируются  в приминении усвоенного мат.  На практике и таким образом углубляют  знания вырабатывают УН

Упр. – это планомерное  организ-ое повторение действий с целью  овладения ими повышение их качества.

В зависим-ти от хар-ра  формиров У иН  упр. Бывают

      • Устные
      • Письменные
      • Выполнение практич.заданий
      • Выполнение творческих работ

Методика орг-ии упр.

        1. объяснений целей и задач предстаящей раб.
        2. Показ учителем сп-в выполнения
        3. Первоначальное воспризвед. Уч-сяпоказанных действий
        4. Проверка упр.

Лаб. Раб.

Сущность – состоит  в том , что уч-ся изучив теоритич. мат. Под руководством учителявыполн. Практич. Упр. По применеию этого  мат. На практике вырабатывая при  этом У и Н .

Приемы:

      • Постановка целей
      • Опред. Порядка выполнения лаб.раб. и инструктаж по ТБ
      • Наблюдение за ходом работыуч-ся и правилами соблюдТБ
      • Анализ работ , подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций в процессе обучения младших школьников.

Проблемное обучение — такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. Характер преподавания и учения в сравнении с сообщающим обучением резко меняется: ученики делают мини-исследование или творческую практическую работу (например, делают аквариум, изобретают устройство). В ходе этого "делания" и "исследования" формируются новые знания: факты, закономерности, понятия, принципы, теории: правила, алгоритмы. При этом структура процесса обучения такова:

1. Создание проблемной  ситуации и постановка проблемы.

2. Выдвижение гипотез,  предположений о возможных путях  решения проблемы, обоснование их  и выбор одной или нескольких.

3. Опытная проверка принятых  гипотез в естественно-математических  предметах и анализ материалов, источников для доказательства выдвинутых положений в гуманитарных науках.

4. Обобщение результатов:  включение новых знаний и умений  в уже освоенную учениками  систему, закрепление и применение  их в теории и практике. 2

В зависимости от того, какие  и сколько звеньев осуществляются в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного  обучения.

Первый  уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения. Второй уровень отличается тем, что у ученика воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И наконец, на третьем уровне учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.

Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить  то или иное задание, он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения.

Проблемная ситуация — это психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу с опорой на имеющиеся знания. Она может иметь вид задания, проблемного вопроса, демонстрации опыта, механизма, препарата, материала из прессы или личных наблюдений учеников.

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе, выделил Т.В.Кудрявцев. Проблемная ситуация возникает:

• тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);

• при необходимости выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечивать правильное решение предложенной проблемной задачи;

• перед учащимися —  когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике;

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"