Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 130.74 Кб (Скачать файл)

• если имеется противоречие между теоретически возможным путем  решения задачи и практической неосуществимостью  или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования;

• при решении технических  задач — когда между внешним  видом схематических изображений  и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие;

• когда существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим  характером самих изображений и  необходимостью прочитать в них  динамические процессы.3

Ученые считают, что проблемное обучение является естественным обучением: как в жизни мы что-то узнаем, когда  сталкиваемся с необходимостью что-либо сделать, так и ученики, сталкиваясь  с какими-либо затруднениями, ищут способы  решения. Разница, однако, в том, что  в учебном процессе учителю все-таки приходится организовывать "встречу" с проблемной ситуацией, хотя последние возникают и в спонтанной деятельности детей.

Дидактикой разработаны  некоторые разновидности классического  проблемного обучения: деловые и  имитационные игры, моделирование процессов (в том числе на компьютере), метод анализа конкретных ситуаций, мозговая атака, эвристическая беседа и др. В основе всех этих методов лежит наличие проблемы, подлежащей решению. Этот широкий набор говорит учителю о том, что можно вводить в учебный процесс "элементы проблемности", познавательного поиска учеников в разных формах и степени, осознавая суть своих действий с позиций дидактической науки.

 

 

  1. Технические средства обучения: педагогические основы их использования.

Технические средства обучения позволяют  реализовать одну или несколько  дидактических функций с помощью  специальных технических устройств. Разнообразие ТСО привело к разработке различных классификаций. Их можно  условно разделить на четыре группы:

  1.Технические средства передачи  информации (ТСПИ);

  2.Технические средства контроля, в том числе с использованием  ЭВМ (ТСК);

  3.Тренажорные технические средства, в том числе обучающие комплексы  на базе ЭВМ (ТТС);

  4.Вспомогательные технические  средства, которые являются необходимой  составной частью оснащения учебного  процесса, но дидактических функций  не выполняют. К ним относятся:  доска, мел, бумага, учебные принадлежности, зашторивающее устройство и.т.п.    

   При подборе технических  средств преподаватель руководствуется  определенными положениями: технические  средства обучения должны обеспечивать  наиболее сложные темы, демонстрировать  процессы, которые трудно или  невозможно наблюдать в действительности, раскрывать исторически отдаленные  общественные явления или ситуации  в динамике, а также предметы  и явления, которые целесообразно  преподносить в экранном или  звуковом художественном изображении.

   Правильное использование  ТСО поможет разрешить некоторые  противоречия педагогики, т.е. даст  возможность:

  1. Повысить эффективность  преподавания путем налаживания  систематического контроля знаний  студентов, индивидуализировать  усвоение знаний и поднять  степень его дифференцирования,  сократив таким образом недостаток  учебного времени;

  2. Освободить преподавателя  от рутинной работы с тем,  чтобы он уделял больше времени  творческой деятельности;

  3. Предоставить обучаемым  более полную и точную информацию  об изучаемом явлении или предмете;

  4. Повысить уровень  наглядности, которая поможет  получить представление о механизме  сложных явлений;

  5. Познакомить студентов  с характером быстро или медленно  протекающих процессов.

Информативные технические  средства служат для передачи информации по каналу прямой связи . Их подразделяют на визуальные (зрительные), звуковые и  комбинированные.

   К визуальным техническим  средствам относят диапозитивы,  диафильмы, кододиапозитивы, немые  кинофильмы, а также объекты эпипроекции,  которые демонстрируются на весь  экран при помощи диапроекторов,  графопроекторов и эпипроекторов. 

   Комбинированные  технические средства обеспечивают  подачу и восприятие информации  при помощи зрения и слуха.

   Контролирующие технические  средства обучения предназначены  для определения степени и  качества усвоения материала.  Контроль за успеваемостью –  часть учебного процесса –  один из важнейших факторов  руководства познавательной деятельностью.  С помощью технических средств  можно осуществлять как систематический,  так и итоговый контроль. Контролирующие  технические средства обучения  бывают индивидуальные и групповые.  Отличаются они типом обучающих  программ и методов ввода ответа  обучаемых. К контролирующим техническим  средствам относят стандартные  программы контроля на персональном  компьютере, разнообразные комплексы  тестирования.

   Обучающие технические  средства – это разные виды  машин, дающих возможность реализовать  определенную обучающую программу. 

   Учебные видеофильмы,  как носители аудиовизуальных  информативных возможностей, являются  наиболее действенным средством  обучения. Наглядность с текстовым  сопровождением, поясняющим происходящие  на телеэкране процессы, максимально  приближает обучаемых к реальной  ситуации, создает благоприятные  условия материала.

В заключение необходимо отметить, что эффективность использования  ТСО во многом зависит от того, насколько  методически грамотно и педагогически  оправданно они включены в структуру  занятия. В каждом конкретном случае преподаватель должен конкретно  представлять, с какой целью, для  решения каких образовательных  и воспитательных задач он обращается к тому или иному виду техники, какой результат надеется получить.

   Однако ТСО нельзя  считать всесильными. Применение  их всегда определяется спецификой  учебного предмета, возможностью  выразительно передать с помощью  ТСО главные особенности изучаемого  материала, проконтролировать результаты  выполнения каких-либо заданий.  Преподаватель должен умело использовать  нужное в каждом конкретном  случае техническое устройство. Следует отметить, что применение  ТСО положительно сказывается  на организации учебного процесса, придает ему большую четкость  и целенаправленность. Необходимо  также подчеркнуть, что использование  ТСО должно не исключать или  заменять традиционные формы  работы, а органически их дополнять,  вписывать в учебную и практическую  деятельность.

  1. Понятие о формах организации учебной работы. Формы организации учебной работы в современной школе.

Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Процесс обучения реализуется  только через организационные формы, которые выполняют интегративную  роль, обеспечивая объединение и  взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.

Организационные формы и  системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики. Их возникновение связывают с древним миром.

В современной дидактике  организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М. Чередов).

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий.

Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие — изнывают от скуки.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников — звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное  обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой. Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий.

В современной общеобразовательной  практике чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения.

Коллективная  работа, по утверждению X.Й. Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:

• класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;

• организация выполнения задания осуществляется самим классом  и отдельными группами под руководством учителя;

• действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика  и позволяет каждому лучше  проявить себя в общей деятельности;

• есть взаимный контроль и  ответственность каждого перед  классом и группой.

Все многообразие организационных  форм обучения с точки зрения решения  ими целей образования и систематичности  их использования делят на основные, дополнительные и вспомогательные.

 

 

  1. Урок как основная форма организации учебной работы в современной школе. Требования к современному уроку. Особенности урока у младших школьников.

Урок должен соответствовать  всем принципам обучения. И реализовывать  триединую цель обучения.

1. Научность обучения: изуч. материал должен быть связан  с жизнью, соответ. современ. уровню  развития науки, методы обуч. должны  соответ. современ. требованиям.

2. Развив. х-р обучения.

3.Развитие умственных  способностей.

4.Воспитательные задачи.

5.Возбуждение интереса  уч-ся к уч. материалу.

6. Степень трудности изуч. материала.

7. Последовательность и  систематичность в изложении.

8. Формирование УН.

9.Систематич.  и планомерный  учет и контроль качества усвоения  уч. материала.

10. Соблюдение требований  уч. гигиены и режима дня шк.

Анализ

1. Общ. структура урока: тип, место в сист., дозировка времени.

2. Реализация осн. дидактич. цели: все ли требования по программе отражены, активность уч-ся, верно ли осущ. план изучения матер., продумана ли методика решения отдельных блоков, обладает ли У достаточными З, что следует изменить, есть ли первичное закрепление, как осущ. проверка кач-ва обуч-я, есть ли дифф. Подход к уч-ся.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"