Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 130.74 Кб (Скачать файл)

3. Осущ. развития уч-ся.: были ли осн. мыслит операции, развитие познават. самост. уч-ся, осущ. ли межпредмет.связи, средства развития творческ. мышления, эстетич. развития.

4. Воспитание в проц. урока:

5. Соблюдение осн. принципов  дидактики.

6. Выбор методов обуч.

7..Работа учителя на  уроке

8. Работа учащихся

9.Гигиенич. условия труда.

10. Некоторые спец. задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Педагогические особенности построения учебного процесса на уроке. Типология уроков и их структура.

Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (АА. Бударный).

В данном определении можно  выделить специфические при знаки, отличающие урок от других организационных  форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладений основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и  сущность урока.

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Общепринятой классификации  уроков в современной дидактике  нет. Это объясняется целым рядом  обстоятельств, но, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Наиболее разработанной и  используемой на практике является классификации, предложенная Б. П. Есиповым. Ее основание  составляет ведущая дидактическая  цель и место урока в системе  уроков и других форм организации  обучения. Он выделяет:

• комбинированные, или смешанные, уроки;

• уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие  целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

• уроки закрепления и  повторения знаний;

• уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

• уроки выработки и  закрепления умений и навыков;

• уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего  применимы в средних и старших  классах. В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать  различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным  закреплением, повторением ранее  изученного. Даже контрольные уроки  здесь довольно часто включают в  себя другие виды работы: устное сообщение  материала, чтение интересного рассказа и др. Именно этот тип урока называется комбинированным (смешанным), или структурно сложным, уроком. Примерная структура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.

Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих практикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других — решают новые задачи на известные им правила, в третьих — устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых — делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

С уроками закрепления  знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется. При этом если в начале работы упражнения выполняются детьми с большой помощью учителя и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то в дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило требуется применить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.

Обобщающими уроками

Уроки проверки (контрольные)

 

 

 

  1. Поурочное планирование содержания учебного материала. Подготовка учителя к уроку.

 

Подготовка учителя  к уроку.

1. Изучение программы  – сост. годового планирования.

2. Изучение определ. темы (ЗУ, кот. должны быть сформированы  у уч-ся) – тематич. планирование.

3. Подготовка к отдельному  уроку: а)отбор содержания, знакомство  с учебником

б)методика урока: тема, цель, задачи, тип, продумывание структурных  элементов, методы, определение части  материала для самост. изучения., закрепление матер, д/з

Индивидуализация  обуч-я (как цель)- учет индив. особ-стей каж. уч-ка в процессе обуч.

Дефф-ия (как ср-во) – такая форма уч. пр-са при кот учитыв. индив. особен. уч.

Цели  И.: 1. усоверш-ть ЗУН, повышать уровень Зн.; 2. форм-ние и разв. логич. мышл.; 3. созд. предпосылок для разв. интересов; 4. восп-е неповторимой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение, виды организации и проведения учебных экскурсий в начальных классах.

Экскурсия – форма организации учебно - воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения, изучать предметы и явления природы в естественных или искусственно созданных условиях.

   Цель: ознакомить  учащихся с объектами и явлениями  природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы. 

   Содержание экскурсий  должно иметь непосредственную  связь с  пройденным на предшествующих  уроках материалом. В тоже время  полученные  на  экскурсиях представления,  результаты наблюдений и  собранные   материалы  используют  на последующих  уроках. 

   Экскурсия в природу   является одной из доступных  форм работы с младшими школьниками .

   В соответствии  с учебными программами учащиеся  начальных классов знакомятся  с объектами природы в пределах  своего района, села, города.

   Анализ программ, входящих в различные образовательные  системы, показывает, что экскурсии  включены во все программы  и имеют сходную тематику.

   По тематике  все экскурсии можно объединить  в следующие группы:

а) наблюдения за явлениями  в неживой и живой природе  в различное время года, ознакомление с многообразием органического  мира (сезонные экскурсии в природу);

б) ознакомление с формами  земной поверхности, топонимикой, полезными  ископаемыми своей местности;

в) экологические экскурсии  по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов  природных сообществ, по ознакомлению с природными  богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды;

г) экскурсии в музеи, зоопарки, на производство и т.д. 

Значение экскурсий: 

Образовательное:

-углубление, расширение  знаний, понятий об отдельных   предметах и явлениях природы;

-формирование целостного  мировоззрения о взаимоотношениях  в природной среде;

-проверка теоретических  знаний на практике;

- приобретение навыков  самостоятельной исследовательской  работы;

Развивающее:

-развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;

- развитие умения сравнивать  и анализировать;

-развитие интереса к  изучению природы;

Воспитательное:

-эстетическое воспитание;

-воспитание патриотизма,  любви к природе;

-воспитание культуры  поведения в природе, аккуратности , ответственности;

- воспитание бережного  отношения к природе

Структура экскурсии.

1. Общее введение (место,  время проведения экскурсии, инструктаж).

2. Вводная беседа ( тема, цель, актуализация знаний по теме).

3.Непосредственно экскурсия,  объяснение учителя, самостоятельная  работа детей.

4.Отчёт о проделанной  работе, демонстрация собранного  материала.

5. Дополнительное сообщение  учителя по необходимости.

6.Заключительная беседа. Подведение итога.

7. Домашнее задание(заполнить  таблицу, составить коллекцию,  нарисовать..).

 

  1. Домашняя учебная работа учащихся и руководство ею со стороны учителя.

Цель: расширить и углубить З и У получ. На уроках , предотвратить их забывание, развить индивид. Склонности, доравания и сп-ти уч-ся.

Внеурочная уч-ая деят-ть операется на самод-ть созн-ть, акт-ть и инициативу уч-ся.

Сущность: состоит в сам-ом выполнении заданийучителя по повторению и более глубокому усвоению уч. Мат. И его применение на практике, разв. Тв-х сп-ей и совершенствованию уч-х УН

Дидактич. Ф-ции:

      • Закрепление ЗУ получ-х на уроке
      • Расширение и углубление уч-х мат. Проработанного в классе.
      • Формир У и Н сам-ого выполнения упр.
      • Рав-ия сам-ти мышления путем выполнения индивид-х заданий в объеме выходящем за рамки програмного мат. , по отвечающим возможностям.

Требования к  учителю:

      • Ариентировать в трудностях
      • Указывать пути преодоления
      • Операться на возможности уч-ся
      • Использование дефференцир-ого и индивид-ого подхода к определению объема и хар-ра д\з
      • Целесообразная дозировка
      • Образец
      • Педагогических контроль

Правила для уч-ся:

      • Процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточ-й хар-р (обращатьсянесколько раз к дному и тому же вопросу)
      • Выполнять в день получения (в первые 10-12 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Образовательное и воспитательное значение проверки знаний учащихся. Основные методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Контроль- это выявление , измерение и оценивание ЗУН уч-ся

Оценка – результат  проверки

Отметка – условное обозначение  ЗУН обучаемых

Проверка ЗУН явл. Составной  частью процесса обучения и осуществляетсяв  в иде постояноого и непрерывного контроля за ходом их формир. , функционирови  совершенствования.

Требования к проверке:

      • Ситем-ть – предполагает постоянное и непрерывное осущ-ие проверки
      • Всесторонность – ариентирует преподав-ля на контроль , как за всем процессовформир.ЗУН, так и всеми ЗУН
      • Объективность –требует качественного контроля
      • Индивид-ть в сочетании с коллектив-тью нацеливает учителя на оценку ЗУН не только отд-х шк-в, но и всего коллектива.
      • Диференцированность – ариентирует на использование конкр-х методов проверки для повышения качества определ. ЗУН и на комплексное применение в интересах всего процесса обучения
      • Выявление новизны – совер-ие форм и методов проверки ЗУН с целью повышение эффектив-ти самой проверки

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"