Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка

Краткое описание

краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

gos_po_pedagogike.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет педагогической науки, ее место в системе наук о человеке. Проблемы и задачи ее развития на современном этапе.

Название педагогики происходит от двух греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - веду, т.е. дословно педагогика – детоведение. Педагогом  в древней Греции называли раба, который водил ребенка своего господина в школу. Постепенно слово пед-ка стало употребляться в более общем смысле для обозначения иск-ва( вести реб-ка по жизни ), т.е. восп-ть его и обучать, направлять дух-е и телесное Педагогика наука о воспитании и обучении детей (до 20 в), после появилось понимание, что педагогика необходима и взрослым. Современная педагогика – понимается как наука о воспитании человека. Понимание «воспитание» употребляется здесь в широком смысле, т.к. оно включает образование, обучение и воспитание в узком смысле этого слова (Н. К. Крупская). Современная педагогика изучает закономерности образования, обучения и воспитания  человека, разрабатывает условия и пути осуществления этих важнейших педагогических функций.

Предметом педагогики является обучение, воспитание, образование  личности

Цель – воспитание гармонично развитой личности.

Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с  философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

Исключительно ценными знаниями о  природе физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.

Связана педагогика и  с кибернетикой — наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов, применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания. Используя их данные, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных процессов (дистанционное обучение), совершенствует способы и механизмы управления учебно-воспитательным процессом.

Проблемы и  задачи педагогики на современном этапе: 1. изучение особенностей развития и воспитания современного ученика. 2. разработка современных технологий обучения, образования и воспитания. 3.обобщение современного передового опыта и внедрение его в современную практику. 4. отбор содержания образования. 5.совершенствование методики образования. 6. совершенствование всей системы воспитания школьника. 7. разработка методологических, теоретических обоснований различных подходов образовании учащихся, молодежи. 8. совершенствование дифференцированного и индивидуального подхода. 9.разработка и научное обоснование различных программ. 10.разработка программ и помощь в развитии разнообразных типов учебных заведений. 11.совершенствование гимназий, лицеев и других учебных заведений. 12. способствовать обучению и внедрению опыта гуманистического подхода, субъект-субъектных отношений, сотрудничество педагога и ученика.

 

2. Процесс развития  личности. Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно – образовательного процесса.

Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Личность  - чел на опред-й стадии своего психического и соци-ного развития (Выгодский). Развитие – процесс кач-ого изменения чел, процесс не поддается измерению, т.к он скачкооб-ый. Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.   Причиной развития личности является преодоление противоречий (между инд-ые побуждения и социум). Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Три фазы становления как личности. Первая фаза (адаптация) - усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам той же общности. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности — с другой стороны.

\Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.

Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.Разрешение противоречий происходит через более высокие уровни деятельности. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и развитие продолжается. На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов).К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении. К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.Среда и воспитание — это социальные факторы, тогда как наследственность — биологический фактор.Для процесса развития нужны определенные условия: 1. наследственность 2. среда 3. воспитание. Наследственность должна быть хорошей, воспитание – правильно организованным, среда – благоприятной. Человек-биологический-физический; личность-социальная-психическая. Без созданных условий физическое развитие прекращается (вода, воздух, еда). Психическое развитие, даже при отриц-ых условиях продолжается, но у личности развив-ся негативные черты. Наслед-ть – воспроизводство у потомков биологического сходства  с родителями. Ребенок получает скрытые возможности наслед-ого фонда. Наследственный фонд: 1. общечеловеческие предпосылки (прямо-ние, строение тела) 2. унаследованное от родителей индивидуальное сходство (цвет глаз, волос, тип н.с.) 3. Предраспол-сть к наслед-ым заболеваниям и сами наслед-ые болезни. Носителями наслед-ти являются гены. Для полноценного развития ребенка все клетки д.б. здоровы (шизофрения), только на такой основе развитие ребенка будет полным. Благоприятный наслед-ый фонд способствует успешному развитию личности. Наслед-ть не может полностью предопределять развитие, так считают одни, а др. так не считают. Русские не отрицают роль наслед-ти в развитии, но считают, что она лишь способствует благоприятному развитию. Павлов отмечает, что каждое психическое свойство личности есть сплав врожденного и приобретенного. Человек наделен от рождения задатками, но не способностями. Это лишь потенц-ые возможности, к-ые при благоприятных условиях разви-ся в способности. Среда – разный комплекс явлений, каждый из которых оказывает свое влияние. Есть дальняя и ближняя среда.Соц.среда – состояние и уровень развития общества, принадлежности человека, характер деятельности человека, характер и содержания образования. Соц.среда оказывает как «+», так и «-» влияние (например: материальные условия жизни). Среда воздействует по-разному потому, что объективная оценка ребенка не одинакова. Среда оказывает влияние не прямо, а опосредованно, через отношение личности к среде. Важно сформировать правильное отношение к среде. Среда(+) – Отношение(+) – Влияние(+);   Среда(+) – Отношение(-) – Влияние(-); Среда(-) – Отношение(+) – Влияние(-); Среда(-) – Отношение(-) – Влияние(+) (напр, если семья наркоманов, но у ребенка сформи-о отрица-ще отношение к это среде, то результат будет +). Следовательно, педагогам необходимо решить пед задачи: 1создать + среду, 2содать + отно-ие к положи-ой среде, 3изменить отриц-ую среду, 4сформир-ь – отношение к отриц-й среде (поступкам). Влияние наслед-ти и среды коррек-ся восп-ем. Является ли воспитание определяющим фактором? Воспитание – это наиболее определяющий фактор в условиях развития личности, т.к нас воспитывает социум, мы живем в социуме, но не всегда воспитание несет положительный характер. Воспит-е (в широком смысле)- весь процесс формир-я лич-ти происходящ под влиянием окруж среды, условий, строя.,и усвоение зунов. Воспитание это технологический процесс (есть свои технологии, законы, правила). Условия: 1. воспитание всегда должно строится с учетом возрастных особенностей, темперамента, характера ребенка 2. учет индивидуальных особенностей 3. единство требований в воспитании личности 4. воспитание должно протекать в коллективе, через коллектив 5. воспитание необходимо перевести в самовоспитание.  Взаимодействие среды, наслед, воспит м.б. либо оптимальным, либо, при переоценке одного или другого внешнего слагаемого, негармоничным. Ни одно условие не действует самостоятельно.Результат зависит от их согласованности.

 

3. Возрастная  периодизация развития личности. Соотношение возрастного и индивидуального  подходов в воспитании и обучении личности.

ВОЗРАСТ - определенный, ограниченный относительными границами период в психическом и физическом развитии человека: детство, отрочество, юность и т.д.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных  свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста.

ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ - это изменения, которые происходят в психическом, физическом и социальном аспектах развития личности в рамках относительно замкнутого периода жизни  ребенка; они отличаются своей целостностью и формированием психических новообразований

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ - выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических  и социально-психологических признаков.

В современной науке  принято несколько периодизаций, мы рассмотрим принятую педагогическую.

(педагогическая  периодизация)

1.Младенчество (0-1): кризис рождения (переход от одной формы жизни в др.); непосредст-ое эмоц общение со взрослыми, формир-е сенсорно-моторных, манипулятивных дейс-й; кризис 1года (к концу этого периода происходит скачок от незнания и неумения к учению говорить и ходить). 2. Преддошкольный (1-3): предметно-орудийная де-ть, в ходе кт осущ-ся де-ть овладение де-й с предметами,; кризис 3лет (накопление соц.опыта, становление психических процессов, восприятие себя как отдельной личности «Я сам»). 3. Дошкольный (3-6): ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах; не характеризуется кризисами; происходит интеллектуальное накопление социально значимого опыта, ориентация в соц.пространстве. 4. младший школьный: гендерные различия, физиолог созревание (период продолжается: мальчики 6-12, девочки 6-11); интенсивное формир-е познавт-ых сил ребенка; кризис 7лет (переход от игровой деятельности к учебной; происходит завершение первонач-ого созревания физиолог-их и психологич-ких структур коры головного мозга, т.е дети готовы к учебному труду, но при этом рекомендуется использовать элементы игры в условиях знаний; продолжается накопление интеллектуальных сил ребенка). 5. Подростковый гендерные различия (мальчики 12-16, девочки 11-15); характерен кризис подростка: происходит становление личности, половое созревание, личное самосовершенствование, сознат-ое прояв-ие индивиду-и). 6. Юношеский (15-21,16-20): кризис самоопределения; завершается физическое и психическое созревание, формирование социальной готовности к труду, чувство ответственности. 7. Период зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов: 1.стадия ранней зрелости, или молодости (20-23 до 30-35), соответствует вступление человека в интенсивную и профессиональную деятельность, период становления, самоутверждения себя 2. стадия длиться (30-35 до 60) 8. Пенсионный период (60-75) 9. Старческий период ( до 90) 10. Долгожители (90 до …)

Особенность педагогической периодизации: рассматривает половое различие (особенности пола); рассматривается весь жизненный цикл: в основу входят стадии психического и физического развития с одной стороны и условия, в которых протекает обучение – с другой; рассматривают особенности развития на каждом этапе в общении, обучении, игре, подражании и.т.д. Учет возр особ-й-один из осн. пед принципов. Опираясь на него учитель устан-т объемы учебной нагрузку, распис уч дня, режим труда и отдыха , уч предметы, уч мат, формы, м-ды в уч воспит д-ти.

Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов, и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Общее свойственно всем людям Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным - индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.

К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.

Отечественная педагогика - воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход, заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни.

В индивидуальном подходе  особенно нуждаются "трудные" воспитанники, малоспособные школьники, а также  дети с ярко выраженной задержкой развития

Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических  особенностей учащихся, своеобразия  их личности. «Если педагогика хочет  воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»,- писал К. Д. Ушинский. Хорошее знание индивидуально-психологических особенностей школьника поможет найти наиболее целесообразные и эффективные методы, приемы и формы воспитательного воздействия на него. Следовательно, учителю и воспитателю необходимо овладеть умением изучать школьников, видеть не серую, однородную ученическую массу, а коллектив, в котором каждый представляет собой нечто особое, индивидуальное, своеобразное.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"