Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 11:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Дошкольной педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ по педагогоке.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

- сюжетно-дидактические игры: дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и др.

- Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

    Структура дидактической игры:

1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер  игры, направленность содержания  на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания  и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет  игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа  игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в  игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

. В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать:

1.Необходимо создавать условия  для игр

2.Следует заботиться о постоянном  обогащении игрового опыта детей

3.В поле зрения педагога  всегда должны быть задачи  развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.

4.Учитывая своеобразие  дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения.

5.Дидактические игры  используются на занятиях и  в самостоятельной деятельности детей

 

 

 

 

 

 

54.Виды игрушек. Педагогические  и гигиенические требования к  современной игрушке.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или Моторные  игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации  и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

1.Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства

2.Особое требование предъявляется  к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям

3.Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.

4.Игрушка нуждается в  привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

Гигиенические требования к игрушкам:

1.Игрушки должны быть  изготовлены из высококачественного  нетоксичного материала.

2.Воспитатель должен  следить за состоянием игрушек  и своевременно устранить появившиеся  дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д

3.В ДУ игрушки должны  быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55.История развития дошкольной  дидактики.

Дидактика – раздел педагогики, который изучает теорию обучения и образования.

Дошкольная дидактика – раздел дидактики, в котором содержится теоретическое обоснование цели обучения, представлено содержание, формы, методы, средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.

Впервые идея последовательного обучения детей дошк. возраста была предложена Я.А.Каменским. Цель обучения он видел в нравственном развитии ребенка, в ознакомлении с окружающим миром и в подготовке ребенка к школе.

Весомый вклад внес Ф.Фребель. Он разработал свою систему обучения, основу которой составляла детально – разработанная программа, включающая в себя знания и способы деятельности, а также обучение в форме последовательно усложняющихся занятий.

Проблемой обучения детей от 4 до 10 лет занимался Одоевский. Цель обучения он видел в том, чтобы научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. В основу обучения он положил упражнения, направленные  на формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение.

Ушинский видел цель обучения в развитии умственных способностей и речи ребенка. Его работы «Детский мир» и «Родное слово» не утратили своей актуальности до настоящего времени.

На развитие дидактики оказало влияние деятельность Лесговта, Тихеевой, Флериной и др. Цель обучения дошк-в они видели в ознакомлении с окружающим миром и природой. В качестве средств обучения они хредлагали игры, народные сказки, поговорки, пословицы, самост. худ. деятельность детей.

В 50-е гг 20 столетия было организовано экспериментальное исследование по определению форм, методов, средств обучения, возглавила которое А.П.Усова. В результате этого исследования было введено в 1953г. бязательное систематическое обучение в д/с и основной формой обучения признано занятие. Введение систематического обучения на занятиях потребовало разработки специальных методик:

1.Методика муз. воспитания- Ветлугина. 2.Методика обучения родному  языку – Соловьева. 3.Методика  развития основных движений –  Быкова.

4.Методика изо деятельности  - Сакулина 5.Методика формирования  элементарных математических представлений – Леушина.

Значительное влияние на  развитие дошкольной дидактики оказали психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний.(Поддьяков, Зопоржец, Эльконин, Венгер).

 

 

 

 

 

56.Формирование предпосылок  учебной деятельности у детей дошк. возраста.

Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации.

Учебная деятельность – активная деятельность ребенка по усвоению материала в процессе обучения и различных способов деятельности.

Современные ученые утверждают, формирование предпосылок к учебной деятельности начинается с мл. дошк. возраста:

1.В возрасте 3-х лет  формируем у ребенка способность  к определению цели собственной  деятельности.

2.К 4-м годам учим овладению  различных способов деятельности.

3.К 5-ти годам формирует  у ребенка умение слушать, не  мешать другим и выполнять  задания.

4.На 6-м году формируем  способность определения цели  и достижения ее.

На основе анализа учебной деятельности, проведенного Элькониным и Давыдовым, были определены ее структурные компоненты: учебная задача, учебные действия, контроль, оценка.

Усова А.П. выделила уровни развития учебной деятельности у дошкольников:

1-й уровень. Высокий –  дети слушают указания педагога, выполняют их, действуют осознанно, о непонятном спрашивают. Всегда добиваются результата, могут сравнить свой результат с результатами других.

2-й уровень. Средний –  дети слушают указания педагога, выполняют их, но склонны к  подражанию. Не всегда добиваются результата, могут сравнить свои результаты с результатами других.

3-й уровень. Низкий –  дети слушают, но не слышат. Действуют, но не по указанию, результатов  не добиваются. К оценке безразличны.

 

 

 

 

 

57.Основные дидактические  принципы и специфика их применения в ДУ.

Принципы обучения – основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе.

В дошкольной педагогике применяются следующие принципы:

1.Принцип воспитывающего  обучения. Толстой писал: «Нельзя  воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно»

2.Принцип развивающего  обучения. Идея развивающего обучения  было предложена Выготским: «Обучение  должно идти впереди развития  и вести его за собой». Он  выделил 2 зоны ближайшего развития  и актуального развития.

3.Принцип систематичности  и последовательности. Я.А.Каменский  писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от  известного к неизвестному».

4.Принцип доступности.

5.Принцип наглядности. Ушинский  писал: «Учите ребенка каким-нибудь 5-и словам и он будет долго мучиться над ними. Освежите такие слова с наглядностью и он усвоит их налету».

6.Принцип научности. Предусматривает  что мы даем научные знания  доступные для детей, постепенно  их усложняем.

7.Принцип сознательности  и активности. Знания будут прочными, если они осознанны.

8.Принцип учета возрастных  и индивидуальных особенностей.

 

58.Методы обучения детей  дошкольного возраста.

Метод – способ совместной деятельности педагога и ребенка, направленный на решение обозначенных задач.

В дошк. педагогике получила распространение классификация обучения по источнику получения знаний:

1.Наглядные. К ним относятся: наблюдение, рассматривание картин  и предметов, демонстрация видеофильмов.

2.Словестные. К ним относятся: беседа, рассказывание, чтение худ. литературы.

3.Практические: упражнение, моделирование, опыты, эксперименты.

- Упражнение -  многократное повторение умственных или практических действий заданного содержания. Различают: подражательные, конструктивные, творческие.

- Моделирование. Модель – предметное или графическое изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

 В дошк. педагогике  для обучения детей звуковому  анализу слова разработаны модели  Журовой. Для обучения детей конструированию  разработан материал Парамоновой. По экологическому образованию разработаны модели Николаевой, Рыжовой и др.

В настоящее время широкое признание получила классификация обучения по характеру познавательной деятельности, предложенная Ланером и Скаткиным:

1.Обьяснительно – иллюстративные, или информационно – рецептивные

2. Репродуктивные

3.Проблемного изложения  материала

4.Частично поисковые

5.Исследовательские.

 

 

 

 

 

 

59.Современные подходы  к организации обучения в ДУ.

В 90-е годы 20 столетия назрела необходимость пересмотра подходок к организации обучения в ДУ.

Неустраивало и требовало пересмотра:

- учебно–дисциплинарная  модель обучения;

- форма организации и  методика обучения;

- среда, в условиях которой  организовывалось обучение дошкольников.

В результате исследований, проведенных Коротковой и Михайленко был осуществлен переход к новой образовательной перадигме.

- В основу обучения  была положена личностно –  ориентированная модель.

- Произошел отказ от  фронтальной формы обучения к  подгрупповой форме обучения.

- Было сокращено общее количество занятий, остались занятия 3-х циклов: познавательного, эстетического и направленные на подготовку к школе.

Коротковой и Михайленко было определено, что современное обучение должно быть воспитывающим, развивающим, игровым, познавательным, нравственно – действенным.

Основной формой обучения признана игра. Большое внимание в обучении придается самостоятельной деятельности детей.

 

 

 

 

 

 

62. Воспитание детей в  условиях разновозрастной группы

Организация воспитания и обучения в условиях разновозр-й гр, связана с наличием взаимовлияний, которые оказывают друг на друга дети разного возраста и которые может использовать педагог в качестве эффективного фактора восп-ия. Максимальная наполняемость разновозр-й гр. сост-ет 12 детей, что позволяет реализовать эти и другие преимущества разновозрастных объединений дошк-ов.

Педагогически ценным в разновоз-й гр. является использование межвозрастного взаимодействия детей, которое способствует организации взаимообучения между ними. Целесообразно применять игровые формы обучения: дидактические игры, игры с дидактическим материалом. Взаимодействие и общение в совместной игре оказывает положительное влияние на развитие как младших, так и старших дошкольников.

Преимущества взаимообучения состоят в том, что младший ребёнок реально видит, чем овладел его старший партнёр и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший ребёнок может показать младшему образец действий, объяснить словесно способы выполнения игрового задания, проконтролировать правильность выполнения, оказать ему помощь. Показывая и объясняя младшим партнёрам способы выполнения задания, старшие лучше осознают их сами. Контроль за деятельностью младших является предпосылкой формирования самоконтроля. У старших же детей возникает и развивается чувство ответственности за младших.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"