Цели и задачи воспитания как педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью воспитания и выступает формирование воспитанности, а задачами — формирование ее компонентов. Последнее определяет существование в системе воспитания взаимосвязанного комплекса видов воспитания: патриотического, гражданского, нравственного, гуманистического, демократического, экономического, трудового, экологического, эстетического, семейного, физического, в духе здорового образа жизни.

Содержание

Введение...............................................................................................с.3-4
1. Цели и задачи воспитания как педагогического процесса.............с.5-11
2. Цели воспитания как отражение потребностей общества и потребностей личности..............................................................................................с.12-26
Заключение.........................................................................................с.27-28
Список литературы.....

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 108.86 Кб (Скачать файл)

Второй, институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть организаций и учреждений, которые специально создаются для этого, например детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.

Третий, социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов — на своих коллег, ассоциация матерей погибших воинов, выступая против войны, — на государственные органы, ассоциация педагогов — на развитие творческого потенциала педагогов.

Четвертый, межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.

Пятый, интраперсональный уровень, по сути, является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разных жизненных обстоятельствах, например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования.[2]

 

2.ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ КАК  ОТРАЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА  И ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.

Принципы воспитания основаны на понимании их и опыте воспитания людей. Они отвечают на три педагогических вопроса: чему воспитывать? как организовать? какими методами достигнуть? Отсюда и три группы принципов: содержательные, организационные и методические (рис. 3.3). Они тесно взаимосвязаны, перекрывают друг друга (поэтому отнесение принципа к одной из групп делается по преобладающим признакам) и реализуются в едином комплексе.[2]

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Психологические сферы определяют основные (базовые) свойства личности. К числу их чаще всего относят: направленность личности, характер личности, способности личности, подготовленность (опыт) личности, темперамент.

Направленность личности — ее ведущее психологическое свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности. Ее микроструктура включает ряд качеств.

Мировоззрение (мировосприятие) — совокупность идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь и общество. В мировоззрении представлено понимание ею материального и духовного мира, смысла жизни, людей и их поведения, происходящего в обществе и непосредственном окружении, вопросов политики, морали, права, экономики и многих других. Побудительная сила их велика.

Потребность — испытываемая человеком устойчивая и сильная нужда в чем-то: в веществах, условиях, предметах, делах, результатах, состояниях, получении удовольствия, достижении чувства удовлетворенности. Человек относится к объектам и явлениям окружающего мира как к предметам и средствам удовлетворения своих потребностей. Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Они направляют его интересы, мысли, движения. Удовлетворение потребности вызывает чувство удовольствия, неудача — плохое настроение и самочувствие, недовольство и даже гнев, ярость, агрессию. Стремление к удовлетворению потребностей — основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливают ее роль в направленности личности.

Потребности человека делятся на две группы: материальные (социализированные) и духовные.

Материальные — это потребности в пище, тепле, отдыхе, продолжении рода, сохранении жизни, одежде, жилище, предметах быта и др.

Они развиваются на основе биологических, наследственных, но социализируются в онтогенезе (прижизненном развитии), приобретая новые признаки и содержание. Так, утоление голода древним человеком удовлетворялось с удовольствием при поглощении с помощью рук и зубов свежего куска кровоточащего мяса, вырезанного из только что убитого животного. Та же потребность современным культурным человеком удовлетворяется полностью только при еде за чистым и красиво сервированным столом, пользовании столовыми приборами и салфеткой, на удобном стуле, в сопровождении приятной музыки и др. Это иная, преобразованная, социализированная потребность, которую животной назвать уже нельзя. Такие материальные потребности, как потребность в автомобиле, холодильнике, приличной одежде, сотовом телефоне, компьютере и пр., являясь материальными, вообще формируются при определенных социальных условиях и отсутствовали у массы людей даже 5—40 лет назад.

Духовные потребности — потребности в самореализации и самоутверждении, знании, информации, непрерывном образовании, общении, труде, защите Родины, общественно-полезной деятельности, творчестве, уважении прав и свобод других людей, в красоте, чтении, музыке и др. Духовные потребности взрослого человека социальны, сформировались при жизни под влиянием ее условий. По своим механизмам и влияниям они подлинные потребности — «аппетит духа». Лишение человека свободы, возможности общаться с другими, музицировать, заниматься творчеством, любимым делом и др. — если такие духовные потребности у конкретного человека есть, — повергает его в острые переживания, шок, приводит порой даже к суициду.[4]

Идеалы — образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.

Жизненные цели — долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.

Интересы — избирательное, эмоционально окрашенное внимание к определенным предметам, деятельности, результатам, условиям, связанным с возможностями удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей.

Социальные установки — сложившееся на основе опыта устойчивое предрасположение, готовность человека к определенной форме реагирования (восприятию, оценке, действию, поведению) при контакте с определенными социальными объектами, факторами, условиями, событиями, информацией.

Склонности — положительное отношение, влечение, тяга к какому-либо занятию.

Мотивы — осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений и действий*. Цель — то, к чему стремится человек, мотив — ради чего, для чего это ему нужно. Мотивы характеризуют типичные для личности, преобладающие внутренние причины выборов ею целей, способов, поступков и действий**. Одни и те же проявления активности могут порождаться разными мотивами. Например, за поступлением в вуз у разных студентов могут стоять мотивы: «хочу стать образованным человеком», «хочу быть высококвалифицированным профессионалом», «родители настаивали», «нужен диплом», «чтобы не служить в армии», «пожить несколько лет веселой студенческой жизнью» и др.

* В психологии понятие  «мотив» употребляется в двух  значениях. В широком значении  мотивами называют все силы  человека, побуждающие его к постановке  целей, действиям и поступкам  по их достижению и другим  проявлениям активности. В этом  смысле все компоненты направленности  являются мотивами, а сама она  — системой мотивации. В узком  смысле мотив — личностный  смысл той или иной активности, показатель того, ради чего он  ее проявляет.

** Поступок — социально  оцениваемый акт поведения, побуждаемый  осознанными мотивами. Поступок  всегда имеет моральную, правовую, культурную и т. п. оценки. Самооценка  поступка человеком и оценка  его другими людьми могут не  совпадать. Свой поступок человек  может считать проявлением культурности, а другие — бескультурья.[1]

Действие же — элемент деятельности. Бывают сенсорные, двигательные, умственные, волевые, учебные, профессиональные и другие действия.

Свойство направленности — важнейшее свойство, оказывающее доминирующее влияние на другие. Человек может отдать всего себя для достижения значимых для него результатов и не ударить палец о палец, чтобы получить другие, остаться глухим к самым правильным призывам. Зависит это от особенностей его направленности.

Характер личности (свойство, относящееся к ее операциональной сфере) — сложившаяся у личности система устойчивых отношений к труду, к другим людям и самому себе. Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями, умениями и навыками в реализации отношений, а •также с соответствующими привычками и качествами. Основополагающее значение имеют ценностные ориентации — внутренне понятые, одобренные и принятые личностью к реализации социальные ценности.

Отношения к труду выражены в знаниях личности, соответствующих трудовых ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках и качествах целеустремленности, деловитости, предприимчивости, трудолюбия, ответственности, добросовестности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативности, организованности.

Отношения к людям выражены в уважительности личности, гуманности, человечности, доброжелательности, вежливости, демократичности, справедливости, доброте, альтруистичности, терпимости, сочувственности, корпоративности, коллективизме, сотрудничестве, общительности, коммуникабельности, агрессивности, конфликтности и др.

Отношение к себе характеризуется самовосприятием и самооценкой личностью себя и своих особенностей, ее совестливостью, отношением к необходимости стать культурным, образованным и цивилизованным человеком, требовательностью к себе, самокритичностью, владением собой, отношением к самосовершенствованию, личностному росту, самореализации и самоутверждению, к достойному образу жизни, к сохранению физического и психического здоровья, личными притязаниями, честолюбием и др. Отношение к себе в психологии связывается с явлением рефлексии — умением и привычкой смотреть на себя со стороны, видеть глазами других людей, считаться с оценкой ими себя. Уровень развитости рефлексии у конкретной личности во многом характеризует уровень ее развития в целом, определяет ее отношение к самосовершенствованию и достойному поведению среди людей. Пренебрежение мнением о себе других — частая причина низкой культуры, личностного примитивизма и застоя в развитии. Рефлексия — существенная часть самосознания. Есть данные исследований, которые показывают, что она — тот индивидуальный показатель, по которому наиболее надежно прогнозируется возможный веер поведения данной личности.

Большинство отношений личности, закрепленных в характере, — моральные. Мораль — система ценностей и норм поведения, воплощающая сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочности. Характер и воплощает в себе морально-психологические особенности личности. Это не абстрактная, а живущая в личности и действующая мораль, арсенал моральных отношений, порождающих ее поступки с выбором и реализацией свойственным им способов поведения и решения задач. Поступить, например, в институт можно, проявляя добросовестность, усердие, организованность, требовательность к себе, хорошую подготовку к экзаменам. Но некоторые выбирают «обходные» пути и способы: протекцию, знакомства, подарки «нужным людям», взятки, списывание и др. Выбирают не случайно, ибо такова их мораль, воплощенная в ценностных ориентациях и качествах характера. Именно аморальные средства и способы, а не добросовестный труд, высокий профессионализм и иные личностные достоинства, используются также при обуреваемой человеком жажде личного обогащения любой ценой. Неслучайно говорят, что большие богатства нажиты в большинстве случаев не профессионализмом, а нечестным путем.[1]

Понимание общих закономерностей и анализ опыта находят отражение в общих педагогических принципах формирования личности. К основным из них, сущность большинства которых понятна на основе изложенного выше, относятся следующие:

1. Принцип целеустремленного, всестороннего и гармоничного формирования личности в интересах самой личности, ее самоопределения и самореализации в жизни, а также в интересах общества и государства.

2. Принцип научности в  формировании личности. Сложность и печальный опыт стихийного, неосмысленного, основанного только на житейских представлениях формирования личности требуют подходить только с достоверных, выкристаллизованных в положительном опыте и воплощенных в педагогических и психологических рекомендациях позиций. С действиями на авось, на основе личных домыслов и дремучей педагогической некомпетентности надо решительно кончать. Слишком велика цена упущений и ошибок в личной судьбе формирующегося человека, которые очень трудно, а порой и невозможно потом устранить.

3. Принцип максимального приближения целей, содержания, методов, условий формирования личности к уровню достижений мировой цивилизации на основе общечеловеческих ценностей, созидания, мира, морали, национального достоинства, государственности.

4. Принцип непрерывности и преемственности формирования личности в процессе жизни с повышенным вниманием к детскому, подростковому и юношескому возрасту и максимальным преодолением стихийных, неконтролируемых педагогических воздействий и влияний.

5. Принцип системности, взаимосвязанного формирования четырех основных педагогических свойств личности — образованности, воспитанности, обученности, развитости и соответствующей организации четырех, связанных единой целью и обслуживающих друг друга педагогических подсистем — образования, воспитания, обучения и развития.

6. Принцип единства педагогических воздействий и самоформирования личности. Никто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть и противодействует этому, формирование — это субъект-субъектный процесс, взаимодействие субъекта педагогических воздействий и формирующегося — их объекта, являющегося вместе с тем субъектом, личностью со своими взглядами, интересами, желаниями, идеалами, планами. Успех возможен лишь при совпадении их целей и усилий, при тесном сотрудничестве, при обоюдной и слаженной активности, при целенаправленной активности формирующегося по самоформированию.

7. Принцип опережающего формирования личности в духе основных тенденций общественного развития: гуманизма, демократизма, законности, гражданственности.

Информация о работе Цели и задачи воспитания как педагогического процесса