Цели и задачи физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:53, реферат

Краткое описание

Под функциями физической культуры понимаются присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определённые потребности личности и общества. Функции физической культуры реализуются в полной мере не сами по себе, а главным образом через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей.

Содержание

Введение2
1.Социальные функции физической культуры3
2.Специфические функции физической культуры6
Заключение9
Список литературы и использованных источников11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физре 1 курс.docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение2

1.Социальные функции физической культуры3

2.Специфические функции физической культуры6

Заключение9

Список литературы и использованных источников11 

 

     Введение

     Физическая  культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана  со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру  образа жизни людей.

     Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его  жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему  и гармоническому развитию личности. Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей роли как источника  творческих сил, бодрого, жизнерадостного  ощущения

     Физическая  культура - явление исторически обусловленное. Её возникновение относится к  древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.

     Под функциями физической культуры понимаются присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определённые потребности личности и общества.  Функции физической культуры реализуются  в полной мере не сами по себе, а главным  образом через активную деятельность человека, направленную на использование  соответствующих культурных ценностей. 
 

     1.Социальные функции физической культуры  

       Поскольку физическая культура  является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего,  общекультурные социальные функции.  К ним можно отнести такие,  как воспитательная, образовательная,  нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная,  экономическая и др. Рассмотрим  лишь некоторые из них.  

       Воспитание человека. Занятия физическими  упражнениями и спортом:  создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств;  развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника;  формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту).  В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения. Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий.  

     Образование человека. В процессе занятий ФКС  человек познает много нового, обучается двигательным умениям  и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения  результата. Занятия ФКС создают  возможности для развития творчества и формирования познавательной активности.  

     Оздоровление  человека. Физическая культура — важная часть валеологии. Систематические  занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) — новое направление физкультурно-оздоровительной  работы с инвалидами.  Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции. Последние органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.  

     По  признакам общности их можно объединить в следующие группы:  

      1. Общее развитие и укрепление  организма всех людей независимо  от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование  и развитие физических качеств  и способностей, совершенствование  двигательных навыков, укрепление  здоровья, снижение процессов инволюций  и т.д.)  

      2. Физическая подготовка людей  к трудовой деятельности, защите  отечества (мобилизационная функция  физической культуры, профессионально-прикладная  физическая подготовка).  

      3. Удовлетворение потребности людей  в активном отдыхе, досуге, рациональном  использовании свободного времени  (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа  жизни).  

      4. Развитие волевых физических  способностей и двигательных  возможностей человека от оптимального  до предельного уровней.  

      5. Экономическая значимость физической  культуры определяется снижением  уровня заболеваемости и травматизма  трудящихся, повышением их производительности  труда, долголетием, в том числе  и трудовым.  

       Социологические данные, полученные  многими учеными убедительно  доказывают положительное влияние  занятий физическими упражнениями  на социальную активность, производительный  труд, здоровье и долголетие людей.  Так, Институтом социологических  исследований АН СССР и ВНИИФКом (опрошено свыше трех тысяч  человек) было выявлено, что среди  активных физкультурников значительно  выше (на 15—20%) доля тех, кто проявляет  инициативу в труде, влияет  на дела коллектива, стремится  выполнить работу с высоким  качеством.  

       Разносторонние интересы физкультурников  положительно сказываются и на  характере досуга, который у них  значительно богаче и содержательнее. Кроме того, 69,2% физкультурников постоянно уделяют внимание воспитанию детей, тогда как у не физкультурников этот показатель равен 44%. Нельзя не отметить еще один весьма существенный факт, выявленный в ходе исследования. Занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают положительное воздействие на своих близких, друзей, коллег. Занятия физическими упражнениями помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими.  Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Специфические функции физической культуры

     Как известно, важной основой нормального  функционирования человеческого организма  является его двигательная деятельность, вызывающая обязательный расход мышечной энергии. Для организма не имеет  особого значения, в какой форме  осуществляется двигательная деятельность, то ли в виде физического труда, то ли в форме физических упражнений. Однако с учетом принципиального  несовпадения целей труда и физических упражнений роль физкультурной физической работы, как оздоровительного фактора, неизмеримо более высока, т.к. в этом случае нагрузку можно легко определять и дозировать практически для  любого индивида, для любого психического и физического состояния организма. С помощью определенных физкультурных  программ возможно решение лечебных задач восстановления работоспособности, поддержания физической кондиции, увеличения физической работоспособности и  т.д.

     Физическая  культура является незаменимым средством  удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной деятельности, и в этом плане выполняет компенсаторную роль при дефиците мышечной активности. Жизненно важное значение физической культуры, как фактора удовлетворения двигательных потребностей, обусловлено, прежде всего тем, что человек  формировался с момента своего появления  как деятельное существо. Двигательная активность всегда была, есть и будет  оставаться абсолютно необходимым  условием нормального функционирования, развития и существования человеческого  организма. Поэтому физическая бездеятельность  неизбежно вызывает различные болезни. Аристотель более двух тысяч лет  назад заметил: «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие!». Современная наука  причину появления болезней века, особенно сердечно-сосудистых, связывает, кроме, прочего, с гипокинезией, слабой двигательной деятельностью. Отсюда и  возникает необходимость внедрения  физической культуры в повседневный образ жизни человека.

     Коль  скоро речь зашла о повседневной физической культуре, то выскажем следующее  предположение. Психологически человек  готов заниматься такой деятельностью, которая ему не только необходима, но и приносит удовольствие, развлечение. Поэтому в развитых странах все  большую популярность и развитие получают рекреативные формы физкультурных  занятий: массовые спортивные игры, различные  виды туризма, охота, рыбалка, плавание и купание, лыжные прогулки и т.д. Следовательно, в будущем рекреативная направленность физической культуры неизменно  будет возрастать, возможно, в ущерб  спортивной и образовательной. Большие  перспективы, очевидно, ожидает в  будущем так же лечебное направление  в физической культуре.

     Немаловажна также роль гигиенических факторов в укреплении и поддержании здоровья. Соблюдение режимов сна, питания, личной гигиены в сочетании с разумными  физическими нагрузками значительно  укрепляет не только здоровье и повышает физическую работоспособность, но и  обеспечивает творческое долголетие.

     Использование физической культуры в системе подготовки человека к конкретной деятельности является делом государственной  важности. Имеется немало профессий, которым обучают в системе  ПТУ, техникумах, институтах, университетах  требующих достаточно хорошей профессиональной прикладной подготовки. Она включает в себя не только знания, умения и  навыки, составляющие предмет будущей  профессиональной деятельности, но и  умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых имеет  немаловажную роль для развития профессионально  важных способностей. Таким образом, физическая культура выступает здесь  как фактор профессионально-прикладной физической подготовки.

     В системе образования и воспитания (детский сад, школа, профессионально-техническое училище, техникум, лицей, колледж, высшее учебное заведение) эта функция выражена наиболее ярко. Немаловажную роль эта функция имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, физическая культура), освоение и совершенствование технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (профессионально-прикладная физическая культура) и т.п. составляют содержание физического образования.

     Физкультурная практика свидетельствует, что в  результате систематических занятий  заметно совершенствует двигательный и вестибулярный анализаторы, возрастает сама способность к быстрому и  эффективному освоению новых движений. Овладение разнообразными двигательными  умениями и навыками в сочетании  с параллельным воспитанием физических качеств повышает не только двигательную культуру человека, но и формирует  особый стиль двигательной деятельности. С одной стороны, движения физкультурника обладают высокой экономичностью (тратится меньше энергии), с другой – в  случае необходимости они всегда будут более результативными.

     Еще одна образовательная функция заключается  в том, что характер преимущественной двигательной деятельности будет обуславливать  специфику приобретенных в результате занятий способностей. Так, в гимнастике, акробатике, прыжках в воду, т.е. там, где человек старается освоить  большое разнообразие двигательных умений и навыков, высокой степени  развития достигает способность  к овладению новыми движениями. В  движениях циклического характера (плавание, бег, лыжи и др.) совершенствуются уже другие способности – экономичность, ритмичность, способность к расслаблению и эффективному использованию движущих сил. 
 
 
 

     Заключение

     Объективные свойства физической культуры (воздействовать на человека) могут быть использованы им только в конкретной деятельности, т.е. в процессе непосредственных физкультурно-спортивных занятий.

     При этом, участвуя в таких занятиях, люди ставят перед собой какие-то определённые цели. Эти цели могут быть самые разные, и если все их многообразие свести в четко выраженные группы, то можно обнаружить три основных типа целей, которые определяют участие людей в активных физкультурных занятиях. Естественно, речь идет только о проявлении специфических функций.

Информация о работе Цели и задачи физического воспитания