Цели и задачи воспитания как педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью воспитания и выступает формирование воспитанности, а задачами — формирование ее компонентов. Последнее определяет существование в системе воспитания взаимосвязанного комплекса видов воспитания: патриотического, гражданского, нравственного, гуманистического, демократического, экономического, трудового, экологического, эстетического, семейного, физического, в духе здорового образа жизни.

Содержание

Введение...............................................................................................с.3-4
1. Цели и задачи воспитания как педагогического процесса.............с.5-11
2. Цели воспитания как отражение потребностей общества и потребностей личности..............................................................................................с.12-26
Заключение.........................................................................................с.27-28
Список литературы.....

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 108.86 Кб (Скачать файл)

8. Принцип формирования культурности личности: эстетической, этической, экологической, семейной, быта и здоровья.[4]

Общие закономерности и принципы относятся ко всей системе формирования личности, организуемой на любом уровне — индивидуальном, групповом, государственном. Существуют и своеобразные закономерности образования, воспитания, обучения и развития, находящие отражение в соответствующих частных принципах, выступающих как подчиненные общим и в совокупности с ними обеспечивающие формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Противоречия процесса формирования личности

Знание закономерностей и реализация принципов не означают, что нужные педагогические результаты будут достигнуты однозначно, безусловно и без проблем. Процесс формирования противоречив по своим внутренней и внешней обусловленности. Наиболее существенны противоречия между:

• желаемым и действительным, необходимым и возможным, требующимся и имеющимся;

• общими педагогическими положениями и необходимостью их методического воплощения в конкретной ситуации и с индивидуализацией;

• старым и новым, отживающим и зарождающимся, содержанием и формой;

• словами и делами, словами и опытом жизни, тем, что слышит, и тем, что видит формирующаяся личность;

• формирующим субъектом (учителем, воспитателем, родителем и др.) и формирующимся объект-субъектом;

• разными субъектами формирования и др.

Противоречия затрудняют, сдерживают, искажают результаты, но вместе с этим побуждают к непрерывному поиску путей их преодоления и выступают одной из движущих сил совершенствования педагогического процесса.[2]

Педагогическая система формирования личности в обществе

Государство, общество, семья, понимая зависимость своего будущего и полноценного использования дара жизни появившимся на свет человеком от качества прижизненного формирования его, всегда стремились осуществлять педагогическую работу с ним. Но она страдала и страдает недостаточной эффективностью из-за отставания педагогической практики от педагогической теории и слабостей организации системы.

Современный уровень человеческой цивилизации и подлинный гуманизм требуют практически осуществлять формирование каждого человека качественно в его интересах, совпадающих с интересами общества. Система педагогической работы в обществе и на местах в наиболее полном виде должна совпадать со структурой прикладных разделов и отраслей педагогики. К основным ее составляющим относятся такие.

Семья с заботами родителей по выращиванию детей с первых дней их жизни, их воспитанием, развитием, обучением, существует столько же, сколько существует на Земле сам человек. Я. А. Коменский именовал основную часть ее материнской педагогикой.

Родители всегда стремились сделать детей хорошими людьми, передать им опыт своей жизни, предупредить от повторения промахов и ошибок. Однако их усилия, не опиравшиеся на рекомендации педагогики, носили житейский, эмпирический, субъективный характер, а поэтому зачастую были далеко не лучшими. Многие их влияния не осознавались, поэтому впоследствии возникал вопрос: «Откуда это у моего ребенка?».

Общество — большая социальная система, живой, закономерно развивающийся и саморегулирующийся социальный организм. Параллель между организмом и обществом проводится в науке начиная с трудов Аристотеля. Такое сравнение связано с пониманием общества не как сборища самостоятельно живущих людей, но как целостности, обладающей своими материальными и духовными законами.

Общество, по определению, — сложившаяся на определенной территории в процессе исторического развития общность больших и малых групп людей с определенными организацией, властью, типом связей и отношений. Люди в этой общности не абсолютно свободны в своей жизни и поступках. Жить в обществе, среди людей и быть свободным от них невозможно. Жизнь, деятельность, поступки, благополучие, будущее каждого человека неизбежно испытывают влияние особенностей общества, в котором он живет.

Государство — орудие политической власти, используемое для организации общества, распределения и потребления материальных и духовных благ. Оно реализует власть с помощью системы органов и учреждений, силы права (законодательного установления обязательных норм и правил поведения, их санкционирования, защиты и уголовного преследования за нарушения), аппарата принуждения (армия, полиция и др.) и иных средств. Оно играет роль «внешней» силы, связывающей общество в единую целостность и придающей ему определенную динамику развития. Но только такими силами задачу организации и развития общества не решить, о чем свидетельствует опыт тоталитарных режимов разных государств, в том числе и России.[1]

Решающую роль в сплоченности, жизни и прогрессе общества играют внутренние силы «сцепления»: общее прошлое и будущее народа, интересы и чаяния, идеалы и мнения общностей и групп, их потребности и ожидания, традиции и обычаи, мораль и привычки, тип и уровень культуры, образования, обучения, развития, религиозные верования и др.

Смысл жизни любого человека, кем бы он ни был, связан с неуклонным следованием цивилизованным принципам жизни, во многом совпадающим с общечеловеческими ценностями, выполнением обычных по существу дел, заслуживающих полного общественного признания, уважения и личного удовлетворения:

• жить оптимистично, использовать время и возможности жизни ответственно, разумно, цивилизованно;

• настойчиво стремиться полностью реализовать себя в жизни;

• обладать высоким уровнем духовности и личными качествами, достойными уважения;

• жить честно, поступать порядочно, морально, неуклонно следовать духовным ценностям и укреплять их в своем окружении;

• уважать права, свободы, личное достоинство, интересы других людей, не создавать им проблем своим поведением, жить в мире и согласии;

• стремиться к материальному благополучию и полному удовлетворению своих потребностей, ни под каким предлогом не отступая при этом от правовых и моральных норм;

• быть в жизни не потребителем, а созидателем, реализовать себя в делах и их результатах, нужных не только себе, но и другим и получающих их признание;

• добиваться всего своей инициативой и активностью, личными достоинствами и трудом, настойчиво и терпеливо, проявлять стойкость к жизненным трудностям и неудачам, не теряя надежд и уверенности в успех;

• родить и воспитать детей как продолжателей своего дела, способных сделать в своей жизни больше и лучше, чем родители;

• обеспечить старость своих родителей и уважать их;

• быть достойным гражданином России, делать все возможное для благополучия ее и народа;

• беречь свое здоровье и жизнь. Отчетливо понимать, что курение, непомерное потребление алкоголя, токсикомания, наркомания и т. п. — это преднамеренное ухудшение здоровья, это самоубийство, только растянутое во времени;

• жить по совести, не совершать дел, которые вызовут рано или поздно угрызения совести и которых придется стыдиться.

Непонимание смысла жизни — безответственность, преступление перед собой. Оно содержит угрозу превратиться уже через 20—30 лет в неудачника, человека, угнетенного пессимистическими мыслями, сожалеющего о безвозвратно утраченных возможностях, растерянного, всем недовольного, завистливого, брюзгливого, обвиняющего всех и вся, кроме себя. Еще страшнее — потеря смысла жизни, ее перспектив, которые приводят к тяжелым душевным кризисам (как, например, у некоторых выходящих на пенсию), а иногда подталкивают к совершенно противоестественному — самоуничтожению (суициду).

Психологическое и педагогическое самообеспечение жизненного успеха

Жизненный путь, судьба человека, как и все в мире, закономерны. Существуют неизбежные причинно-следственные зависимости успеха жизни от личных возможностей человека.

Личные возможности всегда заключены в психологической и педагогической сформированности личности человека, о которой уже много сказано в предыдущих главах. Чем она выше, тем больше вероятность жизненного и профессионального успеха.

Каждому человеку надо неустанно и плодотворно заниматься самоформированием и самосовершенствованием: самообразованием, самообучением, самовоспитанием и саморазвитием. Это и есть основа самореализации.

Жизнь — не только движение вперед (от рождения — к смерти, от расцвета — к старости), а должна быть и движением вверх, борьбой за высший уровень человеческого существования, за вершину человеческого бытия и против всего, что снижает уровень человека. Добиваться успеха — не значит бороться с кем-то, кроме себя самого. Силен тот, кто побеждает врага, но истинно могуч побеждающий себя, — гласит восточная мудрость. Не надо никого побеждать, отталкивать, унижать, а тем более уничтожать. Агрессия — показатель не силы, а слабости личности, отсутствия личных достоинств для достижения успеха цивилизованным путем. Рассчитывать следует прежде всего на себя, быть целеустремленным и самостоятельным, всего добиваться самому. В этом суть реальной возможности человека быть подлинно свободным, максимально независимым от случайных обстоятельств и чьих-то влияний. Поэтому тратить время и силы на свое образование, воспитание, профессиональное обучение и развитие, вкладывать деньги в себя,— значит делать выгодные, беспроигрышные вклады, тратить силы и время с умом.

Возможности сами по себе не превращаются в реальности жизни. Существует закономерная зависимость жизненного успеха человека от активной и умело осуществляемой им жизнедеятельности, постоянной и настойчивой самореализации и самоутверждения. Девиз добивающегося успеха человека: «Я хочу — я могу — я стану — я делаю — я добиваюсь результатов». Хотеть и обладать возможностями недостаточно — надо действовать, добиваться, воплощать в дела и результаты свои планы, мечты, надежды, способности, знания и пр.

В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее — как бездействие,

Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Распространенность таких заблуждений беспокоит и современных общественных и научных деятелей на Западе, прилагающих усилия к разоблачению их.

Реализация возможностей в активной жизнедеятельности происходит при целеустремленной жизненной активности. Умные люди ставят перед собой цели и достигают их, а остальные следуют лишь своим повседневным разрозненным желаниям. Помимо долгосрочных целей жизни, человеку надо иметь среднесрочные, ориентированные на три—пять лет («жизненную тактику»).

Это обычно одна—три цели, достижение которых выступает основой доминирующих видов деятельности, планирования времени, выбора и осуществления действий на текущий отрезок жизни. Им надо посвящать большую часть времени, отказывать себе в излишествах, в развлечениях, постоянно обуздывать безалаберность и суету повседневности, вносить в нее организованность, ритм, плановость. Если у человека много свободного от учебы и работы времени, он не многого достигнет в жизни.

Анализ жизни и личности успешных в условиях свободного общества людей вскрывает одну характерную черту их — предприимчивость. Это комплексное проявление многих качеств человека: инициативности, самостоятельности, деловитости, здорового честолюбия, смелости в постановке перед собой значимых и трудных целей. О последнем качестве говорят как об умении дерзать, связанном с верой в себя, устойчивостью к риску, умением рассчитать и оценить принципиальные пути решения сложной проблемы, убеждением, основанном на личном опыте, что конкретные способы преодоления трудностей будут найдены в ходе действий. Дерзание — не авантюризм, который порождается необразованностью и привычкой действовать на авось. Многим молодым людям свойственна излишняя самоуверенность и завышенная самооценка, которые нередко становятся причиной авантюрных действий и поступков.

В окружении человека всегда есть какие-то возможности, используя которые и не преступая нормы морали и закон, можно добиться большего. Нередко эти возможности весьма велики. В жизни надо постоянно искать, находить, не упускать, использовать, создавать самому возможности развития успеха. Так, получение высшего образования — огромная возможность повысить качество своей личности и подготовиться к будущему, но реализуется она разными студентами не одинаково и многие упускают имеющиеся возможности. Хорошее жизненное правило гласит: если ты уж занимаешься чем-то, тратишь время, то используй возможности сполна. Самореализация человека в жизни — интегральный продукт «маленьких» самореализаций в отдельных делах, труде, учебе, спорте, досуге, в семье и пр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Процесс воспитания – процесс сложный, непрерывный, длящийся всю нашу жизнь. Человек при рождении, в отличие от животных, не обладает никакими способностями.

Все способности человеком приобретаются в процессе его воспитания. И то, что усваивает человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые его окружают. Это – родители, воспитатели, учителя, педагоги, сверстники.

В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самосовершенствованию. Люди всегда, независимо от уровня развития своего сознания и созидательной цели, даже если они вообще не осознают этот процесс, участвуют в постоянном, непрерывном потоке неуловимых воспитательных взаимодействий и воздействий.

Информация о работе Цели и задачи воспитания как педагогического процесса