Характеристика системы Российского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.
К образовательным учреждениям относятся:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
-учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 482.72 Кб (Скачать файл)

Сроки действия гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, по которым не происходит расходования денежных средств, а также перехода прав в отношении государственного (муниципального) имущества к субъектам малого и среднего предпринимательства, в частности договоров, по которым бюджетные учреждения являются продавцами, подрядчиками, исполнителями и т.п., законодательством не ограничены.

 

27 цена потребления  и экономический эффект образовательных  услуг 

Для предприятия или организации (фирмы) превышение цены потребления над ценой приобретения (покупки) ОУ определяется в частности уже упоминавшимся фактором дополнительных затрат и недополучения результатов в период адаптации специалиста, а также необходимостью создать для него условия, способствующие раскрытию образовательного потенциала.

Адаптационный период может быть весьма мал и требовать минимума средств, если ОУ предоставляются при высоком уровне целевой специализации. Средства достижения этой цели известны: это целевая интенсивная подготовка специалистов, раннее вхождение обучающегося в проблемы конкретного предприятия (через систему организации производственной, преддипломной и и других видов практик), участие представителей предприятия в осуществлении учебного процесса и в контроле его результатов. Именно в этом отношении "внутрифирменное обучение" значительно выигрывает у принципа "покупки специалистов" у вуза, так же как и на бирже, рынке труда. Однако есть и другой способ удешевления адаптационного периода: это принцип обучения, образования не отдельных работников, а целых "команд", для членов которых с приходом на производство не будет существовать не только психологических барьеров, но и проблем налаживания профессионального взаимодействия.

Значительно более долговременно действует фактор создания условий для раскрытия потенциала специалиста. Здесь целесообразно выделить два блока проблем и соответствующих затрат: на раскрытие потенциала личности, как и любого другого работника фирмы, а также на раскрытие непосредственно его интеллектуального, профессионального потенциала.

К первому блоку относятся затраты на заработную плату работника, включая средства, необходимые человеку для поддержания семьи, воспитания детей, сохранения своей среды обитания. По данным академика В.П.Казначеева, "человекоемкость нашего сегодняшнего производства такова, что в буквальном смысле слова убивает половину потенциала нашей жизни, а в некоторых регионах Севера и того больше - две трети". Тем самым цена потребления труда любого работника существенно занижается, что в долгосрочном плане не только антигуманно, но и экономически разорительно.

Что касается интеллектуальной удовлетворенности человека своей трудовой жизнью, то среди работающих американцев примерно 17% считают ее соответствующей их психофизиологическим данным и призванию; на территории бывшего СССР, по данным того же В.П.Казначеева, этот показатель составляет всего лишь 3%, в то время как оставшиеся 97%, говоря его словами, "пополняют ряды роботов. И естественно, эти люди и психологически, и эмоционально находятся в стрессовом состоянии, порожденном нереализованностью личности... Такому человеку всегда чего-то не хватает, у него не все ладится" [88].

В отличие от производителей материальных товаров, учебные заведения практически не могут прямо влиять на установление оптимального уровня этой части цены и эффективности потребления подготавливаемых ими трудовых ресурсов (кроме занятых внутри вуза). Вместе с тем именно образовательные учреждения, и прежде всего работающие в сфере менеджмент-образования, могут через формирование нового поколения менеджеров обеспечить перелом в отношении к этой проблеме и в ее разрешении на производстве.

Вторая проблема - раскрытие собственно профессиональных, интеллектуальных возможностей специалиста как профессионала определенного профиля и квалификации - также требует серьезных затрат, включаемых в цену потребления ОУ. Это затраты на информационное, коммуникационное, компьютерное обслуживание специалиста-профессионала, на создание условий для его научного роста, для аналитической, экспериментальной работы, для моделирования исследуемых процессов. Интеллект не сможет быть высокопроизводительной силой, если его потребитель (предприятие, организация) экономит на создании для него соответствующих условий.

Вместе с тем образовательное учреждение может помочь фирме добиться уменьшения затрат, потребных для этого направления работы, если сохранит активные связи как с самими выпускниками, так и в целом с фирмой-потребителем ОУ. Это в свою очередь может стать весомым аргументом образовательного учреждения в переговорном процессе по поводу цены продажи ОУ: экономия на потреблении обосновывает для фирмы известную щедрость при покупке ОУ.

Для конечного потребителя ОУ - обучающейся личности - в цену потребления ОУ наряду с индивидуальными затратами на раскрытие своего потенциала непосредственно на работе, входят затраты, которые личность несет еще в процессе обучения - оплата транспортных услуг, жилья, учебной и методической литературы и т.п. Все эти статьи расходов в последнее время приобрели достаточно существенное значение для большинства абитуриентов и обучающихся. Вместе с тем главным критерием оценки перспективности решения о приобретении образовательных услуг (если оно не мотивируется получением посторонних для образования благ) выступает расчет индивидуального экономического эффекта от инвестиций в образование. Данный критерий остается значимым, даже если оплата ОУ производится не из индивидуальных средств личности, т.к. эта доля затрат часто не является решающей для человека при принятии соответствующего решения.

Рассмотрим конкретный пример расчета индивидуального экономического эффекта инвестиций в образование, источником которого является один из американских учебников по экономике [цит. по: 93: 308].

Некто Н.К. намерен пройти одногодичный интенсивный курс по программированию. Стоимость курса составляет $ 1000, упущенный доход (величина потенциального заработка за год) - 5000 $. После окончания курса Н.К. обещана работа в специализированной фирме. В ближайшие годы он ожидает получить большое наследство и поэтому планирует работать только в течение трех лет после окончания курса. За эти годы он рассчитывает получить прирост к своему потенциальному заработку в размере 2500, 3000 и 3500 $ соответственно. Действующая рыночная норма процента составляет 10%. Спрашивается, является ли в этих условиях решение Н.К. поступить на курсы экономически обоснованным.

Расчет экономического эффекта инвестиций предполагает приведение всех связанных с ним затрат и результатов к единому моменту времени (обычно к текущему году), т.е. их дисконтирование. Любая сумма денег в будущем эквивалентна меньшей сумме, относящейся к текущему моменту, поскольку имеет место позитивная норма процента. Затраты индивида рассматриваются как его "отрицательные" доходы. В данном примере все затраты относятся к текущему году. Инфляцию при этом можно не учитывать, поскольку она в равной степени затрагивает и номинальную стоимость будущих денежных сумм, и норму процента, которая используется для дисконтирования этих сумм.

Искомый экономический эффект инвестиций в образование в пределах заданного трехлетнего периода старения знаний для субъекта составит:

Э = - Цп - Дн +

Ддоп'

+

Ддоп''

+

Ддоп'''

1 + Кд

(1 + Кд)2

(1 + Кд)3


 

{9}, где:

  • Цп - договорная цена ОУ плюс дополнительные затраты;

  • Дн - упущенный клиентом доход за время обучения, равный ZT';

  • Ддоп', Ддоп'' и Ддоп''' - величина дополнительного дохода в результате приобретения ОУ соответственно в первый, второй и третий год их использования;

  • Кд - коэффициент дисконтирования.

 

28внебюджетные  источники ресурсов 

Фонды. Основным внебюджетным источником финансирования социокультурных программ являются Фонды, которых только на территории Российской Федерации насчитывается несколько десятков. В сфере культуры и искусства действуют такие известные фонды как Международный Фонд “Культурная инициатива” (Дж. Сорос); Фонд помощи творческой молодежи; Международный Евразийский Фонд “Демократические реформы. Средства массовой информации. Развитие негосударственных организаций”; Фонд Г.Вишневской; Фонд художников Белютина и Молевой; Фонд Фахтангова, 12-А”. Фонды в общественно-политической и социальной сфере: Институт “Открытое общество” (аккредитованное представительство расположенной в Нью-Йорке благотворительной организации “Открытое общество”, которая координирует работу независимых национальных фондов, действующих во многих странах мира. Основатель Джордж Сорос), Санкт-Петербургский центр “Стратегия” и др. 

Спонсоры. Формы финансовой помощи со стороны фирмы, банка, общественной организации могут быть самыми различными — непосредственное финансирование проектов программ; предоставление фирмой или организацией товаров, услуг; предоставление льготных кредитов и др.  
 
Главными условиями получения средств в данном случае являются: 
 
1. Наличие благоприятного имиджа той организации, которая просит деньги (имидж — это наличие собственного «лица», некоторые признаки, отличающие данную организацию от всех других, благоприятное общественное мнение). Для формирования позитивного образа организации (в глазах общественности, в средствах массовой информации) большое значение имеет участие в проведении или финансирование мероприятий и благотворительных программ для социально ослабленных категорий и групп населения, проведение пресс-конференций и презентаций, посвященных началу или окончанию социально значимых проектов, издание бюллетеней с рассказом о благотворительных акциях и т.д. 
 
Имидж организации во многом определяется ее миссией, т.е. социальной значимостью, ролью, назначением организации, которое должно быть известно населению, средствам массовой информации, властям, потенциальным спонсорам. Миссия оформляется в виде одной странички текста, из которого должно быть ясно: кто вы; что вы делаете; чьим интересам служите. 
 
Залогом благоприятного решения в пользу финансирования проекта является также личное обаяние человека, вступающего в диалог со спонсором, владение им техникой межличностной коммуникации. 
 
2. Знание возможных мотивов финансирования проекта. Автору программы или заявки (или представителю организации-просителя), вступающему в диалог со спонсором, необходимо не просто знать мотивы финансовой благотворительности, но очень важно проговорить (или оформить в тексте заявки) те проблемы, которые волнуют организацию-спонсора, предельно конкретно и точно сформулировать:

Средства населения, получаемые в результате коммерческой деятельности. Как уже отмечалось, основным источником финансирования социально-культурных программ является бюджет (федеральный, местный) и фонды (централизованные, целевые, международные, благотворительные и др.). 

 

 

29механизм привлечения внебюджетных средств в образ учрежения

 

 Бюджетное финансирование российского образования невелико, для многих школ его хватает только для выплаты заработной платы учителям и решения самых неотложных материально-технических проблем. Однако финансовая основа деятельности школы может не исчерпываться финансированием из бюджета. Родители обучающихся, различные юридические лица хотят оказать помощь школе. В разговорной речи лиц, оказывающих помощь школе, называют спонсорами. Но с юридической точки зрения под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) определенного имущественного вклада в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу (ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995г №108-ФЗ). С юридической точки зрения это пожертвование – безвозмездная помощь, а не спонсорство.        

 Согласно ст. 41.8 Закона  РФ «Об образовании», школа имеет  право привлекать в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том  числе валютные, средства за счет  добровольных пожертвований и  целевых взносов физических или  юридических лиц, в том числе  иностранных граждан или иностранных  юридических лиц. При этом привлечение  дополнительных средств не влечет  за собой снижение размеров  финансирования школы за счет  учредителя.        

 Граждане и организации, желающие на безвозмездной основе  помочь школе материально, оформляют  договор пожертвования, заключенный  в письменной форме.        

 Пожертвование, согласно  ст. 582.1 ГКРФ, представляет собой  дарение вещи или права в  общеполезных целях. Договор пожертвования  является особым видом договора  дарения, по которому одна сторона  безвозмездно передает или обязуется  передать другой стороне вещь  в собственность или имущественное  право (требования) к себе или  к третьему лицу в общеполезных  целях.        

 Основным признаком  пожертвования, отличающим его от  дарения, является общеполезная  цель пожертвования  (например, капитальный ремонт), так и приносящие пользу отдельным направлениям деятельности школы.        

 Пожертвование школе  может содержать конкретное условие  использование имущества по определяемому  жертвователем, а может и не  содержать такого условия. В последнем  случае имущество используется  школой в соответствии с его  назначением (ст.582.3 Гражданского Кодекса  РФ) в целях осуществления образовательного  процесса, а куда конкретно направить  полученное имущество, решает администрация  школы самостоятельно. Пожертвование  может осуществляться как путем  непосредственной передачи имущества, в том числе символической  передачи, или вручения правоустанавливающих  документов, так и путем обещания  передать имущество в будущем.         

 На принятие пожертвования  не требуется чьего – либо  разрешения или согласия (ни учредителя  школы, ни любых государственных  или муниципальных органов).        

 Денежные средства, имущество  и иные объекты собственности, полученные в форме пожертвования, являются собственностью школы (ст. 39.7 Закона РФ «Об образовании») и не подлежат налогообложению (ст. 40.3 РФ «Об образовании», ст. 251.2 Налогового кодекса РФ).  [15]        

 Гражданский кодекс  РФ (ст.574) допускает совершение пожертвования  в устной форме путем непосредственной  передачи движимого имущества, если  жертвователями являются физические  лица, а также в случаях, когда  пожертвование осуществляет юридическое  лицо, но сумма пожертвования  не превышает пяти минимальных  размеров оплаты труда. Во всех  других случаях, в том числе  при обещании пожертвования, необходима  письменная форма договора пожертвования, иначе он будет считаться не  действительным. Пожертвование недвижимого  имущества подлежит государственной  регистрации.        

Информация о работе Характеристика системы Российского образования