Формы контроля и регулирование системы профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире растет понимание образования как важнейшего фактора экономического роста. Образование становится главной воспроизводительной функцией социальной стороны общества, играет значительную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности, входит в состав основных приоритетов российского общества и государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине Основы профессиональной подготовки.Красильниковай Марины.docx

— 851.88 Кб (Скачать файл)

Дополнительное профессиональное образование – одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование. Оно занимает наиболее продолжительный период в системе непрерывного образования человека, так как фактически начинается от «старта» профессиональной деятельности и продолжается до ее «финиша».

Сейчас отмечают следующие существенные особенности ДПО: направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала; взаимосвязь курсового обучения и самообразования, обучения с жизненным и профессиональным опытом обучающихся; междисциплинарный характер содержания обучения; построение обучения на основе изучения и учета профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов, их должностных функций, служебного статуса (совокупности прав и обязанностей) и профессионально значимых качеств личности. ДПО как часть системы образования взрослых характеризуют многофункциональность, динамизм, опережающий характер развития по отношению к объектам профессиональной деятельности обучающихся.

Элементы, входящие в систему ДПО:

- дополнительные профессиональные образовательные программы, которые разрабатываются на основе государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации;

- образовательные учреждения и организации, осуществляющие деятельность в области ДПО, общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области ДПО;

- объединения (ассоциации, союзы) образовательных учреждений ДПО, организации, осуществляющие деятельность в области ДПО;

- общественные и государственно-общественные объединения (профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения);

- органы управления ДПО, подведомственные им предприятия, учреждения и организации.

К числу образовательных учреждений дополнительного профессионального образования принадлежат академии, институты и центры повышения квалификации, а также структурные подразделения дополнительного профессионального образования, организуемые в высших учебных заведениях (факультеты и региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

Цели создания учреждений ДПО: повышение профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств обучающихся и подготовка их к выполнению новых трудовых функций.

Главные задачи учреждений ДПО: удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте; организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность; научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, групп документов и материалов.

Важнейшим элементом системы ДПО являются дополнительные профессиональные образовательные программы, которые отражают цели, задачи, содержание ДПО, принципы и условия его формирования и реализации. В зависимости от требований к уровню основного образования обучающихся они подразделяются на дополнительные образовательные программы высшего, среднего, начального уровней профессионального образования, а также профессиональной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные показатели развития профессионального образования.

Как уже отмечалось выше, образование является одной из самых важных сфер человеческой деятельности. По уровню образования население России занимает ведущее место в мире. Удельный вес населения  в возрасте 25–64 лет с высшим (включая послевузовское) и средним профессиональным образованием, по данным переписи населения 2010 г., составил 62.6%, что в два раза превышает средние показатели по удельному весу населения с аналогичным образованием по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).В странах ОЭСР – в среднем 30%.

Как показали итоги переписи населения 2010 г., численность лиц, имеющих высшее (включая послевузовское) профессиональное образование, увеличилась по сравнению с 2002 г. в 1.4 раза, составив 234 чел. в расчете на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше против 162 чел. Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее профессиональное образование. В расчете на 1000 чел. населения указанной возрастной группы численность лиц со средним профессиональным образованием увеличилась с 275 чел. до 312 чел. В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с начальным профессиональным образованием – с 128 до 56 чел. На рисунке 2 приведен уровень образования населения России по данным переписи населения.

Рис.2. Уровень образования населения России в возрасте 15 лет и старше

(в расчете на 1000 чел. населения, указавших уровень образования).

    1. Основные показатели системы НПО.

В 2011 г. подготовка квалифицированных рабочих и служащих с начальным профессиональным образованием осуществлялась в 2870 образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования, из них 2040 – образовательные учреждения начального профессионального образования. В течение 2000–2011 гг. сеть образовательных учреждений начального профессионального образования сократилось почти в половину.

Численность обучающихся по программам начального профессионального образования за этот же период сократилась на 758 тыс. чел., или на 45.2%. Прием на обучение по программам начального профессионального образования в этот же период снизился на 37.0%, а выпуск – на 32.3%.

Большинство обучающихся по программам начального профессионального образования – это юноши (66.2%).

Таблица 1.

Основные показатели деятельности образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования.

Большую часть выпускников с начальным профессиональным образованием готовят для работы в промышленности: в 2011 г. на их долю приходилось 31.0% общего выпуска. Для работы на транспорте было подготовлено 14.0% общего выпуска, в торговле, общественном питании и производстве пищевой продукции – 13.9%, в строительстве – 13.4%. Заметно снизилась доля выпуска квалифицированных рабочих и служащих для сельского хозяйства, если в 2001 г. на их долю приходилось 12.7 % общего выпуска, то по итогам 2011 г. – лишь 8.3%(рис. 3).

Рис.3. Структура выпуска квалифицированных рабочих и служащих с начальным профессиональным образованием по профессиям.

    1. Показатели СПО.

На начало 2011/2012 учебного года подготовку специалистов со средним профессиональным образованием осуществляли 2925 образовательных учреждений среднего профессионального образования и 518 филиалов этих учреждений. Число государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования составило 2665, негосударственных – 260. По сравнению с 2000/2001 учебным годом число государственных и муниципальных учреждений увеличилось на 3%, негосударственных – в 2.3 раза. Вместе с тем сеть негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования немногочисленна. Объемы подготовки кадров в негосударственных учреждениях составляют около 5% численности и приема студентов и 7% выпуска специалистов со средним профессиональным образованием (табл. 2.).

 

Таблица 2.

Основные показатели деятельности образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования.

Значительная часть студентов обучается по очной форме. По состоянию на начало 2011/2012 учебного года три четверти студентов обучались по очной форме обучения и 21.6% – по заочной форме. Очно-заочную (вечернюю) форму предпочли 2.6% студентов, и менее 1% студентов осваивали программы среднего профессионального образования экстерном (рис. 4).

На начало 2011/2012 учебного года по программам среднего профессионального образования обучались 1007.1 тыс. женщин (48.4%) и 1074.7 тыс. мужчин (51.6%). В государственных и муниципальных учреждениях на долю женщин приходилось 48.0%, в негосударственных учреждениях – 55.5%. Наблюдаются существенные различия в распределении студентов по полу и специальностям. Значительное преобладание женщин отмечается среди студентов, обучающихся по социальным наукам, по специальностям здравоохранения, сферы обслуживания, экономики и управления, образования, культуры и искусства. Мужчины предпочитают обучаться по специальностям: морская техника, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, транспортные средства, авиационная и ракетно-космическая техника, металлургия, машиностроение и материалообработка, автоматика и управление (рис. 5).

Рис.4. Структура численности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, по формам обучения.

Рис.5. Структура численности студентов, обучающихся по программа среднего профессионального образования, по полу и группам специальностей.

Прием студентов на обучение по программам среднего профессионального образования в 2012 г. составил 659.6 тыс. чел., что почти на четверть меньше уровня 2000 г. Основной контингент принятых на обучение по программам среднего профессионального образования составляют выпускники общеобразовательных учреждений с основным общим образованием. В 2011 г. в общем приеме их было более половины (55.1%).

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием осуществляется как на бюджетной, так и на платной основе. Студенты, обучавшиеся за счет бюджетных средств, на начало 2011/2012 учебного года составляли 71.7% в их общей численности (2000/2001 – 67.4%). С полным возмещением стоимости обучения обучалось 28.3% студентов (32.6%). Распределение численности студентов по источникам финансирования их обучения сильно дифференцировано по формам обучения. По программам среднего профессионального образования на бюджетной основе обучалось 77.3% студентов-очников, 55.2% студентов-заочников. Среди экстернов этот показатель минимален – 8.0% (рис. 6).

    1. Основные данные системы высшего профессионального образования.

На начало 2011/2012 учебного года в стране функционировало 1080 образовательных учреждений высшего профессионального образования. Филиальная сеть образовательных учреждений высшего профессионального образования насчитывала 1639 филиалов. Число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования составило 634, негосударственных – 446. По сравнению с 2000/2001 учебным годом число государственных учреждений увеличилось на 4%, негосударственных – на 25%. Вместе с тем в последние годы наблюдается тенденция сокращения числа образовательных учреждений высшего профессионального образования, обусловленная рядом существенных изменений в системе высшего профессионального образования. Начался процесс объединения образовательных учреждений высшего профессионального образования, нацеленный на сокращение избыточного числа этих учреждений, повышения качества подготовки студентов за счет интеграции финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов. В связи с этим часть вузов была реорганизована путем присоединения к ним других вузов в качестве структурных подразделений либо ликвидирована. Сокращение сети вузов началось в 2009 г., и в первую очередь коснулось негосударственных вузов. Тогда число образовательных учреждений высшего профессионального образования сократилось по сравнению с 2008 г. на 20 учреждений (или на 1.8%): прекратили свою деятельность 22 негосударственных вуза, число же государственных, наоборот, возросло на 2. В последующие годы сокращение коснулось и сети государственных и муниципальных учреждений. В 2010 г. их число уменьшилось по сравнению с 2009 г. на 9 учреждений (на 1.4%), в 2011 г. по сравнению с 2010 г. – на 19 учреждений (на 2.9%). Число негосударственных вузов за период 2009–2011 гг. сократилось на 1.3%.

Объемы подготовки кадров в негосударственных вузах незначительны и составляют около 16% численности студентов и 20% выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием.

Численность студентов, обучавшихся по программам высшего профессионального образования, увеличилась по сравнению с 2000 г. на треть. Неблагоприятная демографическая ситуация вызвала начиная с 2008/2009 учебного года сокращение приема в вузы, а уже в следующем году стала уменьшаться и численность студентов. В 2011/2012 учебном году она сократилась по сравнению с 2008/2009 учебным годом на 13.6%.

Все более популярной в вузах становится заочная форма обучения. Доля студентов, обучавшихся по данной форме, увеличилась с 37.2% в 2000 г. до 50.7% в 2011 г. Доля же студентов, обучавшихся по очной форме обучения, наоборот, сократилась в этот период с 55.4% до 43.9%. Негосударственные вузы в большей степени ориентированы на заочную форму обучения. На начало 2011/2012 учебного года три четверти студентов (77.5%) обучались по заочной форме обучения и лишь 15.5% – по очной форме обучения. В государственных вузах это соотношение составило 45.6% и 49.3% соответственно (рис. 7).

Информация о работе Формы контроля и регулирование системы профессионального образования