Формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 20:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически изучить и экспериментально доказать эффективность внеурочных занятий в формировании представлений о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью.

Содержание

Введение………………………………………………………………...
Глава I. Теоретическое основы проблемы формирования здорового образа жизни школьников младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..
1.1 Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»…….
1.2 Состояние здоровья младших школьников с умственной отсталостью и его влияние на успешность обучения и развитие личности ……………………………………………………………………..
1.3 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью………………………………
1.4 Формы организации внеурочной деятельности младших школьников с умственной отсталостью по формированию ЗОЖ….
Выводы по 1 главе……………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..
2.1. Изучение уровня знаний и понятий о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью……………………
2.2. Формирование знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью на внеурочных занятиях……………………………………………………
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР 1.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

 

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – 24б. - 30б.

Средний уровень – 23б. - 15б.

Низкий уровень –  14б. - 0б.

По результатам исследования было выявлено, что высокий уровень показали два ученика, что составило 17% от общего количества детей, (Катя.С., Галя.Ш.) они развернуто, верно и обоснованно отвечал на вопросы анкеты. Дети имеют относительно верные представления о том, что такое режим дня и почему важно его выполнять, что такое правила личной гигиены с попыткой привести примеры из собственного опыта. При этом ученики имеют представление о том, насколько важно следить за собственным здоровьем, где найти информацию о том, как необходимо человеку себя вести, чтобы быть здоровым.

При ответе на вопросы анкеты №2 выявлено, что дети готовы соблюдать ЗОЖ, хорошо представляют, как важны для здоровья прогулки на свежем воздухе, правильное питание, занятия спортом, соблюдение правил личной гигиены. 

 25% детей  (Вадим.Л., Оля.К., Саша.А.) имеют средний уровень сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Дети односложно отвечают на вопросы анкеты, не имеют достаточных  представлений о том, что такое режим дня и почему важно его выполнять, что такое правила личной гигиены, не могут приводить примеры из собственного опыта. Не имеет четких  представление о том, почему важно следить за собственным здоровьем, где найти информацию о том, как необходимо человеку себя вести, чтобы быть здоровым.

При ответе на вопросы анкеты №2 выявлено, что дети в общем готовы соблюдать ЗОЖ, верно ответили на 6-9 вопросов, однако обосновать свои ответы затруднились. Наблюдаются пробелы в знаниях о важности для здоровья прогулок, занятий спортом, соблюдение правил гигиены. Заинтересованность в соблюдении ЗОЖ ясно выражена.

58% детей (Антон В., Артём.П., Лена.Р., Максим А., Маша Р.,  Сергей Д., Татьяна Т.) показали низкий уровень. Дети отвечали  на вопросы анкеты односложно, типа «да» или «нет», не давая пояснений, почему они так думают. В большинстве случаев не верно отвечали на вопросы. Учащиеся  не имеют  представлений о том, что такое режим дня и почему важно его выполнять, что такое правила личной гигиены, не могут привести примеры из собственной жизни. Практически не имеют  представлений о том, почему важно следить за собственным здоровьем, где найти информацию о том, как необходимо человеку себя вести, чтобы быть здоровым.

При ответе на вопросы анкеты №2 выявлено, что дети не готовы соблюдать ЗОЖ,  не понимают его важности для здоровья человека. Верно ответили лишь на 3-4 вопроса анкеты, при этом ответы носили расплывчатый характер (например на вопрос о важности прогулок на свежем воздухе, дети отвечали что это важно, но обосновать свой ответ не могли). Заинтересованности в соблюдении ЗОЖ не отмечается.

 

Результаты констатирующего эксперимента приведены

в диаграмме №1

      Таким образом, по результатам обследования выявлено, что учащиеся третьего класса с умственной отсталостью имеют низкий уровень представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Знания их фрагментарны, не вполне систематизированы, в основных понятиях учащиеся ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности. В некоторых случаях младшие школьники знают правила личной гигиены, знают, как их выполнять, но не выполняют, не следуют им главным образом из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию. В большинстве случаев дети не способны отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу. Предъявленные ответы не редко абсурдны. Многие учащиеся показывают крайнюю неосведомленность в вопросах укрепления здоровья даже на уровне обыденного знания. Большинство учащихся не проявляют интереса к собственному здоровью.

Таким образом, данные констатирующего этапа определяют необходимость проведения внеклассной работы по формированию знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников с УО третьего класса  МБОУ «Нойкинская СОШ»

 

 

 

2.2. Формирование знаний  и представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью на внеурочных занятиях

 

Анализ констатирующего эксперимента показал необходимость проведения внеурочной работы по формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни,  а также формировании потребности соблюдения здорового образ жизни младших школьников с умственной отсталостью.

Для реализации цели нами был разработан перспективный план проведения внеурочных занятий на тему «Наша традиция - быть здоровыми!» (Приложение 2). В этой программе учтены специфические особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью.

Основные положения занятий включали в себя многоэтапную, постоянную, непрерывную работу в учебное и внеурочное время; определение цели по каждому блоку занятий совместно с учащимися; создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев ЗОЖ; формирование ассоциативных связей с понятиями и символами культуры ЗОЖ; формирование у учащихся элементарных анатомических и гигиенических знаний; выявление через практику значимости режима дня и двигательной активности; создание устойчивой мотивации к ЗОЖ и самоконтролируемой активности в созидании своего здоровья; профилактику вредных привычек; постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.

Комплекс занятий представлял собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и включал 5 взаимосвязанных блоков занятий (Приложение 3):

-Знай свое тело;

-Соблюдай правила гигиены;

-Скажи «нет» вредным привычкам;

-Занимайся физкультурой;

-Соблюдай режим дня;

Комплекс занятий на тему «Наша традиция - быть здоровыми!» состоит из 20 внеклассных занятий по 30-40 минут каждое.

Организация и проведение оздоровительно-педагогических занятий строилась с учетом следующих положений:

-включение в содержание занятий  информации о факторах риска  и факторах устойчивости в  формировании здоровья человека;

-создание вокруг ребенка информационной  среды «Здоровья», которая не  только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения;

-создание оптимальных гигиенических  условий на занятиях.

Внеурочные занятия продолжительностью 30-40 минут каждое проводились два раза в неделю (понедельник и пятница) во второй половине дня (16.00) после прогулки. Перед занятием классная комната проветривалась, дежурные ученики осуществляли уборку класса (при этом перед началом работы по программе им была объяснена необходимость создания оптимальных условий в помещении), выбиралось соответствующее гигиеническим нормам освещение. Организационный момент каждого занятия определялся в зависимости от эмоционально-психологического состояния детей; использовались приемы активизации работоспособности, концентрации внимания, создания целевых установок и др. 

Совместные усилия педагога специального учреждения и учащихся в создании мотивации ЗОЖ становятся успешными лишь на фундаменте общности целей, доверительных межличностных отношений и взаимного удовлетворения информационных вопросов. Именно поэтому ребенку не сообщался готовый перечень целей, а предлагалось совместно с педагогом определить цели работы по каждому блоку оздоровительно-педагогических занятий. Тем самым с первых минут работы ребенок становился не объектом занятия по данной программе, а активным субъектом, что способствовало формированию мотивации к ЗОЖ и коррекции личности учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

Для создания положительного эмоционального фона занятий при организации беседы или объяснения нового материала учащиеся рассаживались по кругу, что часто используется в психологических тренингах. С целью более прочного усвоения знаний, умений и навыков валеологического характера работа на занятиях осуществлялась с опорой на различные анализаторы: зрительный (привлечение схем и условных изображений, наглядного материала), слуховой (восприятие информации на слух), двигательный (выполнение упражнений), рече-двигательный (проговаривание при выполнении различных упражнений и заданий, при записи новых слов).

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, а также для создания устойчивой мотивации содержание занятий, по возможности, отражалось на уроках, основных режимных моментах, экскурсиях.

В ходе реализации занятий вокруг учащихся постепенно создавалась учебно-воспитательная информационная среда «Здоровья», насыщенная символами, атрибутами, терминологией ЗОЖ. Так в классе был создан «Уголок здоровья», содержащий схему программы, словарик, режим дня и рисунки детей. Условные схемы блоков (созданные с помощью детей) также располагались в спальнях в интернате, при наличии условий дети рисовали схемы дома (Саша К., Аня М., Андрей М.). Каждый ребенок вел рабочую тетрадь, в которой по ходу занятий составлялась схема, словарик, режим дня, дети выполняли рисунки на занятиях и домашние задания. Кроме занятий, организованных в классе, проводились экскурсии (например, к стенду «Режим дня»), прогулки с подвижными играми на свежем воздухе.

Особое внимание в работе уделялось созданию и накоплению в детском коллективе обычаев и традиций ЗОЖ: проведение  «минуток здоровья» на уроках (включение в содержание программного материала валеологических знаний), дней здоровья (экскурсии, оздоровительные мероприятия), проведение тематических встреч и бесед, направленных на формирование культуры ЗОЖ и др.

Остановимся на работе по каждому блоку занятий подробнее.

1.Знай свое тело.

В ходе экспериментального обучения по данному блоку дети получили элементарное представление о строении своего организма и функциях некоторых органов (сердца, легких, мозга и др.).

На занятиях мы использовали следующие методические приемы.

Детям предлагалось нарисовать схематичное изображение скелета человека (наиболее успешно с этим заданием справились., Саша А., Вадим Л., Антон В., Катя С.); на последующих занятиях рисунки дополнялись изображением мышц (при этом сначала дети выполняли упражнения для разных групп мышц, упражнения для вырабатывания хорошей осанки смогли придумать Оля К., Галя Ш.) и кожи (при этом сообщались сведения по гигиене кожи).

При знакомстве с работой сердца и кровеносной системы дети прослушивали фонограмму биения сердца (правильно ответили на вопрос «Что это?», «Это сердце стучит».: «Сердце бьется» Саша А, Татьяна Т., Сергей Д.), слушали биение своего сердца через стетоскоп (все дети проявили интерес к этому заданию), закрепление темы проводилось через рисование веселой рожицы около того, что полезно для сердца, и грустной - около того, что вредно, а также через эстафету «Кровяные пароходики» (по работе кровеносной системы), в которой с большим интересом участвовали все дети.

На занятиях по теме «Легкие» дети обучались дыхательным упражнениям и правилам поведения, которые помогают сохранить легкие здоровыми, а также обсуждалось вредное воздействие курения (этот вывод был самостоятельно сформулирован Антоном В., Катей С.).

При изучении работы мозга и нервной системы человека учащиеся изображали работу рефлекторной дуги (например: один ребенок- «рецептор» дотрагивается до чайника, передает сигнал другому- «чувствительному нерву», тот третьему- «мозгу», который анализирует информацию и передает сигнал другому «двигательному нерву», который в свою очередь отдергивает руку первого ребенка от чайника), выполнение данного упражнения вызвало большой интерес у всех детей класса. Также использовались творческие упражнения (составить рассказ от имени мозга об управлении каким-либо органом). Кроме того, использовались уже названные методы обучения правилам поведения, полезным для нервной системы, эстафета «То жара, то холод» (сообщение мозгу о жаре и холоде в форме построения пирамид красного и синего цветов) была направлена на закрепление знаний о работе мозга (активное участие в обсуждении правил эстафеты принимали Максим А., Маша Р., Оля К., Саша А.).

2.Соблюдай правила гигиены.

На занятиях по данному блоку программы особое внимание уделялось формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. При этом мы использовали следующие методы и приемы:

Беседа о необходимости соблюдения правил гигиены. Игра, в которой детям предлагалось выбрать предметы, которые нужны для соблюдения правил гигиены (без ошибок выполнили задание Саша А., Сергей Д., Татьяна Т.);

Формирование практических умений и навыков ухода за кожей и зубами (обучение умыванию, чистке зубов); дети, быстро усвоившие навыки, оказывают помощь своим одноклассникам, объясняя правильность выполнения действий и демонстрируя их.

Кроме того, использовались уже названные методы творческих заданий (составление рассказа от имени какого-либо предмета гигиены), рисования (рожицы, герои сказок, которые соблюдали правила гигиены).  Активностью и заинтересованностью отличались Саша А., Вадим Л., Антон В., Катя С.

3.Скажи «нет» вредным привычкам!

Основной упор делался на профилактике вредных привычек. В работе по данному блоку широко использовались психологические приемы, например, детям предлагалось выбрать из привычек, написанных на карточках, те, которые они возьмут в жизнь и записать их в рабочие тетради, и те, от которых нужно отказаться и разорвать эту карточку. (особый интерес к выполнению задания проявили Сергей Д., Артем П. у которых в ходе констатирующего эксперимента была выявлена вредная привычка- курение). Также нами применялись беседы, изобразительная деятельность учащихся (конкурс плакатов «Скажи «нет» вредным привычкам», в котором активно участвовали все дети).  Параллельно профилактике вредных привычек проводилось закрепление полезных привычек, обычаев и традиций (минутки и дни здоровья, тематические беседы и конкурсы и др.).

Информация о работе Формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности