Формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 20:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически изучить и экспериментально доказать эффективность внеурочных занятий в формировании представлений о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью.

Содержание

Введение………………………………………………………………...
Глава I. Теоретическое основы проблемы формирования здорового образа жизни школьников младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..
1.1 Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»…….
1.2 Состояние здоровья младших школьников с умственной отсталостью и его влияние на успешность обучения и развитие личности ……………………………………………………………………..
1.3 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью………………………………
1.4 Формы организации внеурочной деятельности младших школьников с умственной отсталостью по формированию ЗОЖ….
Выводы по 1 главе……………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..
2.1. Изучение уровня знаний и понятий о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью……………………
2.2. Формирование знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью на внеурочных занятиях……………………………………………………
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР 1.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………...

3

Глава I. Теоретическое основы проблемы формирования здорового образа жизни школьников младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..

 

 

 

7

1.1 Сущность понятий «здоровье»  и «здоровый образ жизни»…….

7

1.2 Состояние здоровья младших школьников с умственной отсталостью и его влияние на успешность обучения и развитие личности ……………………………………………………………………..

 

 

 

14

1.3 Условия формирования здорового  образа жизни  младших школьников с умственной отсталостью………………………………

 

 

18

1.4 Формы организации внеурочной  деятельности младших школьников с умственной отсталостью по формированию ЗОЖ….

 

 

28

Выводы по 1 главе……………………………………………………

36

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..

 

 

 

38

2.1. Изучение уровня знаний и понятий о здоровом образе жизни  младших школьников с умственной отсталостью……………………

 

 

38

2.2. Формирование знаний и представлений  о здоровье и здоровом образе  жизни младших школьников с  умственной отсталостью на внеурочных  занятиях……………………………………………………

 

 

 

43

Выводы по 2 главе…………………………………………………….

52

Заключение……………………………………………………………..

54

Список используемой литературы…………………………………….

58

Приложение

 

 

 

 

Введение

        

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, а особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции». Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность.

Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ).

Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

И. Н. Куинджи дает следующие определения данных показателей:

-уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека.

-качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей.

Нетрудно догадаться, что оба эти показателя образа жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи.

Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.

Из вышесказанного следует, что универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи. В связи с этим специальная (коррекционная) школа VIII вида должна стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др. будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей с задержкой психического развития привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Зачастую у школьников с  умственной отсталостью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с задержкой психического развития, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы VIII вида - учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его родителей, учителей, воспитателей, врачей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, у детей с ранних лет должна формироваться определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Это особенно актуально применительно к заботе о здоровье детей с умственной отсталостью. Данные о состоянии физического развития учащихся свидетельствуют о своеобразии отдельных систем и внутренних органов, что является следствием поражения центрального и периферического отделов мозга и о различных анатомо-физиологических патологиях. Органическое или функциональное поражение ЦНС обуславливает сложные отклонения психического развития. Наблюдаются сопутствующие соматические заболевания различного характера органов зрения, дыхания, голосового аппарата, органов пищеварения и мочевыделения, опорно-двигательного аппарата и кожи, сердечно-сосудистой системы. Именно поэтому исключительно важное значение имеет оздоровительное направление учебно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы VIII вида. 

Учитывая актуальность данной проблемы, это позволило определить выбор темы нашего исследования «Формирование здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности».

Цель: теоретически изучить и экспериментально доказать эффективность внеурочных занятий в формировании представлений о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью.

Объект: воспитательный процесс.

Предмет: процесс формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью на внеурочных занятиях.

Гипотеза: процесс формирования здорового образа жизни на внеурочных занятиях будет проходить эффективно, если:

- в содержание занятий будет включена информация о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека;

- вокруг ребенка будет создана информационная среда «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно будет влиять на формирование его мировоззрения;

-на занятиях будут созданы оптимальные гигиенические условия.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили решение следующих задач:

  1. Рассмотреть основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.
  2. Раскрыть эффективные условия формирования представлений о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью.
  3. Изучить уровень знаний и понятий о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью.
  4. Выявить возможности внеурочных занятий в формировании представлений о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью.

 

 

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью

 

 

 

    1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»

 

Каждый исторический период развития человеческого общества был определен культурными рамками  и своими ценностями. И, пожалуй, единственным стабильным  показателем оставалось здоровье человека.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Остановимся подробнее на некоторых из них.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья:

· здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние  и внутренние раздражители, умение уравновесить себя   с окружающей средой;

· здоровье социальное - мера социальной активности , деятельного отношения человеческого индивидуума к миру;

· здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет  место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и  максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. [36, с. 12]

 И. И. Соковня-Семенова  определяет здоровье человека,  как его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной (на клеточном уровне) и сенсорной информации (зрительная, слуховая, тактильная и др.). [32,с. 5].

Если иметь в виду систему «человек-общество-природа», понятие «здоровье» станет значительно шире, ибо общественная жизнь,  культурное развитие влияют на образ жизни, а значит  и на здоровье. Эти факторы в определенной степени направляют формирование организма и здоровья. Таким образом, выходит, что здоровье - мера жизнепроявлений человека, гармоническое единство физических, психических, трудовых функций, обусловливающее полноценное участие человека в разных сферах общественной деятельности [23, с. 15].

По мнению академика Ю.П. Лисицина здоровье человека  не  может сводиться лишь  к констатации отсутствия болезней,  недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести  нестесненную  в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное  благополучие [39, с.23].

Наиболее полным нам представляется определение здоровья Колбановым В. В. Здоровье человека - это континуум (сменяемость и протяженность во времени) естественных состояний жизнедеятельности, характеризующийся способностью организма к совершению саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья. Полная утрата здоровья несовместима с жизнью [19,  с. 8].

Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%).  Ряд  исследователей выделяет детерминанты здоровья - множество факторов, обусловливающих здоровье человека. Согласно классификации В. В. Колбанова их можно представить  в виде следующих  групп:

Информация о работе Формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности