Формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 20:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически изучить и экспериментально доказать эффективность внеурочных занятий в формировании представлений о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью.

Содержание

Введение………………………………………………………………...
Глава I. Теоретическое основы проблемы формирования здорового образа жизни школьников младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..
1.1 Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»…….
1.2 Состояние здоровья младших школьников с умственной отсталостью и его влияние на успешность обучения и развитие личности ……………………………………………………………………..
1.3 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью………………………………
1.4 Формы организации внеурочной деятельности младших школьников с умственной отсталостью по формированию ЗОЖ….
Выводы по 1 главе……………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..
2.1. Изучение уровня знаний и понятий о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью……………………
2.2. Формирование знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью на внеурочных занятиях……………………………………………………
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР 1.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

1. Биологические факторы (в частности  генетические).

2. Физическая среда (факторы внешней  среды).

3. Социальная среда (среда, в которой  растут дети, условия жизни, начиная  с раннего возраста, обучение  здоровью).

4. Индивидуальный образ жизни (исключение негативных воздействий, например, курения и употребления алкоголя, адекватное питание, личная гигиена, физическая культура, режим труда и отдыха и др.)

5. Служба здоровья.

Кроме того, В. В. Колбанов выделяет ряд факторов, влияющих на здоровье.

1. Индивидуальный потенциал здоровья  человека (иммунитет, статус питания, осознание своего «Я», положительное  отношение к своему здоровью, адекватные знания, способность  противостоять стрессу, эмоциональная  устойчивость, физическая форма, способность к самозащите).

2. Поведение (учеба или работа  и рекреация, привычки, еда, питье, подвижность, отношение к социуму, стресс, возбуждающие  средства).

3.  Социокультурная система  (семья, соседи, место учебы или  работы, среда досуга, СМИ, службы здоровья).

4. Социально-экономические и политические условия (материальные ресурсы, доход, социальная безопасность, образование).

5. Физико-биологическая среда (природа, климат, жилище, рабочее место, связь, транспорт, вода, отходы, пища, товары) [19,  с. 29].

Таким образом, здоровье каждого человека в большей степени зависит от его окружения и личного поведения в отношении своего здоровья, т.е. от образа жизни, чем от врожденных факторов или медицины.

Образ жизни - это устойчивая, долговременная система отношений человека с природной и социальной средой, представлений о нравственных 

 

2.2. Состояние здоровья младших школьников с умственной отсталостью и его влияние на успешность обучения и развитие личности

 

Имеющиеся в литературе сведения относительно морфо-функционального развития и состояния здоровья детей с задержкой психического развития указывают на существенные отличия их от сверстников, обучающихся в общеобразовательной школе. Так, А. А. Дмитриев, сравнивая учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида и учащихся массовой школы по показателям физического развития, констатирует более низкий его уровень у первых.

 Е. М. Вайнруб указывает на  более низкую физическую работоспособность  учащихся с задержкой психического развития по сравнению с учащимися массовой школы аналогичного возраста, объясняя этот факт специфическим недоразвитием вегетативных функций у данной категории детей.

В. И. Берзинь при комплексной оценке состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го вида отмечает высокий общий уровень заболеваемости данного контингента (в среднем 46,8 случаев на 100 детей). Особенно велика доля острых респираторных заболеваний (от 25,3 до 71,4 % в различных школах).

 Ж. И. Шиф, характеризуя особенности  восприятия учащихся с умственной отсталостью, отмечает, что среди них особенно часто встречаются дети с аномалиями органа зрения. По данным американского психолога Лове, у одной трети исследованных им детей с психическим недоразвитием наблюдалась близорукость [6].

 А. А. Дмитриев и С. И. Веневцев  отмечают, что у учащихся с умственной отсталостью наблюдается наличие разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим и функциональным поражением центральной нервной системы различной этиологии. Кроме того, у многих учащихся наблюдаются нарушения в сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной и других системах организма [9].

 Специальными исследованиями  доказано, что такие дети чаще, чем их нормальные сверстники, имеют физическую ослабленность, нарушения осанки, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. При исследовании познавательной деятельности детей с умственной отсталостью отмечено нарушение процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и др., что существенно затрудняет процесс их обучения и воспитания [37].

Исследования Л. П. Уфимцевой показывают, что здоровье учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида имеет тенденцию к ухудшению, что снижает эффективность коррекционной  работы в целом и осложняет социальную адаптацию выпускников.

 По словам Е. Ткаченко на  состояние здоровья детей влияет  множество различных факторов, среди  которых более 20% составляет внутришкольная  среда.

Ухудшение показателей здоровья учащихся происходит за счет массового распространения так называемых «школьных» форм патологии (близорукости, нарушений осанки, вегетативных дисфункций, дидактогений). Возникновению же школьной патологии способствует существующая организация учебных занятий в специальной школе, она не в полной мере учитывает ряд психофизических особенностей учащихся с умственной отсталостью, что и приводит к ухудшению здоровья, снижению эффективности обучения [38].

Ведущая роль в возникновении «школьной» патологии у учащихся с умственной отсталостью принадлежит соматической ослабленности. Учеными выделяется тип задержки психического развития соматогенного генеза, когда в результате соматической ослабленности у ребенка развивается астеническое состояние, затрудняющие процесс освоения учебного материала.  Ряд авторов отмечает у таких детей пониженную мышечную работоспособность, нарушение вегетативной  регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной системы, что лежит в основе их повышенной утомляемости при физическом и умственном труде  [29].

 Неизбежная перегрузка аккомодационного аппарата в процессе письма и чтения приводит к возникновению близорукости. Ребенок с умственной отсталостью в силу общей мышечной ослабленности более склонен к этой патологии. Она приводит к еще большей  ущербности его перцептивных возможностей, ухудшая пространственно-метрический обзор, точную оценку формы и величины предметов [38].

 Еще одна важная роль в  возникновении «школьной» патологии у учащихся с УО, по мнению Л. П. Уфимцевой, такому фактору как гиперактивность мозга. Последняя проявляется в слабой выраженности ориентировочной реакции, патологической инертности нервных процессов, в склонности к охранительному режиму.  Эти особенности нейродинамики придают специфику познавательной и поведенческой деятельности ребенка с задержкой психического развития. Они требуют учета при организации учебного процесса с целью профилактики негативного психического состояния учащегося, возникающего под влиянием педагогического воздействия, не учитывающего его психофизические возможности [38].

Как отмечает А. А. Ярулов, основным источником негативных форм психической напряженности в учебной деятельности является конфликт между  потребностями, возможностями ребенка и предъявляемым уровнем педагогических требований, суть которого можно выразить как расхождение между «есть» и «должно». При завышенных требованиях ученик постоянно находится в напряженном состоянии и переживании неудач, что, в свою очередь, значительно влияет на регуляцию учебной деятельности, положительную мотивацию, сказывается на состоянии психического здоровья и развитии личности ребенка [42].

Л. П. Уфимцева, проведя ряд экспериментов, пришла к выводу о зависимости успешности обучения детей с УО от состояния их здоровья. Так выявлена зависимость успешности обучения от показателей умственной работоспособности. Отмечено, что учащиеся с низким уровнем успеваемости пропускают большее количество учебных дней по причине болезни, чем учащиеся  с более высоким уровнем успеваемости. Следовательно, наличие сопутствующих соматических  заболеваний у детей с нарушением  интеллекта отрицательно влияет на успешность усвоения ими учебной программы как через астенизацию организма (снижение работоспособности), так и через нарастание педагогической запущенности по причине пропуска учебных дней по болезни [32].

 Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что успешность обучения учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го вида и развитие их личности зависит от состояния здоровья. Активизируя здоровьеохранительное и здоровьеразвивающее направления в коррекционной работе, можно тем самым способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

 

 

    1. Условия формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью

 

Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что принципы ЗОЖ - необходимые условия здоровья. По словам академика Е. Чазова, проблема теперь в том, чтобы эти принципы усвоил и освоил каждый. Человеку конца 20-начала 21 века приходится учиться …здоровью!

Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья школьников через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [39].

 При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не  складывается сам по себе в  зависимости от обстоятельств, а  формируется в течение жизни  целенаправленно и постоянно.

Здоровым быть никого насильно не заставишь. Л. Н. Толстой писал «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни».

Н. М. Амосов считает, что главное препятствие распространению ЗОЖ - это психика людей, которая сопротивляется ограничениям и нагрузкам, пока нет реальной необходимости. Он говорит: «Режим ограничений и нагрузок - так я называю образ жизни, обеспечивающий здоровье. Нагрузки нужны, чтобы от детренированности не угасли резервы. Нужно упорядочить образ нашей бурно текущей жизни, иначе регулирующие системы (нервная и эндокринная) не справятся со все более возрастающими нагрузками». [14; 28]

Доктор Р. Г. Оганов выделяет 4 группы условий негативного отношения людей к призывам вести ЗОЖ.

Первая группа  характеризуется индивидуальными особенностями конкретного человека (системой его жизненных ценностей, совокупностью привычек, уровнем образования, характером информированности, особенностями воспитания, степенью личной заинтересованности, состоянием здоровья).

 Вторая группа условий связана  с особенностями общества, в котором  живет человек (политический и  экономический уклад, характер исторических  привычек и культурных традиций, особенности быта, уровень общественного сознания и благосостояния).

 Третья группа условий определяется  особенностями местного окружения - социального, этнического, демографического, экологического, географического и  т.д. Сюда же можно отнести правила, стереотипы, традиции, образ жизни и стиль поведения отдельных групп общества, к которым принадлежит человек (прежде всего семья).

Четвертая группа условий, определяющих отношение человека к агитации за ЗОЖ, связана с самой агитацией. Желание или нежелание людей следовать определенному совету зависит не только от этих людей, но и от характера совета, от его формы и содержания [22].

Как утверждает главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, существующая реклама наркогенных средств (пива, алкоголя, табака) способствует снижению возрастного порога потребителей и уже в возрасте 12 лет появляются первые попытки их употребления, в то время как призывы вести ЗОЖ оказываются малоэффективными.

Исследования Института возрастной физиологии показывают, что 60% младших школьников с умственной отсталостью оценивает рекламу пронаркогенного содержания - пива, алкоголя и табака - как «положительную». Реклама Минздрава и общественных организаций против пива, алкоголя и наркотиков вызывает положительную оценку лишь трети школьников. Обычно антинаркогенная реклама изобилует большим количеством деталей, содержит элементы устрашения, а это болезненно сказывается на психике детей, утверждают медики.

С. Рыбак отмечает, что при проведении исследования учащимся 3-4 классов предъявлялись как изображения табачной и алкогольной продукции в прессе и наружной рекламе, так и образцы наглядной агитации за ЗОЖ.

Основная часть опрошенных (80%) - говорит, что наружная и печатная реклама пронаркогенного содержания соответствует «радостному», «веселому» настроению. Около 70% опрошенных говорили, что образцы антирекламы вызывают негативные реакции, детям «страшно», «противно», «неприятно». Причем такая реклама не отбивает у детей желания попробовать запретный плод [12].

 

    1. Формы организации внеурочной деятельности учащихся младших школьников с умственной отсталостью по формированию ЗОЖ

 

Весь учебно-воспитательный процесс в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях принято подразделять на два вида. В первой половине дня проводится учебная работа, организованная учителями по освоению школьниками учебной программы.  Вторая половина дня посвящена воспитательной работе и направлена на формирование личности ребенка. Обеспечивая целенаправленность, комплексность и непрерывность воспитательного воздействия на детей, воспитатель создает в группе продленного дня обстановку, благоприятную для развития каждого ребенка.

В специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях во второй половине дня существует определенный режим. Соблюдение режима дня является важной задачей сохранения здоровья учащихся.

Информация о работе Формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности