Формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 20:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически изучить и экспериментально доказать эффективность внеурочных занятий в формировании представлений о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью.

Содержание

Введение………………………………………………………………...
Глава I. Теоретическое основы проблемы формирования здорового образа жизни школьников младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..
1.1 Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»…….
1.2 Состояние здоровья младших школьников с умственной отсталостью и его влияние на успешность обучения и развитие личности ……………………………………………………………………..
1.3 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью………………………………
1.4 Формы организации внеурочной деятельности младших школьников с умственной отсталостью по формированию ЗОЖ….
Выводы по 1 главе……………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..
2.1. Изучение уровня знаний и понятий о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью……………………
2.2. Формирование знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью на внеурочных занятиях……………………………………………………
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР 1.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

 «Порядок — душа  всего» — это утверждение Я. А. Коменский положил в основу XIII главы «Великой дидактики» и обращался к нему многократно в других книгах. Великий педагог убеждал своих читателей, что «искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода». Хорошо организованную школу он сравнивал с искусно устроенными и умело отлаженными часами. Так в педагогике была впервые обоснована идея порядка, режима. Я. А. Коменский призывал заимствовать порядок работы школы у природы. Являясь созданием Божьим, природа все творит своевременно и целесообразно, а разумный человек должен замечать этот универсальный порядок и, подражая природе, строить любую свою деятельность [10].

Режим продленного дня предусматривает определенную продолжительность и чередование различных видов деятельности младших школьников: учение и спортивные занятия, прогулки и художественная деятельность, прием пищи и самообслуживание.

А. С. Макаренко писал, что «режим представляет собой, прежде всего, средство, при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения, предоставляя каждому воспитаннику наполнить эти рамки внутренним содержанием».

Стоит обратить внимание на то, какие педагогические требования предъявлял А. С. Макаренко к режиму, считая его важным свойством – рациональность, с целью укрепления и сохранения здоровья учащихся. По его мнению, режим должен отличаться целесообразностью, определенностью, точностью и обязательностью.

Целесообразность режима характеризуется его обоснованностью определенными задачами образования в данной конкретной школе, ее типом, особенностями системы работы, составом учащихся и, наконец, просто здравым смыслом. Важно, чтобы детям и тем более родителям были понятны требования режима, чтобы он не вызывал возражений и сопротивления.

Определенность режима указывает на его постоянство. Конечно, время от времени что-то в режиме меняется. Иногда случаются временные отступления от режима, например, заболел музыкальный руководитель, и детям удлинили время прогулки.

Точность режима предполагает пунктуальное соблюдение всех временных границ, стремление не затягивать одни занятия в ущерб другим.

Обязательность режима означает, что все без исключения участники образовательного процесса как дети, так и взрослые, включая родителей должны строго следовать режимным требованиям [25].

Кроме того, режим продленного дня должен обязательно включать регулярное двухразовое питание детей, занятия на свежем воздухе не менее 3 часов (две прогулки), ежедневные организованные занятия физическими упражнениями и спортом (за счет одной прогулки, поэтому предпочтительно на воздухе).

Прогулка является обязательным компонентом режима специальной школы. Движение — не проявление баловства и шалости, а спонтанная потребность овладеть собственным телом, испытать свои физические возможности. Достаточно распространенным в настоящее время становится трофологический синдром, характеризующийся дисгармоничным физическим развитием, снижением функциональных резервов организма детей, задержкой полового развития. Среди многих факторов, которые могут влиять на здоровье младших школьников с УО в режиме продленного дня, на первом месте по интенсивности воздействия оказывается двигательная активность. Дети, занимающиеся в школе по режиму продленного дня, находятся в помещении 8-9 часов ежедневно. Как правило, к внеурочным формам занятий спортом привлечено немного младших школьников, а основная масса посещает только уроки физкультуры, которые компенсируют, по данным физиологов, примерно одну пятую двигательной потребности младших школьников [38].

Специальные исследования, проведенные в НИИ физиологии детей и подростков РАО (А. Г. Хрипкова с соавторами), показали, что увеличение двигательной активности младших школьников в режиме продленного дня возможно только при организации системы физкультурно-оздоровительной работы. Такая система должна включать в себя ежедневно:

• гимнастику до занятий (10 минут);

о   физкультминутки на каждом уроке и на занятиях самоподготовкой, на занятиях кружков и клубных часах (1,5-2 минуты);

  • спортивные часы (45-50 минут);
  • игры на переменах (5-10 минут);
  • подвижные игры во время прогулок (30-40 минут).

В сочетании с уроками физкультуры, предусмотренными учебным планом, и занятиями в спортивных секциях (не реже двух раз в неделю) все составляющие этой системы обеспечат детям необходимый объем двигательной активности (12-14 часов в неделю).

В режиме продленного дня 2-2,5 часа ежедневно отведено занятиям на воздухе. Они проводятся в трех основных формах: спортивный час, прогулка и общественно полезный труд детей. Физкультурные занятия, условно названные спортивным часом, воспитатель проводит ежедневно, преимущественно на свежем воздухе, за счет одной прогулки. Спортивный час не повторяет содержание и методику уроков физкультуры. Его цель — снять у детей усталость от малоподвижной деятельности на уроках, вызвать у каждого устойчивый интерес к отдельным видам спорта (легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм), дать навыки закаливания, ежедневных оздоровительных упражнений для занятий дома [21].

В практике воспитателей режима продленного дня, с учетом рекомендаций методистов физического воспитания, сложилась следующая структура спортивного часа:

    • начало занятия с медленного бега, чередующегося с ходьбой (3-5 минут);
    • общеразвивающие упражнения из комплекса утренней оздоровительной гимнастики (6-8 упражнений, 4-5 минут);
    • упражнения или комплекс движений, которые рекомендовал учитель физкультуры как домашнее задание и упражнения для развития выносливости: прыжки через скакалку поочередно на правой и левой ноге, на двух ногах (15- 20 минут);
    • эстафета с элементами полосы препятствий, бег с ускорением;
    • подвижные игры: программные, то есть те, которые изучаются на уроках физкультуры («Совушка», «День и ночь», «Третий лишний», «Западня» и др.), и те, которые предлагают воспитатель или сами школьники.

Существует и другой подход к организации деятельности детей во время спортивного часа. Известный методист физического воспитания В. К. Шурухина условно выделяет в структуре каждого спортивного часа три части:

  • подготовительную (10-15 минут): построение, организационные указания воспитателя, ходьба и медленный бег (300-500 метров) по площадке в колонне по одному, общеразвивающие упражнения во время ходьбы или в кругу;
  • основную (30-40 минут): общие для всех детей подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения или самостоятельные игры детей в парах, небольшими группами;

• заключительную (5-7 минут): общее построение школьников, спокойная ходьба по площадке, несколько упражнений 
на внимание, чтобы привести организм детей в относительно 
спокойное состояние.

Какую бы методическую структуру спортивного часа ни выбрал воспитатель, он должен соблюдать одно главное условие: всех детей включить в активное движение, но с учетом их физических возможностей и особенностей состояния здоровья. Консультантами воспитателя при подготовке спортивных часов являются учитель физкультуры и школьный врач [21].

Если спросить младших школьников, что они больше всего любят в режиме продленного дня, большинство ответит — прогулки.  Воспитателям же порой совершенно непонятно,  как можно каждый день так рваться на улицу, когда опять дует ветер, под ногами слякоть, школьный двор исхожен и изучен до последней лужи. Налицо противоречие: дети всегда хотят гулять, а воспитатели редко хотят, но обязаны организовывать прогулки. Выход один: педагоги-профессионалы должны помочь детям осмысленно реализовывать свои потребности пребывания вне школы, дать им навыки правильного «территориального поведения».

 Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Воспитатели полагают, что прогулки как главное средство борьбы с гиподинамией имеют оздоровительное значение, где организовываются игры в мяч, спортивные эстафеты. Оздоровительная задача прогулки является ведущей, определяющей, но она реализуется всегда в сочетании с разнообразными проявлениями познавательной, художественной, социальной деятельности младших школьников и не только в подвижных и спортивных играх, но и в свободном общении детей, в их творчестве.

Важно заметить, что прогулка — это занятие на воздухе, то есть за пределами школьного помещения, а значит — в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке [31].

Общественно полезный труд младших школьников на воздухе не следует смешивать с прогулками и тем более со спортивным часом. Бесспорно, физический труд — одно из лучших средств борьбы с гиподинамией. Его двигательное содержание очень многообразно и, самое главное, включает естественные движения.

Дети младшего школьного возраста предпочтут ручному труду за столом в классе любую работу на школьном дворе. Они с восторгом примут задание копать настоящей лопатой, сгребать мусор большими граблями, носить что-то на рабочих носилках или возить в тачке. И не потому, что неслыханно трудолюбивы, а потому, что инструменты настоящие, дело реальное, а еще потому, что на улице за работой можно больше подвигаться, потолкаться, покричать.

Организуя труд младших школьников на воздухе, следует помнить не только о его оздоровительном значении, но и о нравственном влиянии на личность ребенка. Гуляя по парку, играя, прыгая и развлекаясь, дети объективно поставлены в ситуацию действий для себя. Труд, правильно организованный, несет ярко выраженную общественную значимость. Подмести школьный двор, вскопать клумбу, прочистить дорожку в снегу, построить снежную горку малышам из детского сада — эти типичные трудовые задания для младших школьников должны ими осознаваться, говоря словами А. С. Макаренко, не как «труд-работа», а как «труд-забота» [15, с. 39].

Наиболее важными в формировании знаний детей о ЗОЖ являются внеклассные занятия. Внеклассные занятия для младших школьников специальной (коррекционной) школы 8-го вида выстраиваются с учетом специфических особенностей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью.

Основные положения:

-многоэтапная, постоянная, непрерывная  работа;

Выводы по 1 главе

 

Таким образом, здоровье - мера жизнепроявлений человека, гармоническое единство физических, психических, трудовых функций, обусловливающее полноценное участие человека в разных сферах общественной деятельности. Здоровье каждого человека в большей степени зависит от его окружения и личного поведения в отношении своего здоровья, т.е. от образа жизни, чем от врожденных факторов или медицины. Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека,  укрепляющие       адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций  и достаточно активного долголетия.

Возможность вести ЗОЖ во многом зависит от состояния здоровья человека на данный момент времени. Важно помнить, что здоровье   человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять, а здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции. Формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь учащихся с УО различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья.

Успешность обучения учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го вида и развитие их личности зависит от состояния здоровья. Активизируя здоровьеохранительное и здоровьеразвивающее направления в коррекционной работе, можно тем самым способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Возможности внеурочной деятельности детей в специальной (коррекционной) школе 8-го вида безграничны. Они позволяют удовлетворять широкие интересы детей, повторяясь неоднократно позволяют формировать полезные привычки, в том числе, и привычки к ведению здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью

 

 

2.1. Изучение уровня знаний  и представлений о здоровом образе жизни  младших школьников с умственной отсталостью

 

Исследовательская работа была организована на базе                  МБОУ «Нойкинская СОШ». Одна из приоритетных задач школы - охрана и укрепление  здоровья детей. В опытно – экспериментальной работе

 

Таблица № 1

Сводная таблица результатов диагностического исследования по определению уровня сформированности знаний и представлений о здоровом образе младших школьников с умственной отсталостью (констатирующий эксперимент)

Имя

Анкета №1

Анкета №2

Общий бал

Уровень

часть 1

часть 2

Антон В.

10б

низкий

Артём П.

низкий

Вадим Л.

15б

средний

Галя Ш.

24б

высокий

Катя С.

25б

высокий

Лена Р.

низкий

Максим А.

низкий

Маша Р.

низкий

Оля К.

17б

средний

Саша А.

15б

средний

Сергей Д.

низкий

Татьяна Т.

низкий

Информация о работе Формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности