Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 03:09, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы воспитания, обучения особенно остро встают на переломах развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны общества. В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются дети.

Содержание

Ведение
2
I
Современный школьник - подросток в контексте воспитания этнической толерантности

1.1
Феномен толерантности

1.2
История возникновения толерантности

1.3
Этническая толерантность

II
Теория и методика воспитания толерантности у школьников

2.1
Воспитание толерантности посредством организации деятельности учащихся

2.2
Методы воспитания толерантности

2.3
Приемы воспитания толерантности

2.4
Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников

2.5
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности

III
Практическая значимость исследования


Заключение


Библиография


Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе.docx

— 154.91 Кб (Скачать файл)

Воспитательный  потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер, если обеспечиваются:

  • доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;
  • выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;
  • определение творческих задач, проблем для решения самими детьми;
  • создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
  • предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
  • создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения и форм взаимодействия;
  • оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

При правильной организации  коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим  делом, снять имеющуюся межличностную  напряженность в отношениях между  отдельными группами, раскрывает лучшие стороны, показывает достоинства и  проблемы школьников, учит их находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует  умения тактично, доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях  других людей. 
Коллективная творческая деятельность, общение способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо:

  • при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции;
  • обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
  • создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, совмещая это с уважительным отношением к мнению других;
  • не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;
  • добиваться правильной позиции лидеров, организаторов работы в классе, микрогруппах;
  • обеспечить динамику количественного и качественного состава микрогруппы, сменяемость ролевых позиций детей, лидеров, организаторов в зависимости от видов деятельности;
  • создавать ситуации, стимулирующие взаимопомощь детей друг другу и другим микрогруппам, ситуации успеха через успех другого, успех группы;
  • с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы (по желанию, способностям, интересам, стихийные);
  • добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умения корректно высказывать мнение о поведении и<span class="N

Информация о работе Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе