Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 03:09, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы воспитания, обучения особенно остро встают на переломах развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны общества. В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются дети.

Содержание

Ведение
2
I
Современный школьник - подросток в контексте воспитания этнической толерантности

1.1
Феномен толерантности

1.2
История возникновения толерантности

1.3
Этническая толерантность

II
Теория и методика воспитания толерантности у школьников

2.1
Воспитание толерантности посредством организации деятельности учащихся

2.2
Методы воспитания толерантности

2.3
Приемы воспитания толерантности

2.4
Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников

2.5
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности

III
Практическая значимость исследования


Заключение


Библиография


Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе.docx

— 154.91 Кб (Скачать файл)

Действительно, антропологическая  революция нанесла удар по европоцентризму - установке, согласно которой европейская культура рассматривается как высшая ступень единой эволюционной лестницы. Все же прочие культуры рассматриваются либо в качестве догоняющих, то есть ориентирующихся на европейские культурные образцы, либо в качестве тупиковых, то есть отклоняющихся от всеобщей единообразной поступательной линии развития культур. На смену этой эволюционистской парадигме, по словам Л.Г. Ионина, постепенно приходит плюралистическая, сторонники которой исходят из идей многообразия равноценных культур. 
 
Антропологическая революция повлияла на самые разнообразные отрасли гуманитарного знания. В социальной антропологии это привело к широкому использованию герменевтического подхода в исследовании культуры, ориентирующего исследователя на понимание смыслов текстов, знаков, ритуалов, повседневного поведения и других явлений культуры (Е.Н. Шапинская). В исторической науке появились циклические теории развития цивилизаций, основоположником которых был российский историк Н.Я. Данилевский. Он считал, что не существует универсальной всемирной истории, а есть лишь история цивилизаций (культурно-исторических типов), имеющих свои неповторимые особенности и развивающихся по свой собственной траектории. Теория Н.Я. Данилевского получила дальнейшее развитие в трудах О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Гумилева и многих других исследователей. 
Антропологическая революция вызвала необходимость изменения и практики взаимодействия культур, что наложило отпечаток уже на мировую политику. Одним из важнейших ее принципов провозглашается противостояние расизму, национализму, религиозному экстремизму, насильственной европеизации, уничтожению традиционных культур. Эти принципы нашли свое отражение в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека, а также в принятой ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности, в которой говорится о необходимости уважения, принятия и понимания богатства многообразия культур нашего мира. Большая роль в формировании толерантности здесь отводится образованию как составной части государственной политики в области межкультурных отношений. Это означает - читаем в Декларации принципов толерантности - необходимость уделить особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

В многонациональной  России ещё до Октября 1917 г. говорили о важности воспитания школьников в  духе уважения иных народов. В педагогической публицистике, пишет исследователь  этого вопроса И.Л. Ленский, идеи межнациональной гармонии всегда преобладали  над идеологией национального превосходства. Проблемы преодоления национальной кичливости и эго- 
 
изма, внимания к культуре и истории малых этносов России, воспитания детей в духе равного уважения ко всем народам находили свое отражение в трудах великих русских педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева. 
В послеоктябрьский период все чаще стали говорить об интернациональном воспитании детей. Н.К. Крупская в статье "Интернациональное воспитание детей в начальной школе" писала о важности воспитания культуры межнационального общения. Она предлагала комплектовать учебные классы с учетом этнического многообразия, сочетать преподавание на родном языке и на русском, организовывать совместное участие ребят разных национальностей в праздниках, прогулках, экскурсиях и т.д. Гуманистическая направленность советского интернационализма выражалась в противостоянии расизму и национализму, в уважении обычаев и культуры других стран и народов, в стремлении к сотрудничеству с ними. В этих целях в школах создавались клубы интернациональной дружбы, проводились фестивали и вечера интернациональной дружбы, организовывалась переписка с учащимися союзных республик и зарубежных стран. Практиковалось создание (на уроках и во внеурочное время) таких эмоциональных ситуаций, которые пробуждали бы у учащихся интернационалистские переживания, раздумья о значимости других народов и сотрудничестве с другими странами. 
Но все же, как отмечает Г.Д. Дмитриев, в массовой практике советских школ дело не шло дальше ознакомления детей с культурами народов - в основном с экзотическими национальными костюмами, а также "розовыми картинами" достижений республики. Простое воспевание дружбы на фестивалях и вечерах уводило детей от реальных проблем межэтнических отношений. К тому же толерантность здесь ограничивалась лишь национальными рамками, в то время как проблемы дискриминации в сфере религии, политики, субкультуры попросту игнорировались. Да и сами межнациональные отношения рассматривались преимущественно с классовых позиций, ведь интернационализм характеризовался как "пролетарский интернационализм", как "чувство классовой солидарности с трудящимися братских стран".

В западных демократиях, и прежде всего в таких многоэтничных  государствах, как Канада и США, подошли  к декларированию равноправия и  равноценности самых разнообразных  самобытностей. Это было связано  с принятыми здесь демократическими императивами, которые гласили, что  плюрализм является ценным для всего  общества (К. Хиттен). Однако и здесь 
 
существуют свои проблемы. Провозглашаемое в таком обществе социальное равенство, отмечает один из ведущих исследователей проблемы толерантности М. Уолцер, постоянно сводится на нет неравенством экономическим, в котором находятся различные культурные группы западного общества.

В последние годы в России проблема толерантности  исследуется в рамках теории поликультурного  образования. Концептуальные его основы разрабатываются А.Н. Джуринским, В.В. Макаевым, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой. Широкий спектр проблем поликультурного образования рассматривается в учебных пособиях "Многокультурное образование" Г.Д. Дмитриева и "Поликультурное образование" А.А. Сыродеевой - от общетеоретических проблем до конкретных рекомендаций по организации учебной деятельности школьников и студентов. 
 
 
1.3. Этническая толерантность наверх 
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры. 
В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться с искажением научных данных или сведений, экспериментально доказанных. 
Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях. 
Происшедшие в России в течение последнего десятилетия резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих ее народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, приводят в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. 
В этой связи особое внимание необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций. 
При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. 
В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние. 
Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. В этой связи содержание образования должно включать следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденции народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные процессы и глобальные проблемы народов. Учащимся важно знать:

  • место и роль ООН в регулировании отношений народов как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ;
  • суть деятельности Совета Европы, Европейского Союза, Лиги Арабских Государств, Организации Американских Государств, Организации Африканского Единства, Содружества Независимых Государств и др.;
  • содержание международных документов о правах человека и народов, которые регулируют отношения людей, позволяют принимать действенные меры по разрешению возникающих межэтнических конфликтов;
  • культуру народов и государств мира, их взаимоотношения, взаимовлияние культур и традиций;
  • экономические основы взаимодействия стран и народов, разделение труда между народами, кооперирование предприятий различных стран, передвижение капиталов, рабочей силы и товаров, создание производственных филиалов за пределами национальных территорий;
  • требования ООН о недопустимости эксплуатации и неравенства между народами, истинные причины отсталости народов бывшего колониального и полуколониального мира, обоснование необходимости оказания им помощи, что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности;
  • политические, экономические, технические, хозяйственные, культурные изменения, происходящие в мире в последнее время ;

При организации  воспитательного процесса необходимо исходить из этих объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления. 
Необходимо особое внимание обратить на использование в процессе воспитания исторических фактов, объективной информации о становлении и развитии нашего многонационального государства. Ценность исторического знания в том, что оно является носителем культуры, стимулирует сферу духовной деятельности человека. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов. 
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышении культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизации межнациональных отношений. 
Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. Учащимся предстоит освоить культурные пласты истории и современности разных народов и приобщиться к богатому культурному наследию народов нашей страны. Перед педагогами стоит задача через глобальное образование преодолеть этот пробел в знаниях учащихся, приобщить их к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов школьников, специфику региона, географию проживания населения. 
На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего 
ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям. 
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д. 
Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. 
Из всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках. Она предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней. 
Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно статье 14 Конституции РФ наше государство - светское, ни 
какая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В другой статье (28-й, о свободе совести) говорится о том, что "каждому гарантируется свобода совести вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". 
Таким образом, первая статья запрещает обязательность и государственный характер религии, вторая разрешает ее свободно выбирать и распространять независимо от места жительства или должности человека. Это должны учитывать педагоги. Тем более, что в статье 29 Конституции о свободе информации говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного превосходства. 
Однако следует заметить, что не все религиозные объединения заслуживают толерантного отношения, особенно когда речь идет о религиозных культах экстремистской направленности. Мы не можем быть толерантными к деятельности тех организаций, которые негативно влияют на семью, детей, молодежь, где воспитывается человек, отвергающий родную семью, традиции, свой народ. 
Воспитание религиозной толерантности (веротеримости) сегодня осложняется негативными историческими традициями, многоконфессиональным и полиэтническим составом населения, наличием межрелигиозных противоречий, амбициозной политикой ряда религиозных руководителей, несовершенством законодательства, определенной индифферентностью общественного мнения. 
Действительно, указанные обстоятельства усложняют деятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у детей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профессионализма в подходе к данному вопросу в учебной и внеучебной работе. 
Как в этой связи относиться к изучению религии в школе? Вероятно, целесообразно давать детям знания о различных религиях, что позволит обеспечить свободный осознанный выбор религии или отказ от всех ее разновидностей. Ознакомившись со всем культурным достоянием, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоззренческому подходу. 
Можно предложить в плане воспитания у школьников веротерпимости специальный курс по истории религий народов России, включив в него изучение религии своего народа и ознакомление с верованиями других этносов, проживающих в стране. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составляющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа. 
Формирование толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношений между людьми. И дети, и взрослые накапливают опыт общения и совместной деятельности в повседневных o контактах. 
Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

  • индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
  • национальный состав коллектива учащихся;
  • проблемы в отношениях между детьми и их причины;
  • культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Изучив и проанализировав  ситуацию, педагоги осуществляют поиск  эффективных форм воспитания у школьников толерантности, определяют конкретное содержание этой работы. 
Следует исходить из того, что основа толерантности - формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности. Это возможно осуществлять в учебное и внеурочное время через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения. 
Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в коллективе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей и их национальность. 
II. Теория и методика воспитания толерантности у школьников наверх 
2.1. Воспитание толерантности посредством организации деятельности учащихся наверх 
Одна из задач педагога при организации деятельности учащихся - регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом за- 
висит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. 
Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных i взаимоотношений между людьми. 
Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если:

  • сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
  • осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
  • создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
  • каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;
  • отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.

Информация о работе Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе