Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 03:09, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы воспитания, обучения особенно остро встают на переломах развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны общества. В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются дети.

Содержание

Ведение
2
I
Современный школьник - подросток в контексте воспитания этнической толерантности

1.1
Феномен толерантности

1.2
История возникновения толерантности

1.3
Этническая толерантность

II
Теория и методика воспитания толерантности у школьников

2.1
Воспитание толерантности посредством организации деятельности учащихся

2.2
Методы воспитания толерантности

2.3
Приемы воспитания толерантности

2.4
Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников

2.5
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности

III
Практическая значимость исследования


Заключение


Библиография


Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе.docx

— 154.91 Кб (Скачать файл)

Этническая, как  и всякая иная толерантность, не безусловна. Ее необходимо культивировать. Хорошо известно, что для воспитания ненависти  одного народа к другому большого ума не требуется. Но это бесчестно, и никогда не идет на пользу какому-либо этносу. Этническая масса, проникнутая  неприязнью, тем более ненавистью к другому народу, по-своему несчастна, она обездоливает себя в многоцветном и поликультурном человеческом сообществе.

Пути решения

В системе школьного  образования должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире, школьники  должны знать историю и географию  геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн, сегрегаций. Педагогика толерантности должна учить  умению анализировать местные ситуации, обстановку в собственной школе  и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу.  
Однако опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами.  
Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить.  
Важнейшим условием работы с детьми в этом направлении является выход на качественно иной уровень отношений учитель-ученик, что невозможно без изменения менталитета учителя, отказа от подавляющего, миссионерского стиля отношений с учащимися.  
Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом.  
Умение понимать и принимать различия, понимать мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и незнакомыми, непохожими, непонятными людьми.

Для решения проблемы недостаточно вооружить каждого  учителя пониманием всеобщности  и надпредметности процесса обучения искусству коммуникации, который присутствует на каждом уроке, на каждой перемене. Необходимо обеспечить его методами и техниками, которые позволят формировать чувства и навыки поведения, основанные на соединении знаний и чувственного опыта проживания конкретных ситуаций. Меньше всего для этого подходит стандартная и хорошо освоенная нашими учителями фронтальная репродуктивная методика.

Как показывают исследования, все беды российских сообществ, включая  экономические, оттого, что люди до сих пор не научились конструктивно  взаимодействовать, идти на компромисс, они также не воспитывают своих  детей в духе миролюбия и терпимости. Основную роль в воспитании толерантности, формировании толерантного отношения  к детям играют родители, педагоги, психологи. В первую очередь их воспитательные воздействия направлены на гуманизацию взаимоотношений в детском социуме, системе детско-родительских отношений, которая предполагает, обеспечение права и возможностей каждой личности на удовлетворение культурно-личностных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями.

Методы исследования

Методами исследования являлись: 
Анкетирование учащихся с целью выявления представления школьников об этнической толерантности. 
Сочинения на тему этнической толерантности. 
Наблюдения классных руководителей, работающих в классах полиэтнического состава.

Изучение существующего  опыта по избранной проблеме.

Эмпирическая база исследования

Общеобразовательная школа № 39 г. Красноярска находится  в микрорайоне, где проживает  значительное количество разнонациональных семей. С каждым годом количество детей из таких семей возрастает. В настоящее время в школе учатся дети - представители 13 национальностей. Это позволяет назвать школу многонациональной (азербайджанцы, грузины, армяне, белорусы, украинцы, молдаване, цыгане, китайцы и т.д.).

Многим детям  присущи чувства отчуждения, унижения, страха, подозрительности, беспомощности, подавленности и повышенной тревожности. Такие дети испытывают большие трудности  в обучении. 
 
I. Современный школьник - подросток в контексте воспитания этнической толерантности 
Что такое "толерантность"? 
В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина "толерантность" объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п. 
Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую очередь - перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность. 
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. (12, стр.7) 
Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная - к конкретной группе, обществу, национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. 
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. 
На наш взгляд, толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. 
Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентации и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой - гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей. 
Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. 
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. 
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. 
Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. 
Как показывает анализ практики, выше рассматриваемый процесс происходит стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками. 
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. 
Принципы воспитания толерантной личности 
Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов. 
1. Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми. 
Условиями реализации данного принципа являются:

  • Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
  • Доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка к самовоспитанию толерантности;
  • Оптимистическая стратегия в определении изменений в отношениях между детьми, детьми и взрослыми;
  • Предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
  • Дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремится к сосуществованию с иными группами;
  • Учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов

2. Принцип адекватности  требует соответствия содержания  и средств воспитания социальной  ситуации, в которой организуется  воспитательный процесс. Задачи  воспитания ориентированы на  реальные отношения, складывающиеся  между различными группами людей  в данном социуме. 
Условиями реализации данного принципа являются:

  • Соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем социуме;
  • Координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций ребенка;
  • Обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка;
  • Ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума;
  • Учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);
  • коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.

3. Принцип индивидуализации  предполагает определение индивидуальной  траектории воспитания толерантного  сознания и поведения, выделение  специальных задач, соответствующих  индивидуальным особенностям и  уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. 
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

  • мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке;
  • определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка;
  • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
  • учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентации при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности;
  • предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения со взрослыми и сверстниками.

4. Принцип рефлексивной  позиции предполагает ориентацию  на формирование у детей осознанной  устойчивой системы отношений  школьника к какой-либо значимой  для него проблеме, вопросу, проявляющихся  в соответствующем поведении  и поступках. 
Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:

  • стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;
  • совместный с педагогом анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
  • самооценку своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими в дальнейшем;
  • стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
  • оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, связанных с отношениями с людьми или группами людей.

5. Принцип создания  толерантной среды требует формирования  в учебном заведении гуманистических  отношений, в основе которых  лежит реализация права каждого  на своеобразное отношение к  окружающей среде, самореализация  в различных формах. 
Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:

  • принятии общих правил отношений, единых для всех учащихся, обучающихся в классе;
  • предоставлении возможности каждому для самореализации и самовыражения;
  • определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
  • развитии детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений;
  • формировании позитивного отношения к творчеству (толерантная среда должна быть эвристической);
  • наличии отношений "ответственной зависимости" (А. С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

1.1. Феномен толерантности наверх 
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии. 
В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию. В литературе часто можно встретить описание различий между понятиями толерантности и невмешательства, хотя в повседневной жизни используется более широкий набор слов с близким значением: терпимость, гибкость, снисходительность, потакание, понимание и терпение. Подобные слова применяются как более мягкие термины с положительной валентностью и имеют то общее, что ни одно из них не выражает какое-либо действие, и все они предполагают пассивную реакцию на события и поступки. Соединение же толерантности с нейтралитетом и пассивностью может противоречить ее философскому смыслу. 
В зволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на представление о "норме реакции", т. е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа. 
В этическом плане толерантность исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразий признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали еще гуманисты итальянского Возрождения) как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость. 
В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве. 
В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение. 
1.2. История возникновения толерантности наверх 
Появление интереса людей к проблемам признания, принятия, понимания ими представителей других культурных сообществ исторически связано с переворотом в европейском мировоззрении, который получил название "антропологической революции". Ее предвестником можно считать эпоху великих географических открытий - эпоху "открытия" иных культур, самобытных, уникальных и непохожих на европейские образцы. 
Начало антропологической революции связывают с именем немецкого философа XVIII века И.Г. Гердера, который впервые призвал рассматривать различные культуры как альтернативные ответы на требование приспособления человеческой природы к окружающей среде: "На общей картине народов мы видим бессчетные оттенки, цвета меняются с местом и временем, - итак, здесь все дело в том, с какой точки зрения смотреть на изображенные на картине фигуры. Если мы примем за основу понятие европейской культуры, то, конечно, найдем ее только в Европе". Современный исследователь культуры Л.Г. Ионин так оценивает вклад Гердера в науку и мировоззрение. Это был своего рода философско-мировоззренческий культурный шок для западного человека, выросшего внутри европоцентристского и христианоцентристского мира. Люди внезапно поняли, что их история и культура, их бог и религия, их устройство жизни и социальный порядок представляют лишь один из многих возможных миров, причем отнюдь не безусловно и само собой разумеющийся и не самоочевидно самый лучший.

Информация о работе Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе