Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 03:09, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы воспитания, обучения особенно остро встают на переломах развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны общества. В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются дети.

Содержание

Ведение
2
I
Современный школьник - подросток в контексте воспитания этнической толерантности

1.1
Феномен толерантности

1.2
История возникновения толерантности

1.3
Этническая толерантность

II
Теория и методика воспитания толерантности у школьников

2.1
Воспитание толерантности посредством организации деятельности учащихся

2.2
Методы воспитания толерантности

2.3
Приемы воспитания толерантности

2.4
Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников

2.5
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности

III
Практическая значимость исследования


Заключение


Библиография


Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе.docx

— 154.91 Кб (Скачать файл)

Важно обеспечить психологическую  защищенность ребенка, успешность его  отношений в классе, микрогруппе.  
Для этого необходимо: 
- при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции; - обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;  
- создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, совмещая это с уважительным отношением к мнению других; 
- не допускать подавления, ущемления собственного достоинства одних детей другими;  
- добиваться правильной позиции лидеров, организаторов работы в классе, микрогруппах;  
- обеспечить динамику количественного и качественного состава микрогруппы, сменяемость ролевых позиций детей, лидеров, организатор ров в зависимости от видов деятельности; создавать ситуации, стимулирующие взаимопомощь детей друг другу и другим микрогруппам, ситуации успеха через успех другого, успех группы; 
- с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы (по желанию, способностям, интересам, стихийные);  
- добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умения корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;  
- при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов. 
Для воспитания толерантности большое значение имеет включенность всех детей в классе в управление его жизнедеятельностью. Такую включенность можно достигнуть только на основе развития детского самоуправления. 
Детское самоуправление - это демократическая форма организации детского коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. 
Развитие самостоятельности, именно развитие, то есть поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере становления детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей. При этом важно, чтобы самоуправление учитывало интересы всех групп детей, обучающихся в данном классе. 
Принятие и реализация управленческих решений обязательный признак развивающегося самоуправления. Именно при решении этой двуединой задачи достигается реальность включенности детей в управление делами своего коллектива.  
При этом педагог должен выступать гарантом прав всех групп детей, постоянно подчеркивая, что решение должно соответствовать интересам, как большинства, так и меньшинства детей. 
Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой - способствует объединению детей на основе их интересов. 
Педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения.  
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора пути решения поставленных задач.

Задачи исследования

Толерантность - как  актуальная задача воспитания. Самые  разнообразные источники интолерантности порождают сегодня в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если хотим сохранить страну, общество, человека и "человеческое в человеке"(5). 
1. Выявить имеющийся опыт использования современных моделей воспитания толерантности и наметить шаги по его распространению. 
2. Провести экспертизу преподаваемых программ, курсов по предметам: история, литература, география, русский язык, МХК для включения в них элементов национальных культур. 
3. Выделить воспитательные аспекты в школьных предметах и внеурочной работы, влияющих на развитие личности и формирование толерантности учащихся. 
4. В воспитательной работе учесть и использовать национальные особенности. 
5. Сформировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы воспитания и обучения школы в рамках этнической толерантности. 
6. Создать традиционные мероприятия в школе, направленные на формирование этнической толерантности у учащихся.

Методологическая  и теоретическая основа исследования

На сегодняшний  день можно констатировать, что в  последние годы наметились некоторые  позитивные изменения - государство  начало формировать нормативно - правовую базу для решения этих проблем: 
- в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г.г." одной из задач ставиться воспитание личности гражданина - патриота Родины, 
- в письме Министерства образования России от 15.01.2003 главной целью гражданского воспитания провозглашается воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. 
- в Конвенции о правах ребенка от 15.09.1990 говорится:  
- государства - участники уважают и обеспечивают все права ребенка, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой - либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения ( ст.2 п.2);  
- государства - участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка (ст.17);  
- государства - участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно - техническим знаниям и современным методам обучения (ст. 28 п.3); 
- государства - участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено: на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной (ст. 29 п.1с);  
- на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения (с. 29 п.1d);  
- в тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (ст. 30) (2). 
- в письме Министерства образования РФ № 47/20-11п от 19.03.1993 "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации" в п.2 говорится: содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений (1). 
- Декларация Принципов Толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995, статья 3: толерантность, как никогда ранее, важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникаций, интеграции и взаимозависимости. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер (6).

Вопрос поликультурного  воспитания поднимался в разное время, и предлагалось его решение разными  путями. 
В советское время под поликультурное воспитание носило название "Воспитание социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма", "это была одна из важнейших задач партии на современном этапе".  
Одной из задач воспитания социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма было: "чтобы, организуя опыт патриотического и интернационального поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства"(8).  
Предлагались пути и средства решения этой задачи, например: КИДы (клубы интернациональной дружбы); через искусство - уроки, беседы, кино; внеклассная работа - политическое просвещение, политинформации, сборы, фестивали, заочные путешествия, диспуты, экскурсии, тематические вечера, туристические походы; краеведческая деятельность; уроки истории, географии, литературы с интернациональным оттенком; трудовые десанты в фонд мира; выпуски газет, журналов, альбомов; экспозиции в школьных музеях, посвященные интернациональной дружбе и много другое (10). 
На более близком к нам этапе в 1997 году в одной из концепций воспитания было сказано " - национальное своеобразие воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально - этническую обрядность, привычки. Однако национальная "окрашенность" воспитания не должна препятствовать выходу у учащихся в широкий многонациональный и поликультурный мир, в котором предстоит жить молодым поколениям"(9). 
На современном этапе проблема воспитания этнической толерантности волнует не только нас, и педагоги других городов тоже пытаются решать эту проблему своими способами. Педагоги города Казани разработали Программу этнокультурного воспитания, которая включает в себя:  
- проект образовательно - воспитательный этнокультурный модуль "Диалог культур"; 
- татаро - русская школа этнокультур "Согласие". 
Цель проекта: воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота. (11)

Что же понимается под  термином толерантность: 
- толерантность - терпимость к чужому мнению, образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям, отличающихся от собственных (7). 
- толерантность - как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям (Brislin R.W., 1981). В связи с этим выделяются два аспекта толерантности: 
- внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов; 
- внутренняя толерантность (к неопределенности) - способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если неизвестны все факты и возможные последствия (5). 
- толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений (6). 
Принято считать толерантность одним из существенных проявлений, даже социально-психологическим основанием демократии. Особенно демократии в либеральном истолковании (не делай другому то, что ты не хотел бы, чтобы делали тебе; каждый имеет право на свой образ жизни). Толерантность как социальное свойство социальных и политических субъектов нельзя недооценивать. Ее надо там, где она неразвита, культивировать, способствуя тем самым гашению экстремистских комплексов в коммуникативном поведении, в политическом сознании, в социальных действиях. Но не следует, и переоценивать, возводя в некий абсолют демократических отношений между людьми. Толерантность органически связана с явлениями социального и политического плюрализма. И только в условиях плюрализма, стратификационной дифференциации людей и духовного многообразия может существовать. Она является следствием социальной дифференциации людей, гомогенности условий их бытия, многообразия способов жизнедеятельности и мировоззренческих парадигм. 
Толерантность и конфликтность человеческих отношений не являются абсолютными противоположностями, взаимоисключающими противоположностями. Во-первых, толерантность возникает как реакция на многообразие жизненных форм, которое потенциально конфликтогенно. Во-вторых, толерантность представляет собой определенный тип поведения в конфликтных ситуациях, именно такого поведения, которое ориентировано не на обострение конфликтное и, хотя не всегда обеспечивает его урегулирование, тем не менее, является одним из этических и психологических факторов конструктивного исхода конфликта. В-третьих, конфликтность, в свою очередь, не является абсолютным свойством человеческих отношений ("войны всех против всех") благодаря толерантным установкам. В-четвертых, конфликтность не обретет конструктивных функций, т. е. не станет исходным импульсом позитивных социальных изменений без поиска субъектами взаимодействия приемлемых решений через механизмы толерантных отношений. Наоборот, ее деструктивная функция усугубится. 
Стало быть, абсолютно противополагать социальную конфликтность и социальную толерантность теоретически несостоятельно. Без того и другого демократия не бывает. Неверно и характеризовать их в координатах оценок "хорошо" - "плохо", "позитивное" - "негативное", "функциональное" - "дисфункциональное". Социальное значение того и другого зависит от многих конкретно-исторических факторов и переменчиво. 
Толерантность обычно сводят к взаимотерпимости людей, занимающих разные позиции, придерживающихся разных точек зрения, образ жизни которых не совпадает по стилевым особенностям, тем более, по содержанию и смыслообразующим ценностям. Сферу выявления ее видят в коммуникативном поведении, в обыденном, деловом и официальном общении. В таком распространенном толковании есть, конечно, некий смысл. Но оно не исчерпывает понятие, а самое главное - допускает злоупотребление фактором терпения, чему в российской истории мы видим массу прискорбных примеров. На так называемом терпении русского народа, да и других национально-этнических общностей спекулировали многие политические силы. Традиция эта не пресеклась. Долготерпение русского народа возводят чуть ли не в абсолютную ценность национального характера. Но это еще не факт, будто оно является эксклюзивным способом социально-исторического бытия русского народа и выполняет конструктивную функцию в его судьбе. 
Толерантность не является безусловным принципом и свойством человеческих отношений. Ее непременным условием, вне которого она не может сформироваться и теряет всякий функциональный смысл, является социально-стратификационный плюрализм общества, некое единство экзистенциальных ценностей (например, ценностей выживания нации, гражданских прав) и гуманистический тип социума. Толерантность есть определенный тип социальности, которая является результатом демократического развития социума, прежде всего, прав и свобод человека. Она включает в себя, во-первых, гуманистическую взаимную непредвзятость социальных субъектов образа жизни и мыслей друг к другу. Каждый имеет право на свой образ жизни и свое мировоззрение, свои убеждения, если они не препятствуют образу жизни и образу мыслей других субъектов. Социокультурная и социо-психологическая непредвзятость, однако, не есть согласие с тем, что противоречит демократическим и гуманистическим принципам человеческого общежития или угрожает достоинству и свободе социальных субъектов. Концепция и психология непротивления злу насилием и капитуляция перед теми, кто попирает права и свободы граждан, культивирование социальной пошлости и унижения человеческого достоинства - ничего общего не имеет с толерантной непредвзятостью, хотя и вписывается в понятие терпимости. 
Во-вторых, толерантность включает в себя уважение к личности, независимо от этнической, религиозно-конфессиональной, социально-стратификационной принадлежности, гражданства. Это то, что можно было бы определить как принцип суверенности личности в социальных отношениях и коммуникативных процессах. В-третьих, толерантность как принцип демократических отношений толерантность исходит из многообразия экзистенциальных форм бытия и из признания права каждого человека на выбор своей модели существования (если она не угнетает другие), своей позиции, своего образа и стиля жизни. Установка на унифицированность образов жизни, на духовную монополию, на безальтернативность жизненных путей подавляет и отвергает толерантность отношений. Наконец, в-четвертых, толерантность - это и взаимокорректность людей в обыденном, деловом, политическом общении, включая и конфликтные ситуации. Этот аспект часто характеризуют как коммуникативную толерантность в вербальном (устном и письменном) общении. Однако толерантность - это не только вербальная корректность субъектов общения. В коммуникативных процессах она, прежде всего, предполагает взаимообязательность субъектов как на интерперсональном, так и на межгрупповом и социальном уровнях. Вербальная толерантность в коммуникативных и интеракционных процессах, безусловно, важна. Низкая речевая культура общения, использование вульгарной лексики и крутых фразеологизмов, выстраивание обвинительного или уничижительного стиля "изъяснений" - один из нейро-лингвистических конфликтных источников и средств разжигания конфликтных ситуаций. Язык любого народа потенциально содержит лексемы, фразеологизмы, даже фонемы, которые в определенных социальных контекстах становятся экспрессивными конфликтогенами. В коммуникативных процессах, для которых характерны стрессовые отношения, они являются одной из существенных причин провоцирования конфликтов, их актуализации и открытого обострения. Они используются как средство создания взаимоотталкивающих перцептивных образов, что, в свою очередь, превращает коммуникативный процесс в контрпродуктивный, выстраиваются препятствия к поиску консенсуса и взаимоприемлемого выхода из конфликтной ситуации. 
В этой связи хотелось бы поставить социолингвистический вопрос: а не перегружен ли наш язык - и бытовой, и деловой, и политический, и литературно-художественный - конфликтогенными (в своей потенции) лексическими и синтаксическими конструкциями. Криминализация речевой стихии, перенасыщенность обеценной лексикой и фразеологизмами социальной подворотни, густо пересыпанная псевдоиностранными словечками, - все это не только национальное языковое бедствие, но и серьезная социокультурная опасность. Гуляет расхожее мнение, будто русский язык сам по себе, независимо от социального субъекта пользования, особо перегружен бранными конструкциями, сверхвыразительными обеценами. Может быть, и так, а может, и не так. Нужны сравнительные социолингвистические исследования. С лингвистической точки зрения, ненормативной лексики нет. Другое дело - социолингвистический контекст. Обе ценная лексика и фразеологизмы интенсивно проросли во все социальные пласты языкового общения. И это отнюдь не свидетельство ни культуры общения, ни - самое прискорбное - толерантности нынешнего российского менталитета. Замечу попутно, что в русском речевом общении отсутствует формула вежливого межличностного взаимообращения. 
Но как бы ни была важна вербальная коммуникативная толерантность и этико-психологическая корректность, толерантность к ним не сводится. Ее проблематика и институциональность прежде всего коренятся в свойствах социальной ментальности, а также в их ситуативном состоянии. Формирование толерантных установок предполагает формирование толерантного демократического менталитета и гуманизации всей системы общественных отношений (4).

Каким образом трактуется в современной литературе этническая толерантность? 
- Бесспорно, в полиэтническом мире толерантность, прежде всего, предполагает принятие этнодругого таким, каким он есть. Однако толерантность было бы опрометчиво сводить к принятию этнодругого только таким, каким он есть. А если этнодругой агрессивен, или, по меньшей мере, назойливо экспансивен, то таким его и надо принять, не противодействуя или не пытаясь нейтрализовать этих его качеств или фазовых состояний? (4)

- Этническая толерантность  предполагает не просто принятие  другого этноса таким, каким  он есть (это ее онтология), а  избирательное отношение к этнодругому, т. е. к иному этносу и его представителям. Она предполагает:

- готовность к  сотрудничеству, взаимовыгодному, взаимообязывающему партнерству на основе взаимоприемлемых ценностей; 
- готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению; 
- способность к взаимной эмпатии, т. е. к постижению ментальности этнодругого; 
- нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства; 
- установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания. 
Этническая, как и всякая иная толерантность, не безусловна. Ее необходимо культивировать. Хорошо известно, что для воспитания ненависти одного народа к другому большого ума не требуется. Но это бесчестно, и никогда не идет на пользу какому-либо этносу. Этническая масса, проникнутая неприязнью, тем более ненавистью к другому народу, по-своему несчастна, она обездоливает себя в многоцветном и поликультурном человеческом сообществе.

Пути решения

В системе школьного  образования должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире, школьники  должны знать историю и географию  геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн, сегрегаций. Педагогика толерантности должна учить  умению анализировать местные ситуации, обстановку в собственной школе  и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу.  
Однако опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами.  
Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить.  
Важнейшим условием работы с детьми в этом направлении является выход на качественно иной уровень отношений учитель-ученик, что невозможно без изменения менталитета учителя, отказа от подавляющего, миссионерского стиля отношений с учащимися.  
Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом.  
Умение понимать и принимать различия, понимать мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и незнакомыми, непохожими, непонятными людьми.  
Для решения проблемы недостаточно вооружить каждого учителя пониманием всеобщности и надпредметности процесса обучения искусству коммуникации, который присутствует на каждом уроке, на каждой перемене. Необходимо обеспечить его методами и техниками, которые позволят формировать чувства и навыки поведения, основанные на соединении знаний и чувственного опыта проживания конкретных ситуаций. Меньше всего для этого подходит стандартная и хорошо освоенная нашими учителями фронтальная репродуктивная методика.  
Как показывают исследования, все беды российских сообществ, включая экономические, оттого, что люди до сих пор не научились конструктивно взаимодействовать, идти на компромисс, они также не воспитывают своих детей в духе миролюбия и терпимости. Основную роль в воспитании толерантности, формировании толерантного отношения к детям играют родители, педагоги, психологи. В первую очередь их воспитательные воздействия направлены на гуманизацию взаимоотношений в детском социуме, системе детско-родительских отношений, которая предполагает, обеспечение права и возможностей каждой личности на удовлетворение культурно-личностных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями.

Методы исследования

Методами исследования являлись: 
Анкетирование учащихся с целью выявления представления школьников об этнической толерантности. 
Сочинения на тему этнической толерантности. 
Наблюдения классных руководителей, работающих в классах полиэтнического состава. 
Изучение существующего опыта по избранной проблеме.

Эмпирическая база исследования

Общеобразовательная школа № 39 г. Красноярска находится  в микрорайоне, где проживает  значительное количество разнонациональных семей. С каждым годом количество детей из таких семей возрастает. В настоящее время в школе учатся дети - представители 13 национальностей. Это позволяет назвать школу многонациональной (азербайджанцы, грузины, армяне, белорусы, украинцы, молдаване, цыгане, китайцы и т.д.).

Многим детям  присущи чувства отчуждения, унижения, страха, подозрительности, беспомощности, подавленности и повышенной тревожности. Такие дети испытывают большие трудности  в обучении. 
 
I. Современный школьник - подросток в контексте воспитания этнической толерантности наверх 
Что такое "толерантность"? 
В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина "толерантность" объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п. 
Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую очередь - перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность. 
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. (12, стр.7) 
Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная - к конкретной группе, обществу, национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. 
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. 
На наш взгляд, толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. 
Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентации и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой - гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей. 
Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. 
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. 
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. 
Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. 
Как показывает анализ практики, выше рассматриваемый процесс происходит стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками. 
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. 
Принципы воспитания толерантной личности 
Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов. 
1. Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми. 
Условиями реализации данного принципа являются: 
- готовность к сотрудничеству, взаимовыгодному, взаимообязывающему партнерству на основе взаимоприемлемых ценностей; 
- готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению; 
- способность к взаимной эмпатии, т. е. к постижению ментальности этнодругого; 
- нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства; 
- установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.

Информация о работе Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе