Формирование у учащихся умений и навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования:
Выявить и описать теоретические основы организации домашней учебной работы.
Проанализировать основные компоненты технологии форм умения и навыков самостоятельной работы домашнего труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5

1.1 Сущность домашней учебной работы учащихся, ее роль в овладении знаниями 5
1.2 Психологические основы организации домашней учебной работы школьников 8
1.3 Дидактические требования к организации и выполнению домашней учебной работы учащихся 10

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 13

2.1 Обучение работе с учебником 13
2.2 Формирование навыков обработки дополнительной литературы 16
2.3 Знакомство с приемами систематизации знаний 18
2.4 Использование таблиц, памяток, опорных конспектов в подготовке домашнего задания 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Вложенные файлы: 1 файл

Formirovanie_u_uchaschikhsya_umeny_i_navykov_do.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5

 

1.1 Сущность домашней учебной работы учащихся, ее роль в овладении знаниями 5

1.2 Психологические основы организации домашней учебной работы школьников 8

1.3 Дидактические требования  к организации и выполнению  домашней учебной работы учащихся 10

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 13

 

2.1 Обучение работе с учебником 13

2.2 Формирование навыков обработки дополнительной литературы 16

2.3 Знакомство с приемами систематизации знаний 18

2.4 Использование таблиц, памяток, опорных конспектов в подготовке домашнего задания 20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А.........................................................................................25

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………..……………………………...…32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современному информационному обществу требуется деятельный, активный человек, который может пополнять свои знания в течение всей жизни, находить нужную информацию и пользоваться. Роль педагогов в учебных заведениях на сегодняшний день сводится не только к сообщению новых знаний, но и к организации такого процесса обучения, при котором учащийся должен сам приобретать знания. В связи с этим проблема формирования умений и навыков учащихся считается приоритетной дидактической проблемой.

Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее большое значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками – наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.

Таким образом, организовывая школьникам домашнее задание, учитель сможет определить уровень знаний того или иного учащегося. Это важно, поскольку учитель будет знать, в какой мере необходимо поощрить школьника, а в какой – провести с ним дополнительное занятие, чтобы подтянуть уровень знаний.

Исходя из всего вышеупомянутого, это является актуальностью курсовой работы.

Предмет исследования – умения выполнять домашнюю работу школьником на самостоятельной основе и как результат получение им определенных навыков.

Объект исследования – школьник.

Цели исследования:

  1. Выявить и описать теоретические основы организации домашней учебной работы.
  2. Проанализировать основные компоненты технологии форм умения и навыков самостоятельной работы домашнего труда.

Исходя из целей курсовой работы, были сформулированы следующие

Задачи исследования:

  • Анализ литературы по теме исследования.
  • Определить целеполагания в работе учителя по формированию умений и навыков у учащихся.
  • Изучить особенности работы учителей по характеру их влияния на организацию домашней работы учащихся.
  • Разработать модель методики формирования когнитивных умений учащихся при выполнении домашней.
  • Определить деятельность ученика и учителя во время формирования умений и навыков самостоятельной работы учащихся при выполнении домашней работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ  УМЕНИЙ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Как уже говорилось, специальные исследования показывают,  что  проблема  повышения эффективности обучения может быть успешно  решена  только  при  условии, если  высокое  качество  урочных  занятий  будет  подкрепляться   хорошо организованной домашней работой  учащихся. 

 

 

    1. Сущность домашней учебной работы учащихся, ее роль в овладении знаниями

 

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Домашняя работа представляет постоянную связь между домом и школой и, таким образом, дает хорошую возможность самосовершенствоваться, овладевать знаниями самостоятельно, научиться организовывать работу самостоятельно, добиваться хороших результатов в своей работе, научиться ставить цели и выполнять их в поставленные сроки, а также овладевать чувством терпения, прилежности, аккуратности. [11, с. 44]

Домашняя   работа позволяет:

  1. Комплексно планировать учебный материал по темам, в котором должны быть выделены узловые вопросы, предусмотрены типичные ошибки учащихся.
  2. Формировать у школьников познавательных интересов.
  3. Умелое сочетать рациональные приемы умственной деятельности школьников на уроке, что является основой формирования навыков самостоятельной работы с материалом.
  4. Индивидуализировать домашнюю работу с учетом способностей, склонностей, интересов учащихся (задания, общие для всех учащихся класса, и задания на выбор, при этом ученик имеет право выбирать из ряда заданий одно, соответствующее его интересам).
  5. Обучать подростков приемам самостоятельной учебной деятельности (формировать умения учащихся пользоваться различными словарями, справочниками, другой научной литературой, формировать и развивать навыки самоконтроля у учащихся).

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Растения и животные смешанного леса» школьникам предлагается собрать материал о различных животных и растениях леса: одна группа готовит рассказ о нижнем ярусе, другая - о деревьях и кустарниках, третья - о животных. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа - такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий. Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Напиши рассказ о животном из красной книги, про которое ты услышал на уроке, найди дополнительную информацию о нем». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни напишут подробнее, другие более сжато. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.

Одна на весь класс - самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте - новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Задав, школьнику творческую домашнюю работу, можно выявить насколько серьезно ребенок подходит к ее выполнению, в результате чего можно дать оценку о его творческих способностях. Такую работу необходимо задавать каждому школьнику, ведь некоторые скрывают свои таланты, боясь выступить перед всем классом, либо приходят мысли о том, что у него не получится. Таким образом, учитель как бы помогает школьнику раскрыть свой потенциал, и ввиду этого, поощрять его, чтобы в дальнейшем появлялось все большее желание к знаниям.

Какова же роль домашней учебной работы в овладении знаниями?

Домашняя работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Эта форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а так же для подготовки к восприятию нового учебного материала.

Не менее важным моментом является то, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки, как показывает школьная практика. Наиболее распространенными из них являются следующие.

Многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний. 

Вторым недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.

Третий недостаток – выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями.

Существенные недостатки связаны с перегрузкой учащихся домашними заданиями. Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению.

Указанные недостатки позволяют сделать вывод о необходимости повышения качества урочных занятий, рационализации объема домашней работы учащихся и более пристального внимания учителей к обучению их технике домашнего учения. Какие же проблемы в этой связи встают перед школой? Первая из них заключается в том, чтобы и учителя, и учащиеся хорошо осмыслили систему тех правил и требований, которые предъявляются к домашней учебной работе. Вторая проблема относится к внедрению этих правил в практику выполнения домашних заданий школьниками. [12, с. 45]

 

 

 

 

1.2 Психологические основы организации домашней учебной работы школьников

 

Большое многообразие  и  сложность  правил  домашнего  учения  обусловливают необходимость проведения  специальной  работы  по  формированию  у  учащихся соответствующих  умений  и  навыков.  Школьникам  следует  помочь   овладеть умением работать с учебником, правильно подходить к выполнению письменных  и практических  заданий,  пользоваться  приемами   активного   воспроизведения изучаемого материала и самоконтроля, вырабатывать рациональный режим  работы и отдыха и т.д.

Как  известно,  при  организации познавательной  деятельности  существенное  значение  имеет  формирование  у учащихся соответствующих потребностей и мотивов,  которые  бы  стимулировали их учебную работу. В данном  случае  важно,  чтобы  школьники  почувствовали необходимость в  овладении  знаниями  и  проявили  интерес  к  практическому усвоению правил рациональной организации умственного  труда.  Учитывая  это, необходимо обратить серьезное внимание на определение целей  предстоящей  работы.  В

классах необходимо проводить совместные собрания учащихся  и  родителей,  и  перед ними ставить задачи: в  течение  учебной  четверти  добиться,  чтобы

каждый ученик  научился  соблюдать  правила  умственного  труда  в  процессе

домашней работы и на этой  основе  улучшал  свою успеваемость.

В школьной практике во многих классах  проводятся такие задачи  под  девизом: "Учиться на совесть", "За прочные знания" и др.

Значительное  место  в воспитательной  работе  занимает  проведение  содержательных   разъяснительных бесед с учащимися и родителями на темы: "О долге и  обязанностях  школьников в учении", "Общие правила выполнения домашних заданий", "О  значении  режима дня для успешного учения", "Приемы воспроизведения изучаемого материала  как условие его  усвоения"  и  т.д.  Чтобы  разъяснительная  работа  была  более разнообразной и интересной, перед учащимися и родителями должны выступать  учителя, классные  руководители,  директора  школ  в  их  заместители. 

Информация о работе Формирование у учащихся умений и навыков