Формирование у учащихся умений и навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования:
Выявить и описать теоретические основы организации домашней учебной работы.
Проанализировать основные компоненты технологии форм умения и навыков самостоятельной работы домашнего труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5

1.1 Сущность домашней учебной работы учащихся, ее роль в овладении знаниями 5
1.2 Психологические основы организации домашней учебной работы школьников 8
1.3 Дидактические требования к организации и выполнению домашней учебной работы учащихся 10

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 13

2.1 Обучение работе с учебником 13
2.2 Формирование навыков обработки дополнительной литературы 16
2.3 Знакомство с приемами систематизации знаний 18
2.4 Использование таблиц, памяток, опорных конспектов в подготовке домашнего задания 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Вложенные файлы: 1 файл

Formirovanie_u_uchaschikhsya_umeny_i_navykov_do.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

На  тему   об улучшении домашней работы также необходимо оформлять стенды,  выпускать  бюллетени-молнии. Много внимания необходимо уделять воспитательной работе с активом. Прежде всего,  активисты  должны  включиться  в  работу   по   овладению   культурой умственного труда повышению качества домашней учебной работы  с  тем,  чтобы создать впору в самом ученическом  коллективе  для  реализации  поставленных задач. Работа с активом  предполагает  групповые  и  индивидуальные  беседы. Подчеркнем, что  эффект  работы  с  активистами  зависит  от  ее  системы  и конкретности. Нельзя сразу выдвигать перед ними  много  задач  -  это  может внести  некоторую  неуверенность.  Гораздо  лучше  выносить  на   обсуждение конкретные вопросы: о роли актива в укреплении  дисциплины  на  уроках;  что нужно делать активистам  по  внедрению правил  режима  дня;  о  преодолении подсказок  и  списывания  домашних  заданий  и  т.д.  —  и  определять,  как активисты  должны  их  решать.  Полезно  также  каждую  неделю  проводить  с активистами "летучки" по подведению итогов их работы,  выявлению  недочетов, и  анализу  успехов. 

Процесс усвоения умений и навыков имеет свою определенную  структуру:  с одной стороны, это усвоение осуществляется путем  практических  действий  по образу, а с  другой  -  нужен  постоянный  самоконтроль  учащихся  за своей работой,  сравнение  своих  действий  с  образцами.  Чтобы  сформировать   у школьников эти умения в навыки  и  приучить  соблюдать  правила  умственного труда, нужно добиваться такой организации работы, которая  побуждала  бы  их всегда действовать определенным образом. В этом  плане  исключительно  важно показать учащимся (дать  образец),  как  готовить  домашние  задания  и добиваться  успехов  в  учении.  С  этой   целью   необходимо с учащимися проводить практические занятия по выполнению домашних заданий по различным  предметам. Проходить они  должны под  руководством  учителей.  Вначале  школьникам  необходимо напомнить правила умственного  труда,  а  затем  им  предлагать  выполнить  домашнее

задание с соблюдением этих правил. Чтобы побудить ребят к более  активной  и

добросовестной работе, после выполнения задания  проводить  беглую  проверку знаний и просмотр письменных упражнений. Вместе с тем учащимся  указывать, чтобы  они  не  забывали  использовать  приемы  рассредоточенного  во  времени запоминания  и  дополнительно  поработали  дома  над  усвоением   изучаемого материала. [9, с. 334] 

В решении поставленной  задачи большую роль играет правильно налаженный педагогический контроль.  В  школах и сейчас немало  делается  по  осуществлению контроля  над  учебной  работой учащихся. Но подходят  к  нему  не  совсем  верно.  Контроль  осуществляется главным образом за тем, как  учащиеся  усвоили  заданный  материал.  Что  же касается самого процесса усвоения и закрепления знаний  в  системе  домашней работы,  то  он  фактически  в  большинстве  школ  остается  вне   контроля.

Получается, что контролю подвергается не сама учебная работа (а  именно  это должно быть главной целью контроля), а лишь ее результаты. Вот почему  такой контроль не всегда побуждает учащихся к лучшей подготовке домашних  заданий, а нередко вызывает у них отрицательные эмоциональные  переживания.  В  самом деле, зачастую школьники не умеют учиться  или  у  них  не  хватает  волевых усилий  для  прочного  овладения  знаниями.  Они  нуждаются  в  серьезной  и действенной  помощи  со  стороны  учителя,  в  его  тактичном  контроле.   А поскольку  такой  помощи  не  бывает,  то  при  проверке  знаний   отдельные учащиеся, естественно, получают "двойки". Между  тем  один  опытный  педагог писал:  "Хороший  учитель  тот,  у  кого  трудно  получить  двойку  и  легко пятерку". Но в таком случае центр педагогических усилий  школы  должен  быть перенесен  на  повышение  качества  уроков,  на  совершенствование  домашней работы учащихся и контроль над  ее  ходом. 

По  этому  пути  необходимо направлять учителей.  Необходимо обратить  серьезное  внимание  на контроль  над  самим  процессом домашней работы с тем, чтобы действенно  повысить  ее  качество. Усиление внимания и контроля над самим процессом усвоения знаний дает возможность  улучшать  индивидуальную   помощь   слабоуспевающим   ученикам, формировать  у  них  умение  самостоятельной  работы  и  оказывать  на   них действенное влияние. Но всякая работа нуждается в  периодическом подведении итогов.

Таким образом, когда проводить психологические уроки, мероприятия, они, как правило, действуют на школьников. В них закладывается желание добиваться лучших результатов. Ведь когда учитель работает со всем классом, побуждает всех к знаниям и к каждому подходит индивидуально, у школьников при подготовке домашнего задания проявляется охота в его выполнении, появляются положительные эмоции. Ведь каждый школьник будет считать, что сделать правильно, аккуратно, в некоторой степени творчески, домашнее задание, что он будет поощрен. И тогда и учитель будет доволен своей работой, и школьник, который будет соответственно поощрен.

Таким образом, повысится успеваемость в классе, все в классе будут ответственными, прилежными и активистами. А когда школьники довольны, доволен и учитель. Ведь всегда каждому учителю тоже приятно, когда к его урокам подходят ответственно.

 

1.3 Дидактические требования к  организации и выполнению домашней  учебной работы учащихся

 

С помощью разнообразных домашних учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.

Под системой домашних работ мы понимаем прежде всего совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Всякая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений. [12, с. 43] 

При построении системы домашних работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

  • Система домашних работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
  • Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
  • Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
  • Необходимо, чтобы последовательность выполнения домашних самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность домашних работ, а также методику руководства отдельными видами домашних работ.

Эффективность домашней работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса.

При отборе видов домашней работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству домашней работой имеет следующие особенности:

  1. Домашняя работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.
  2. Домашняя работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем домашней работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению домашней работы теоретически и практически.
  3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки домашней работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае домашней работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Домашняя работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.
  4. Для домашней работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае домашняя работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
  5. В организации домашней работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками. [12, с. 42] 
  6. Задания, предлагаемые для домашней работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к домашним работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
  7. Домашние работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков домашней работы у школьников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.
  8. При выполнении учащимися домашних работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему домашних работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой домашней работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации домашней работы.

 

 

2. Развитие и совершенствование умений и навыков домашней самостоятельной работы учащихся

 

 

Книга для многих поколений людей была и остается основным источником получения знаний. Именно она формирует мировоззрение, развивает мышление. Само собой разумеется, что для учащихся  основной источник получения знаний – это учебник. Именно с учебником они работают на уроке, именно с его помощью выполняют домашние задания. Как справедливо отмечает автор одной из работ, посвященных этой теме: “Использование учебника для приобретения, углубления и развития знаний, для организации деятельности учащихся в процессе изучения нового материала на уроках — часть общей проблемы развития познавательной самостоятельности учащихся”.[6, с. 50]

 

 

2.1 Обучение работе с учебником

Книга для многих поколений людей была и остается основным источником получения знаний. Именно она формирует мировоззрение, развивает мышление. Само собой разумеется, что для учащихся  основной источник получения знаний – это учебник. Именно с учебником они работают на уроке, именно с его помощью выполняют домашние задания. Как справедливо отмечает автор одной из работ, посвященных этой теме: “Использование учебника для приобретения, углубления и развития знаний, для организации деятельности учащихся в процессе изучения нового материала на уроках — часть общей проблемы развития познавательной самостоятельности учащихся”.[6, с. 50]

Работу с учебником на уроке организует учитель. Эта может быть работа по изучению нового материала, работа по закреплению новых знаний, работа с учебником при обобщающем повторении пройденного материала. Именно во время урока ученик под руководством учителя  приобретает навыки работы с книгой, которые потом пригодятся ему в домашней самостоятельной работе.

Автор упомянутой выше статьи Раманаускас, подводит итоги исследования, проводившегося с целью изучения «соотношения фактических знаний учащихся с их умениями получать из текста необходимую информацию. Исследование проводилось на примере работы с учебником на уроках физики»”. [6, с. 50] В результате этого исследования автор статьи выделяет «четыре основные группы умений работы с учебником в V—VII классах. Первая группа — умения извлекать знания из текста.… Вторая группа умений направлена на углубление знаний в процессе работы учащихся с иллюстративными материалами учебника (рисунками, схемами, таблицами, графиками)…. Третья группа включает в себя умения по использованию учебника при решении задач…. Четвертая группа включает в себя различной сложности умения по ориентации в тексте и справочном аппарате учебника: пользоваться предметно-именным указателем, выделять в тексте выводы по параграфу, делать выборки по изучаемому вопросу». [6, с. 51]

Информация о работе Формирование у учащихся умений и навыков