Формирование у учащихся умений и навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования:
Выявить и описать теоретические основы организации домашней учебной работы.
Проанализировать основные компоненты технологии форм умения и навыков самостоятельной работы домашнего труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5

1.1 Сущность домашней учебной работы учащихся, ее роль в овладении знаниями 5
1.2 Психологические основы организации домашней учебной работы школьников 8
1.3 Дидактические требования к организации и выполнению домашней учебной работы учащихся 10

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 13

2.1 Обучение работе с учебником 13
2.2 Формирование навыков обработки дополнительной литературы 16
2.3 Знакомство с приемами систематизации знаний 18
2.4 Использование таблиц, памяток, опорных конспектов в подготовке домашнего задания 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Вложенные файлы: 1 файл

Formirovanie_u_uchaschikhsya_umeny_i_navykov_do.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Навык составления таких схем, приобретенный учащимися  на уроках, пригодится и в ходе выполнения домашних заданий, поможет учащимся лучше разобраться в логике изложения  учебного материала.

Одной из разновидностей схем могут быть так называемые алгоритмы, схематизирующие не порядок изложения материала для запоминания, а ход мысли учащегося, применяющего какое-либо правило.  Алгоритмы хороши в стандартных ситуациях – там, где способ решения задачи однозначен, и требуется  научить учащегося правильно его  применять. Это, в частности, могут быть упражнения по русскому языку, применяющиеся для закрепления какого-либо правила.

Само собой разумеется, что составление учащимися алгоритмов в ходе домашней самостоятельной работы должно быть подготовлено использованием их на уроках.

 Тесным образом со схемами  и алгоритмами связаны так  называемые опорные конспекты, применяемые  учащимися на уроках и в  ходе выполнения домашних заданий. Как известно, в основе работы с опорными конспектами лежит методика В.Ф.Шаталова, подробно описанная в его книгах "Куда и как исчезали тройки", "Точка отсчета" и "Опорные конспекты по кинематике и динамике". Вкратце ее можно изложить так:

1. Первичное предъявление нового материала

Новый материал излагается учителем в форме лекции, беседы, работы в группах по вопросам учителя и т.д. Форма - любая, но обязательно выполнение следующих требований:

а) изложение-объяснение материала следует вести в соответствии с расположением материала в опорном конспекте и его содержанием;

б) во время объяснения учащиеся не делают записей, они слушают, думают, отвечают на вопросы учителя, разбираются в материале; главная задача - понимание!

в) после объяснения материала учитель, используя крупно написанный опорный конспект, быстро и четко повторяет изложенное в течение 3-5 мин при максимальном внимании всего класса.

2. Работа учащихся с опорным конспектом

После объяснения материала каждому учащемуся выдается опорный конспект и вопросы к нему. Дома ученик работает в следующей последовательности:

1. Глядя в опорный конспект, восстанавливает рассказ учителя по памяти, отмечая те места, где ничего не понял и не запомнил;

читает учебник, заглядывая в конспект и разбирая непонятные места.

2. Если не все понял и на этот раз - записывает и выясняет на консультации с учителем;

3. Отвечает на вопросы, используя опорный конспект и учебник;

4. переписывает конспект в тетрадь и тренируется его воспроизводить.

Как составить опорный конспект? Есть основные принципы, которыми предлагает воспользоваться Виктор Федорович Шаталов. Вот они:

    1. Лаконичность (300–400 печатных знаков).
    2. Структурность (4–5 связок, логических блоков).
    3. Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
    4. Унификация печатных знаков.
    5. Автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным).
    6. Ассоциативность.
    7. Доступность воспроизведению.
    8. Цветовая наглядность и образность.

Работа с опорными конспектами, по мнению ученых, очень перспективный вид учебной деятельности: «Шаталов, можно сказать, открыл совершенно новый для школы вид умственной работы. Это работа по закодированию и раскодированию. Она развивает ум ученика точно так же, как и поиск своего ответа на вопрос, но с той разницей, что самостоятельное мышление доступно поначалу не каждому, а работа с кодом – это мини-задача. Она под силу даже очень слабым ученикам.

 

 

 

 

 

Заключение

                 

В ходе изучения и анализа доступной нам литературы нам стало понятно, что представляет собой домашняя работа и каковы рекомендации по ее выполнению.

Таким образом, домашняя работа представляет собой одну из форм организации обучения, которая характеризуется самостоятельным выполнением учащихся на занятиях с хорошо организованной самостоятельной работой дома.

На практике применяются следующие виды домашней учебной работы учащихся:

  • усвоение изучаемого материала по учебнику;
  • устные и письменные упражнения;
  • творческие работы;
  • проведение наблюдений;
  • практические и лабораторные наблюдения;
  • изготовление наглядных пособий.

Нередко учителя переносят всю тяжесть обучения в сферу домашней учебной работы учащихся, не формируя у них культуру домашнего учебного труда. Поэтому многие школьники не умеют организовать свое рабочее место и режим дня, при подготовке домашних заданий сбиваются на полумеханическое чтение, не осуществляют самоконтроль за усвоением учебного материала. Зачастую выполнение письменных заданий осуществляется без предварительного усвоения теоритического материала, наблюдается также перегрузка учащихся учебными заданиями. Встречается и чрезмерный объем домашних заданий.

При выполнении домашней работы необходимо соблюдать следующие требования, которые основываются на психолого-педагогических закономерностях организации учебно-познавательной деятельности:

  1. наиболее прочно в памяти сохраняются не отдельные факты и примеры, а вытекающие из них теоритические обобщения (понятия, выводы, правила и т.п.);
  2. процесс усвоения учебного материала должен носить рассредоточенный характер, т.е. к изучению одного и того же учебного материала следует обращаться несколько раз в течение некоторого времени;
  3. учебные задания необходимо выполнять в день их получения;
  4. вначале необходимо усвоить теоритический материал, а затем выполнять основанные на нем упражнения.

Исследования, проведенные психологами, показали, что если не удается овладеть учебным материалом при первом его восприятии, осмыслении и запоминании, то последующая работа потребует большей затраты времени и сил.

Приводимые в приложениях практические рекомендации школьникам, взятые из опыта работу учителей Полоцкой национальной гимназии могут быть рекомендованы к использованию и в других школах. На их основе каждый творчески мыслящий педагог способен разработать собственные рекомендации приемов, навыков и умений домашней работы учащимся, в зависимости от собственного стиля работы, от тех форм обучения, которые он сам применяет в своей педагогической деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

 

  1. Волков И. Развитие самостоятельности и творчества школьников //Народное образование. - 1983. - № 1.
  2. Монахов В.М. Обновление методической системы обучения // Советская педагогика - 1989. - № 1.
  3. Пащанка Р.Ю. Навучанне - процэс творчы. //Народная асвета,2000, №3 – М
  4. Педагогика  В.Шаталова //Газета «1сентября» №55 /2000
  5. Педагогика школы. Уч.пособие для студентов пед. ин-ов. под ред. проф. И.Т. Огородникова. - М.: Просвещение, 1978. – 320с.
  6. Раманаускас 3. Л. Формирование умений самостоятельной работы с учебником // Советская педагогика. - 198З.- № 3.
  7. Рапацэвіч Я.С. Фарміраванне навучальна-пазнавальна дзейнасці школьнікаў. //Народная асвета, 2001, №1-5,7
  8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. – Минск: Изд-во Университетское, 1990.-224с.
  9. Андреев, В.И. Самостоятельная работа учащихся / В.И. Андреев / Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – С. 331-337.
  10. Михайлова, Н.С. Самообразовательная деятельность: сущность и механизмы управления / Н.С. // Управление в образовании. – 2007. - № 1. – С. 28-37.
  11. Савкина, О.Н. Домашнее задание… Быть или не быть / О.Н. Савкина // Народная асвета. – 2010. - №7. – С. 43-44.
  12. Воронцов, А.Б. К вопросу о домашних заданиях, их значения и содержании на разных этапах в системе развивающего обучения / А.Б. Воронцов // Феникс. – 1997. - №6. – С. 42- 46.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Организация домашней работы учащихся.

Дифференцированные домашние задания в начальной школе.

Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

Задавание на дом уроков — палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности.

Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.

  • Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
  • По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
  • Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать.
  • Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
  • Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Подготовка к выполнению домашней работы

  • Время сообщения домашнего задания  не обязательно относить к окончанию урока. Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда их внимание не так рассеяно и силы не на пределе. Задание нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.
  • Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении.
  • Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
  • В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).
  • Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

Организация проверки домашнего задания

При проверке домашней работы учащихся задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Возможные формы проверки:

  • фронтальный контроль;
  • выборочный контроль;
  • взаимоконтроль учащихся при работе в парах;
  • самоконтроль учащихся.

Задания учащимся для проверки домашней работы:

  • выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях);
  • сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал;
  • дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу;
  • нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников;
  • выделить вопросы и  проблемы, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме);
  • продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана);
  • выполнить самостоятельно задания с измененными условиями;
  • взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий;
  • повторное выполнение заданий без изменения условий;
  • повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем);
  • составить  вопросы к теме, изучаемой дома.

Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

 

Перегрузку учащихся могут вызвать:

  • чрезмерно большое домашнее задание;
  • чрезмерно трудное домашнее задание;
  • несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
  • неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

 

У ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в   1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа;

во 2-м - до 1,5 часов;

в   3-4-х - до 2-х часов.

 

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2-4-х классов:

 

№ п\п

Учебный

предмет

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Математика

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров, но всего не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

2.

Русский  язык

15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

25-28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

3.

Литературное чтение

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 3-3,5 страниц

4.

Окружающий  мир

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 2,5-3 страниц

Информация о работе Формирование у учащихся умений и навыков