Формирование творческих способностей учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:39, реферат

Краткое описание

развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения

Вложенные файлы: 1 файл

моника.docx

— 16.52 Кб (Скачать файл)

4. ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

Много таланта, ума  и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных  с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х  и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым  развитием науки об обучении и  воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать  принцип творческого развития детей  и юношества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе  своей основано на желании сделать  что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к  совершенству и, конечно, к прекрасному  в самом высоком и широком  смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает  в человеке, и в этой своей функции  оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности  вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место  среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной  области человеческой деятельности.

Нередко от родителей  и даже от учителей-воспитателей можно  услышать такие слова: "Ну зачем  он тратит дорогое время на сочинение  стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это  не музыка, а чепуха какая-то получается!.." У детей с высокими творческими  способностями отношения с родителями обычно не являются авторитарными и  нет чрезмерной опёки. Чаще всего  родители таких детей поощряют их непосредственность и уверенность  в себе. В семье ценится чувство  ответственности. Все эти качества чрезвычайно важны для развития творческих способностей. Отмечают, что  в таких семьях (в отличие от тех, где у детей больше развиты  интеллектуальные способности) часто  наблюдается определённая эмоциональная  дистанция и даже холодность, которая  может доходить до глубокого разлада  между родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отношению  к детям или пренебрежению  ими.

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня  он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в  которых корявые рифмы соответствуют  корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной  ногой...

Только не вздумайте  посмеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой большой вашей педагогической ошибкой, какую только можно совершить  в данном случае. Ведь за всеми этими  наивностями, нескладностями и корявостями  кроются искренние и потому самые  истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его  хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.

Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это  очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда  самым благотворным образом дадут  о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется  его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует  хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических  проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет  нас к очень важной и актуальнейшей  в наших условиях проблеме: о различии между специалистом-творцом и  специалистом-ремесленником. Эта в  высшей степени важная проблема теснейшим  образом связана с проблемами эстетического воспитания.

Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему "по инструкции" положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает  лишь то, что ему положено - "отсюда и досюда". К большему и к  лучшему он никогда не стремится  и не хочет обременять себя подобными  стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе - ведь он делает все, что ему положено, и, может быть, даже хорошо делает. Но такое, в общем-то формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что  по отношению к жизни стоять на месте нельзя: можно только или  двигаться вперед, или отставать.

Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого  отношения к своему труду и  становится тем водоразделом, который  проходит между специалистом-творцом  и специалистом-ремесленнком.

Это необходимо подчеркнуть  со всей ясностью, ибо приходится иногда слышать более чем странное мнение, будто существуют профессии "творческие" и профессии "нетворческие". Величайшее заблуждение! И заблуждение это  на практике приводит часто к тому, что человек, занимающийся якобы  нетворческой работой, считает себя вправе не творчески относится к  своему труду.

Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда  говорят, что учащихся - выпускников  общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, я думаю, забывают о главном: о  том, что с первого класса школы  надо внушать учащимся мысль, что  нет плохих профессий, как нет  и профессий нетворческих, что, работая  в любой профессии, каждый из них  сможет открыть новый, хотя бы и маленький  мир. А вот если будет работать по ремесленному, не творчески, то и  в самой "творческой" профессии  ничего путного не создаст.

Поэтому важнейшая  задача эстетического воспитания в  школе - развитие в учащихся творческого  начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в  физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это  знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правд учителя, несклонные вводить  в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким образом, творчество для младшего школьника в учебном  процессе предполагает наличие у  него способностей, мотивов, знаний и  умений, благодаря которым создается  продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств  личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов  умственной активности, а также потребности  личности в самоактуализации, в раскрытии  и расширении своих созидательных  возможностей. Творчество как процесс  рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства  и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную  работу мысли.

В настоящее время  проводится апробация и внедрение  психодидактического подхода к  развитию творческих способностей учащихся на базе общеобразовательных школ и  учрежениях дополнительного образования. В результате были разработаны возрастные нормы для всех методик, вошедших в программу диагностики, а также  стандартные школы, позволяющие  сопоставлять между собой результаты по разным методикам и у разных учеников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1. Житникова Л. "Учите  детей запоминать." М.: Просвещение, 1985

2. Заика Е.В., "Упражнение  для формирования навыков чтения  у младших школьников" // Вопросы  психологии. 1995. № 6 - С. 43-54.

3. Истомина З.М., "Развитие  памяти." М.: Просвещение, 1978

4. Лук А.Н., "Мышление  и творчество." М.: Политиздат, 1976

5. Михайлова З.А., "Игровые, занимательные задачи  для дошкольников." М.: Просвещение, 1985

6. Никитин Б.П. "Развивающие  игры." М.: Педагогика, 1981

7. Фисюкова Л.Б. "От  трех до семи: Книга для пап,  мам, дедушек и бабушек." Харьков:  Фолио, 1996

8. Барташникова И.А., Барташников А.А. "Учись играя." Харьков: Фолио, 1997

9. Ильина М.Н., Парамонова  Л.Г., Головнева Л.Я. "Тесты для  детей" Дельта, 1997

10. Нартова-Бочавер  С.К., Мухортова Е.А. "Скоро в  школу!" М.: 1998 

1

Информация о работе Формирование творческих способностей учащихся