Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы социальных навыков, опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни активность и любознательность ребенка становятся небезопасными для него. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Зачастую взрослые пытаются оградить малыша от опасностей путем наложения целого ряда запретов или путем долгих, не всегда понятных детям, наставлений. Все это дает обратный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Основные направления работы с детьми по основам безопасности 6
1.2. Специфика знаний старших дошкольников об основах безопасной жизнедеятельности 11
1.3. Сотрудничество с семьей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 15
1.4. Анализ требований программ дошкольного образования по формированию основ безопасной жизнедеятельности 18
Выводы по главе 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Определение уровня знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности 23
2.2. Анализ результатов исследования и построение системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников 25
2.3. Определение эффективности системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности 37
Выводы по главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лукашук.docx

— 279.87 Кб (Скачать файл)

Тут Алеша не выдержал и бросился бежать. Он выскочил из дома и увидел, как Огнильда машет ему из окна своими огненными руками:

- Никуда ты от меня  не спрячешься! Я все равно  найду тебя и съем!

- Что я наделал! – расплакался  Алеша. – Зачем я взял спички? Ведь говорила мама, что нельзя  их трогать!

Вдруг на плечо ему села маленькая бабочка.

- Это ты освободил Огнидльду? – спросила она.

- Я, - виновато ответил  Алеша. – Помоги мне, пожалуйста, все исправить!

- Это очень сложно. Нам  надо торопиться, пока Огнильда не сожгла все вокруг. Садись ко мне на спину, я отнесу тебя к волшебнику Меридону, только он может победить Огнильду.

- Как же я на тебя  сяду, вон ты какая маленькая, - грустно сказал Алеша.

- Но я же не простая  бабочка. Ведь простые бабочки  не разговаривают. Я добрая фея  Лионелла. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и ты станешь таким маленьким, что легко уместишься между моих крыльев.

Раз – и Алеша стал меньше хлебной крошки! Два – у него на голове появился зеленый колпачок, а на ногах зеленые сапожки с золотыми пряжками. Три – и вот они уже в воздухе!

- А зачем ты превратила  меня в гнома? – перекрикивая  ветер, спросил Алеша.

- Мы летим в волшебную  страну, туда простым людям нельзя! – ответила фея.

Внизу под ними проносились зеленые леса, цветочные поляны, реки и горы, потом они летели над синим морем, и, наконец, усталая бабочка приземлилась на берегу изумрудно-зеленого острова.

Алеша сразу понял, что остров волшебный, потому что здесь все разговаривали: и птицы, и букашки, и даже деревья.

- Привет, - прочирикала неизвестная  пестрая птичка. – А чего это  от тебя гарью пахнет?

Алеша сразу вспомнил про свою беду и перестал любоваться замечательными диковинками, которые его окружали. И ничего ему уже было не интересно: ни танцующие цветы, ни поющий ветер, ни кувыркающиеся муравьи.

- Я освободил Огнильду! – прошептал Алеша.

- Какой ужас! – воскликнула  птичка. – Как же такое могло  произойти? Ведь все знают, что  Огнильда может освободиться, только если ребенок возьмет в руки спички. Или… Нет, не может быть! Ты заколдованный мальчик? Ты брал спички?!

- Да! – кивнул Алеша. –  Теперь я хочу все исправить.

- Отнеси его к Меридону, пожалуйста! – попросила Лионелла пеструю птичку. – Я так устала, что не могу лететь дальше.

- Конечно! Скорее садись  на меня! Нельзя терять ни минуты! – и птичка взмыла в голубое  небо, унося Алешу на своей  пушистой спинке.

Остров сверху был круглым, как тарелка. Посреди него возвышалась высокая гора, на склонах которой росли деревья. Только одна дорога вела к самой вершине горы, на которой блестел золотыми куполами дворец доброго волшебника Меридона.

Волшебник оказался дома. Он сидел в кресле из облаков и читал огромную толстую книгу. Она висела перед ним в воздухе, а маленькие мотыльки переворачивали страницы. Меридон оказался высоким старцем с длинной белой бородой и седыми волосами. На нем был белый плащ и высокий остроконечный колпак.

Едва только Алеша вошел в зал, где сидел волшебник, как сгустились сумерки. Меридон нахмурился. Он посмотрел на Алешу, всплеснул руками и воскликнул:

- Как ты мог взять  в руки спички? Ведь детям запрещено  их трогать! Ай-ай-ай.

Он начал летать по залу и хватать с полок свитки с колдовскими заклинаниями.

- Не то, опять не то, - волновался он.

Наконец Меридон нашел нужный свиток.

- Скорее, у нас совсем  не осталось времени!- крикнул  он Алеше. Мальчик подбежал к  нему, волшебник встал на серебряный  коврик, накрыл Алешу своим белым  плащом и, хлопнув в ладоши, быстро  проговорил:

День и ночь,

Горы прочь,

Расступись леса-поля,

Повернись скорей земля!

На летающем ковре

У Алеши во дворе!

Раз – и они оказались в Алешином дворе. Но сначала мальчик даже не узнал, куда он попал. Все вокруг выгорело, было черным, а на пепелище плясала Огнильда.

Меридон взмахнул волшебной палочкой и прокричал:

- В стакане вода!

В доме беда!

В клетке птица!

Огнильда - в темнице!

С неба хлынул серебряный дождь. Злая колдунья завыла, рассыпалась на миллион искр и превратилась в огненную собаку.

Добрый волшебник опять взмахнул своей волшебной палочкой и повторил заклинание. Огнильда опять взорвалась огненным салютом и превратилась в костер.

- Ай, как плохо! Своим непослушанием, Алеша, ты сделал ее очень сильной. Мне не справиться с ней! –  в ужасе сказал Меридон. Его волосы растрепались, а волшебный белый плащ покрыли черные пятна копоти.

Алеша совсем отчаялся, но тут им на помощь пришла пожарная команда. На большой красной машине пожарные ворвались во двор и начали поливать Огнильду водой. Она зашипела, превратилась в маленький костерок, потом в искру, а потом в последний раз вспыхнула и осыпалась на землю кучкой пепла.

Алеша посмотрел на сгоревший дом и заплакал.

- Никогда больше не  буду брать в руки спички. Такая  маленькая спичинка, и такая огромная беда!

- Не плач! – погладил  его по голове Меридон. – Это хорошо, что ты все понял. Я же волшебник. Я могу вернуть все обратно.

Он начал водить в воздухе волшебной палочкой и что-то шептать. Алеша зажмурился, а когда открыл глаза, то увидел, что от пожара не осталось и следа. Дом, двор, деревья стояли как и раньше. Он оглянулся вокруг, Меридона нигде не было.

- А как же я? - испугался  Алеша. – Я что, так и останусь  гномом?

Но никто ему не ответил, потому что он был таким крошечным, что никто его не видел и не слышал.

Алеша сел в высокую траву и стал думать, что ему делать. Если бы все можно было вернуть обратно, то ни за что на свете не дотронулся бы он до спичек. Но время нельзя вернуть назад. И доброго волшебника теперь тоже не вернуть.

- Не плач, - услышал он  вдруг тихий голосок. – Я помогу  тебе.

- Лионелла! – обрадовался Алеша. Это действительно была фея. Она отдохнула и вернулась к Алеше, чтобы превратить его снова в мальчика.

Раз – и Алеша снова стал прежним.

- Спасибо тебе, - прошептал  он бабочке и побежал домой.

С тех пор Алеша никогда больше баловался со спичками.

 

Сказка про незнакомцев, с которыми никуда нельзя ходить

Однажды теплым летним вечером Алеша и его друг Виталик придумали замечательную игру. Они забирались на пластмассовую горку, кричали друг другу:

- Вижу новую планету! Приземляемся! Покинуть космический корабль!

После этого они с визгом и гиканьем скатывались вниз и шли в разведку. Иногда один из них изображал Землянина, а другой – инопланетное чудовище. Землянин всегда побеждал, поэтому роли на каждой планете обязательно менялись, чтобы никому не было обидно.

Стало совсем темно, мама позвала Виталика домой. А Алеша уходить не хотел. Его мама тоже уже выглядывала в окно и кричала:

- Сынок, пора ужинать и  спать!

Но новая игра оказалась такой интересной, что Алеша решил провести разведку на следующей планете без Виталика.

- Все, последняя планета  и домой! – решил мальчик и  начал карабкаться на горку.

- Вижу Фиолетовую планету! – закричал он сам себе. –  Команда! Приготовиться к высадке!

Он взял с собой игрушечную рацию и съехал вниз.

- Приветствую тебя, Землянин! – раздалось у него над ухом.

Алеша удивленно поднял голову и увидел улыбчивого старичка.

- Здравствуйте, - вежливо  ответил Алеша. - А Вы кто?

- Я житель Фиолетовой  планеты! – ответил старичок.

- Но Вы совсем не  похожи на инопланетянина, - разочарованно  сказал Алеша.

- Конечно, ведь на самом  деле мы находимся на Земле. Я должен выглядеть как обычный  человек! – объяснил старичок. –  А хочешь слетать ко мне  в гости?

- Как это? – удивился  Алеша.

- Просто. Мой звездолет  спрятан недалеко отсюда. Я его  тщательно замаскировал. Мы можем  быстренько слетать и посмотреть  Фиолетовую планету. Ты, ведь, еще  ни разу не летал на настоящем  Звездолете? – усмехнулся старичок  в белую бороду.

- Нет, не летал, - вздохнул  Алеша. – Но мне нельзя без  спросу уходить со двора с  незнакомыми людьми. Мама рассердится!

- Давай познакомимся! –  предложил старичок. – Меня зовут  Черногроз.

- А меня – Алеша, - ответил  мальчик.

- Ну, вот и познакомились! – обрадовался Черногроз. – Теперь ты можешь со мной пойти?

- Вообще-то нет, - осторожно  ответил Алеша. – Мне нельзя  ходить с теми, кого не знает  моя мама. Может быть, Вы сначала  познакомитесь с ней?

- Нет, - нахмурился Черногроз, - мне со взрослыми знакомиться нельзя.

- Почему? – расстроился  Алеша.

- Потому, - непонятно ответил  старичок. – Ладно, прокачу на  звездолете кого-нибудь другого  мальчика, не такого трусливого, как ты.

- Я не трус, просто мама  не разрешает! – воскликнул Алеша.

- Я и не говорю, что  ты трус. Жаль, что ты не сможешь  потрогать луну, увидеть звезды  близко-близко и познакомиться  с жителями Фиолетовой планеты. У нас там растут настоящие  конфетные деревья.

- Это как? – заинтересовался  Алеша.

- Обыкновенно: есть деревья  леденцовые, на них растут леденцы, есть карамельные, на них гроздьями  висят карамельки, а есть шоколадные, на них шоколадные конфетки, а  иногда даже целые шоколадки! А еще у нас повсюду клумбы, на них вместо цветов пряники  и печенье, и дорожки на нашей  планете выложены арахисом в  шоколадной глазури и конфетками  «морские камешки». Но, конечно, самое  обидное, что ты не сможешь  увидеть город игрушек.

- Город игрушек? – печально  переспросил Алеша.

- Да, там повсюду лежат  игрушки, ты мог бы взять любые: и машинки, и конструктор, и разные  головоломки, и многое другое.

- А сколько игрушек  можно взять? – не удержался  Алеша.

- Сколько влезет в звездолет. Ты не волнуйся, он у нас  большой, даже больше, чем грузовик, больше, чем автобус, почти как  дом! – замахал руками Черногроз.

- А мы не долго? –  спросил на всякий случай Алеша.

- Нет! Мы только туда  и обратно. Ты не волнуйся, мама  даже заметить не успеет, что  ты уходил со двора! – обрадовался  старичок.

- Ладно, - махнул рукой  мальчик. – Побежали!

Черногроз крепко схватил его за руку, и они что есть духу побежали по дорожке, прочь со двора.

Бежали они долго. Алеша даже устал и запыхался.

- Далеко еще? – спросил  он, еле поспевая за прытким  инопланетянином.

- Нет, совсем чуть-чуть  осталось! – ответил старичок.

Они остановились у большого серого дома, и старичок потянул Алешу в подъезд.

- Погоди, - испугался Алеша. – А где же звездолет?

- Это и есть звездолет, - сердито сказал Черногроз. – Я же сказал тебе, что замаскировал его! Ты что, не помнишь?

- Помню, - ответил Алеша. Ему  стало очень страшно, заходить  в темный подъезд не хотелось. Дом совсем не был похож  на замаскированный космический  корабль.

- Пошли! – дернул его  за руку Черногроз. – Пора лететь, а то у нас на Фиолетовой планете скоро стемнеет, и ты не сможешь полазать по конфетным деревьям и погулять по городу игрушек.

Алеша решительно шагнул в подъезд. Как только дверь за ними захлопнулась, все загудело, затряслось в темноте начали вспыхивать разноцветные звездочки, потом вдруг черная стена перед ними уехала вниз, и Алеша со старичком оказались в холодной серой пещере.

- А где же кнопочки  и лампочки? – спросил Алеша. –  Как ты управляешь кораблем?

- Ха-ха-ха! – страшно захохотал  Черногроз и хлопнул в ладоши. В то же мгновение Алеша оказался в клетке. Он потряс решетку, она была холодная и шершавая. На решетчатой дверце висел большой замок.

- Я к маме хочу, - тихо  сказал Алеша.

Черногроз противно захихикал и начал плясать вокруг клетки. Он кружился и подпрыгивал, борода у него исчезла, он стал высоким и страшным: вместо ног копыта, вместо лица – волчья морда, на плечах черная мантия, а в руках сверкающая волшебная палочка.

- Ты злой инопланетянин? – спросил Алеша. – И ты  сказал неправду про конфетные  деревья и про город игрушек?

- Я вообще не инопланетянин! – прогрохотал Черногроз. – И нет никакой Фиолетовой планеты. Я все придумал, чтобы заманить тебя в свой замок. Я великий злой колдун! Теперь я смогу сварить волшебное зелье и стать всемогущим! Я завоюю весь мир!

- А я тебе зачем? –  заплакал Алеша.

- Волшебное зелье мы  должны выпить вместе: когда непослушный  мальчик попробует мое зелье, он превратится в меня, а когда  я выпью то, что осталось, я  превращусь в него, в обычного  мальчика, и мне будет открыт  вход в мир людей! Тысячу лет  я собирал колдовские травы, все  у меня было, не было только  непослушного ребенка! Сотни лет  я искал мальчика, который согласится  пойти с незнакомцем, но все  они были послушными, никого не  удавалось мне уговорить, и вот, наконец, я встретил тебя!

- А зачем тебе весь  мир? – спросил Алеша.

- Чтобы сделать его  серым и холодным, как моя пещера, чтобы дети никогда больше  не смеялись, цветы не росли, чтобы  не было Нового года и праздников, чтобы все люди жили в подземелье! – грозно сказал злой волшебник.

- Что я наделал, - прошептал  Алеша. -  Не зря мама говорила, что нельзя никуда ходить с  чужими! Из-за меня теперь весь мир пропадет. И даже мама с папой! Почему я не послушался?! Если бы только можно было все вернуть назад!

Но ничего уже было не изменить. Алеша совершенно замерз и упал духом. Он никак не мог придумать, как бы освободиться из клетки и помешать коварному замыслу Черногроза.

Тем временем злой колдун развел огонь, повесил над ним хрустальный котел и начал колдовать.

Из-под котла взметнулось яркое пламя, искры рассыпались по всей пещере, зелье запузырилось, завыло и начало клокотать. Черногроз помешивал его своей волшебной палочкой и что-то нашептывал совсем тихо. Так тихо, что Алеша ни одного слова не смог разобрать. Ему было очень-очень страшно.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности