Безопасность жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:43, доклад

Краткое описание

Обеспечение безопасности при разработке месторождения, эксплуатации объектов бурения, обустройства, сбора и транспорта сырья и продукции, является задачей не толькоипредотвращения отравления выбросами вредных веществ населения близлежащих населенных пунктов и персонала, снижения до минимума вредного воздействия выбросов на окружающую природную среду региона в целом, но и минимизации экономических потерь, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

Безопасность жизнедеятельности.docx

— 48.05 Кб (Скачать файл)

Безопасность жизнедеятельности

Авария – опасное техногенное  происшествие, создающее на объекте, определенной

территории угрозу жизни  и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий,

сооружений, оборудования и  транспортных средств, нарушению производственного  и

транспортного процесса, и  нанесению ущерба окружающей природной  среде.

В соответствии с принятой классификацией, ([31] приложение 6, п.п.6,7), добыча

нефти и газа является экологически опасным видом хозяйственной  деятельности,

сопряженным с высоким  риском для населения и персонала, что учтено в настоящем

документе в соответствии с п.п.5.26, 6.1.2, 6.4 [6].

Техногенная чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в  результате

возникновения источника  техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной

территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает

угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, хозяйствующему

субъекту и окружающей среде.

Обеспечение безопасности при  разработке месторождения, эксплуатации объектов бурения, обустройства, сбора и транспорта сырья и продукции, является задачей не толькоипредотвращения отравления выбросами вредных веществ населения близлежащих населенных пунктов и персонала, снижения до минимума вредного воздействия выбросов на окружающую природную среду региона в целом, но и минимизации экономических потерь, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

Для объективной оценки возможного риска последствий разработки месторождения

согласно п.4.2.24.[6] и в  соответствии с п.п. 1.4.13, 1.4.14 [7], для обеспечения безопасности

жизнедеятельности населения  и персонала, предполагаемая зона активного  заражения

сероводородом при чрезвычайной ситуации должна контролироваться.

Расчет зоны рассеивания  при аварийной ситуации, достигаемые  при этом

концентрации сероводорода, расчет времени прохождения облака при различных

метеоусловиях выполнены в соответствующих подразделах настоящего проекта в

реализации п.п.6.3.3., 6.4.3 ,5.26. [6]

Это позволяет определить:

- основные контролируемые  параметры загрязнения атмосферы;

- вариант маршрутов эвакуации,  требующих соответствующего контроля;

- вариант расстановки  датчиков контроля загазованности;

- вариант организации  контроля загрязнения атмосферы  при аварии;

- вариант оповещения населения  близлежащих населенных пунктов;

- вариант системы оповещение  персонала;

Мониторинг состояния  газовой опасности

Мероприятия по контролю аварийного загрязнения атмосферы в соответствии с

п.5.26 [6] должны исходить из необходимости  своевременного и адекватного реагирования

на возможные аварийные  ситуации на следующих объектах в  пределах контрактной

территории и зоне ее влияния, представляющих опасность для населения близлежащих

населенных пунктов и  персонала, в том числе:

1. Строящиеся, эксплуатационные, нагнетательные, разведочные и наблюдательные

скважины, рассредоточенные по площади месторождения, в том  числе,

расположенные в СЗЗ.

2. Сопоставимые по масштабам  возможного воздействия разрывы  нефте- газо- и

конденсатопроводов между УКПГ.

3. Участки магистральных  газо- и конденсатопроводов, транспортирующих

сероводородсодержащее сырье  на переработку в Россию в соответствии с «Планом

развития месторождения  ».

4. Шлейфы трубопроводов от скважин к УКПГ (по уровню опасности при аварийных

разрушениях приравниваются к скважинам с открытым фонтанированием).

5. Технологическое оборудование  объектов подготовки и переработки.

Одним из вариантов обнаружения  чрезвычайной ситуации, представляющей

опасность для населения  и персонала, является размещение датчиков (извещателей),

реагирующих на повышение концентрации в атмосфере лимитирующей примеси –

сероводорода.

В направлении ближайших  сел, находящихся в санитарно - защитной зоне

(Частично, Березовка), не  исключается создание (восстановление) барьерной линии с

расстановкой датчиков (извещателей) в шахматном порядке.

При таком варианте имеется  возможность регистрации аварийно высоких

концентраций.

Для раннего определения  газопроявлений на трубопроводах, могут быть

предусмотрены барьерные  линии датчиков (извещателей) вдоль коридоров коммуникаций.

При выборе варианта размещения датчиков, следует учесть скорректированные  в

соответствии с реальной обстановкой, ранее одобренные проектные решения по системе

контроля сероводорода в  приземном слое атмосферы в районе сел Березовка и Тунгуш,

отселенния жителей которых Планом развития не предусматривается.

Эта система предполагала охватить южную границу месторождения.

В развитии этой системы, как  вариант, возможна установка датчиков с интервалом

200 - 300 м, образующих барьерную  линию на расстоянии 1.5 - 2 км. от крайнего ряда

эксплуатационных скважин  в реализации п.1.4.10 [7].

И у сел Тунгуш, Частично, Березовка, находящихся в санитарно-защитной зоне.

Датчики - извещатели устанавливаются только после прохождения процедуры

получения для них свидетельств о безопасности в уполномоченных органах (Госсаннадзор

Республиканского уровня) и сертификатов соответствия РК в  Госстандарте РК в

соответствии с законами [52,53].

Сервисное сопровождение  получения этих документов может  быть выполнено

разработчиком настоящего проекта, как уполномоченного органа Госстандарта РК по

стандартизации и сертификации технологических процессов, экологии и безопасности

нефтегазовых операций РК.

Учитывая чрезвычайно  высокую опасность, которую представляют разрывы на

нефте – газо - конденсатопроводах, барьерный ряд датчиков (извещателей) сероводорода

может быть размещен в соответствии со специальным проектом вдоль трасс

трубопроводов от УКПГ -1 –  УКПГ - 2 – УКПГ – 3 - КПК.

Таким образом, сформируется законченная система извещения  о ЧС, информация

от которой будет поступать  на центральный диспетчерский пункт  для чрезвычайного

реагирования и принятия решений по безопасности жизнедеятельности, если специальным

проектом, который должен быть выполнен с началом реализации Технологической схемы

разработки не будет предусмотрено  иное технологическое решение, соответствующее

требованиям Законодательства РК по безопасности жизнедеятельности  и чрезвычайному

реагированию [1,3,5,7,8,10,51].

Вторичные приборы – сигнализаторы, как правило, уставливаются в блок - боксах

(павильонах контроля загрязнения (мониторчнра) - ПКЗ), с учетом допустимого

расстояния между датчиком и вторичным прибором.

Сигнализаторы должны иметь  предел измерения не менее 10 - 150 мг/м3.

Для передачи сигнала о аварийной концентрации сероводорода, прибор должен

иметь дискретный выход, регулируемый в пределах 10 - 150 мг/м3 в соответствии с

требованиями Госстандарта РК[52,53].

Приборы снабжаются:

- системой пожарной сигнализации;

- датчиком контроля наличия  сероводорода;

- сигнальной лампой;

- звуковой сигнализацией;

- системой сигнализации  несанкционированного вскрытия.

При регистрации аварийной  концентрации сероводорода в зоне датчиков

срабатывают сигнальных сирены.

Датчики устанавливаются  на опорах на высоте 70 см от уровня земли  и защищаются

от повреждений ограждением.

 

Мероприятия по обеспечению  газовой безопасности

Проектом «Технологическая схема разработки…» предусматривается  реализация

концепции [1,3,8,9,13] охраны окружающей среды и защиты прилегающих к контрактной

территории населенных пунктов, находящихся в санитарно-защитной зоне [6,7,10,8,11],

зоне возможного активного  заражения (ЗАЗ)[11,36] и зоне влияния  месторождения [22],

утвержденной МЗ РК 07.11.95, в документе [22] , подлежащая практической реализации в

проекте обустройства месторождения.

Такой подход обусловлен требованиями п.5.26.[6] и [7,8,10] касающегося

необходимости рассмотрения в проекте сценариев:

1.Реального.

2.Оптимистического.

3.Пессимистического.

Система контроля и чрезвычайного  реагирования на загрязнение атмосферы  при

ЧС, в соответствии с Законодательством  РК о безопасности и чрезвычайном реагировании

[6,7,8,11,36], должна выполнять  следующие функции:

- контроль содержания  сероводорода в атмосфере на  границе населенных пунктов

[11,21], контрактной территории, СЗЗ [10,11], ЗАЗ, вдоль коридоров

конденсатопроводов, систем сбора, транспорта, бурения и других опасных

объектов;

- регистрацию и отображение  информации;

- передачу информации  об аварийной концентрации сероводорода  на верхний

уровень для принятия решений;

- формирование аварийных  сообщений;

- выдачу штатных рекомендаций  исполнителям.

- Основные задачи, решаемые  системой контроля и чрезвычайного  реагирования

[48,49,50]:

- обнаружение высокой  концентрации сероводорода;

- прогнозирование эволюции  газового облака;

- прогнозирование следа  облака на местности;

- прогнозирование потенциальной ЗАЗ [10,11];

- архивирование данных  для органов, проводящих административное  и уголовное

расследование обстоятельств чрезвычайной ситуации [1];

- создания прогнозной  модели;

- документирование сообщений  об аварийных сигналах.

Общий контроль за состоянием оборудования, предназначенного для обнаружения

загазованности, осуществляется уполномоченным лицом (диспетчером), в  распоряжении

которого находится выездная бригада HSE Department.

Вопросы обеспечения газовой  безопасности, подлежащие планированию в

соответствии с требованиями руководящих документов [6,7,10,43,36], требуют детализации

в соответствии с конкретными  обстоятельствами.

1. С целью уменьшения  объема выбросов вредных веществ  в атмосферу при

возможных авариях на объектах бурения нефте- газо- и конденсатопроводах, в

системе сбора и внутрипромыслового транспорта, они должны оснащаться запорной

арматурой, включающейся автоматически.

2. Для обезвреживания  сероводорода, выделяющегося при  аварийном разрушении

газоконденсатопроводов, по обе стороны коридора конденсатопровода должна

предусматриваться система  поджига аварийно - выбрасываемых газа и конденсата.

3. В районе населенных  пунктов у трасс газоконденсатопроводов должнa быть

предусмотренa система поджига смеси при аварийных разрушениях трубопроводов.

4. Следует предусмотреть  регламентируемые (ежесуточно) профилактические

обследования трубопроводов  сероводородсодержащих сред силами

эксплуатационного персонала  для своевременного выявления и  ликвидации утечек

сероводородосодержащих паров и газов.

5. Прокладку трубопроводов  через водные преграды, временные  водотоки следует

предусматривать в специальных  кожухах, снабженных техническими средствами

предотвращения попадания  или миграции сероводородсодержащих  продуктов в

природные водоемы, в том  числе, через притоки третьего порядка  р.Урал (Балка

Кончубай и др).

6. Установка датчиков  системы автоматического контроля  сероводорода в воздухе

должна быть предусмотрена  проектом соответствующего уровня в  районе

населенных пунктов, на буровых, технологических площадках контрактной

территории для оперативного реагирования на утечки сероводородсодержащих

сред.

7. Обязательна установка  систем оповещения вдоль трассы  газоконденсатопроводов и

извещателей вдоль систем внутрипромыслового сбора и транспорта.

8. При работе сирены  запрещается приближаться к газопроводу  ближе 1 км.

9. Должна быть повышена  категорийность участков трубопроводов

сероводородсодержащих сред, приближенных к населенным пунктам  в соответствии

с эксплуатационными требованиями и правилами безопасности.

10. Коридор трубопроводов  сероводородсодержащих сред должен  обозначаться

знаками опасности, предупреждающими приближение посторонних лиц  и

транспортных средств.

11. В областном акимате Западно-Казахстанской области должно быть принято

соответствующее решение  исполнительных органов власти, направленное на

ограничение деятельности населения  в зоне влияния месторождения, санитарно-

защитной зоне, предполагаемой зоне активного загрязнения, в т.ч. от коридора

трубопроводов сероводородсодержащих  сред, предусматривающее проведение

разъяснительной работы по газовой опасности среди населения  близрасположенных

населенных пунктов.

12. Должна быть предусмотрена  система звуковых сирен, в районе  населенных пунктов,

отселения которых в соответствии с Пересмотренным Планом развития, КИО, 1999

не предполагается.

13. Должна быть предусмотрена  система звуковых сирен, работающих  в

автоматическом режиме от датчиков контроля Н2S и от датчиков давления на

газоконденсатопроводах в соответствии со специальным техническим решением.

14. Должна быть предусмотрена  сигнализация на срабатывание  соответствующих

датчиков (Н2S и датчиков давления) с сообщением в соответствующие

диспетчерские пункты для  принятия решений, адекватных поступившему сигналу.

15. С учетом средств  связи и оповещения, которые имеются  у эксплуатационного

персонала, строительно-монтажных  и буровых организаций, должна быть

Информация о работе Безопасность жизнедеятельности