Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы социальных навыков, опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни активность и любознательность ребенка становятся небезопасными для него. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Зачастую взрослые пытаются оградить малыша от опасностей путем наложения целого ряда запретов или путем долгих, не всегда понятных детям, наставлений. Все это дает обратный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Основные направления работы с детьми по основам безопасности 6
1.2. Специфика знаний старших дошкольников об основах безопасной жизнедеятельности 11
1.3. Сотрудничество с семьей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 15
1.4. Анализ требований программ дошкольного образования по формированию основ безопасной жизнедеятельности 18
Выводы по главе 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Определение уровня знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности 23
2.2. Анализ результатов исследования и построение системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников 25
2.3. Определение эффективности системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности 37
Выводы по главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лукашук.docx

— 279.87 Кб (Скачать файл)

Правило 1 . Ни в коем случае нельзя пробовать никакие лекарства, т.к. неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Правило 2 . Ни в коем случае нельзя открывать никаких упаковок с бытовой химией. Например, яд от тараканов действует и на людей

Опасность четвёртая (невидимая и неслышимая): ГАЗ.

Газ может быть очень опасен: скопившись на кухне, газ может взорваться, также им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа:

Правило 1 . Надо срочно сообщить об этом взрослым.

Правило 2 . Нужно сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3 . Надо закрыть краны на плите.

Правило 4 . Необходимо немедленно позвонить по телефону 104.

Правило 5 . Ни в коем случае нельзя включать свет и зажигать спички.

Содержание раздела «Опасные животные»

В городах особую опасность представляют бездомные собаки и кошки. Однако не следует забывать, что и домашние животные могут быть агрессивны. Дети должны научиться понимать состояние и поведение животного, различать, когда к нему можно приблизиться, а когда этого делать не стоит. С этой целью было проведено занятие «Кошки и собаки – наши друзья», с помощью которого дети усвоили, что можно, а что нельзя делать при контактах с животными (см. Приложение 5).

Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности мы добились того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Обучая детей личной безопасности, мы учимся и сами. Воспитывая детей, возможно, мы поможем и взрослым. 
2.3. Определение эффективности системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности

 

На данном этапе экспериментальной работы стояла цель - выявить новый уровень знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности, сравнить полученные результаты с исходными данными, и таким образом, проверить эффективность системы проведенной работы. На итоговых занятиях и в индивидуальной беседе было выявлено, что дети стали лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности и умеют применять свои знания в реальной ситуации более осмысленно, чем ранее. (см. Приложение 2).

По результатам проделанной работы получены следующие уровни знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности (табл. 2).

Таблица 2

Результаты педагогического обследования детей группы «Фантазеры» по обеспечению безопасной жизнедеятельности

№ п/п

Уровень компетентности

Количество детей, чел.

Количество детей, %

1

Низкий

1

4

2

Средний

7

28

3

Высокий

17

68


 

 

Результаты формирующего эксперимента положительные: повысился общий уровень компетентности детей, но, к сожалению, по некоторым разделам работы знания были сформированы недостаточно. Большие пробелы в знаниях и умениях были обнаружены у тех детей, которые мало посещали я/с в период экспериментальной работы (рис. 1).

            Рис. 1. Анализ педагогической диагностики  детей

 

Основными формами работы стали: чтение художественной литературы, инсценированные постановки, развлечения, беседы, игры, игры-тренинги, занятия. Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, мы продумывали варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли, воли, напряжение сил, т.к. без преодоления трудностей нет полноценного развития.

 

В работе по ОБЖ мы придерживались следующих правил:

    • Не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения. Необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях;
    • Необходимо проводить работу в трех направлениях: ДУ – ребенок –родители, только тогда можно достичь максимального эффекта;
    • В работе следует учитывать особенности детской психики (акцент внимания только на страшных последствиях может травмировать психику ребенка и привести к страхам, тревожности, фобиям);

 

Таким образом, у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения во взаимодействии с семьей.

Выводы по главе:

 

Проводя планомерную работу по основам безопасной жизнедеятельности, мы пришли к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения - в повседневном общении с взрослыми, в ходе игр, опытов. Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания на занятиях и вне их. В повседневной жизни и в специально организованном обучении, в ходе ситуаций (естественных и специальных) отрабатываются, закрепляются, расширяются знания детей, их умения, навыки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

 

Первым этапом работы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста было изучение научной психолого – педагогической литературы по данной теме. Далее шло научное определение и доказательство условий для воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, практическая апробация выдвинутых предположений. Была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ДДУ № 60 Октябрьского района г. Минска с детьми старшей группы. Исследование позволило выявить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование. Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.

 

По итогам этой работы можно сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводится планомерная, организованная, целенаправленная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

        1. Авдеева, Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Программа для дошкольных образовательных учреждений / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина // ОБЖ. – 1999. – №9. – С. 23.
        2. Важенина, К. Как уберечь ребенка от опасных людей / К. Важенина. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 156 с.
        3. Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка / Е.Я. Гаткин. – Москва : Лист, 1997. –  174 с.
        4. Детство: программа развития и воспитания в детском саду / Т.Бабаева [и др.]; под общ. ред. Т. Бабаевой. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – 244 с.
        5. Жолнерович, Н. Учим детей безопасному поведению / Н. Жолнерович, М. Калиновская // Пралеска. – 2009. – № 1. – С. 50.
        6. Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников / Т.В. Загвоздкина. – Минск : Полымя, 2001. – 178 с.
        7. Захарова, Т.А. Пожарная безопасность / Т.А. Захарова // Управление ДОУ. – 2009. – № 2. – С. 88 – 93.
        8. Знакомим дошкольников с ОБЖ / Л.И. Прус [ и др.] ; под общ. ред. С.Б. Павлова. – 3-е изд. – Мозырь : Белый Ветер, 2009. – 95 с.
        9. Князева, О. М.  Я – Ты – Мы: программа социально – эмоционального развития дошкольников / О.М. Князева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2003. – 168 с.
        10. Козлова, С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка / С.А. Козлова. – Москва: Школьная Пресса, 2004. – 48 с.
        11. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения / сост. Г.В. Щурпач. – Мозырь : Белый Ветер, 2008. – 99 с.
        12. Основы безопасного поведения дошкольников / сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград : Учитель, 2008. – 207 с.
        13. Пашковец Н. Большая трагедия маленьких детей / Н. Пашковец // Пралеска. – 2009. - № 11. – С. 58.
        14. Петухова, Е.Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ / Е.Н. Петухова // Дошкольная педагогика. – 2009. - № 1. – С. 26 – 30.
        15. Правила дорожного движения для детей / сост. В. Надеждина. – Минск : Харвест, 2006. – 191 с.
        16. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]; под общ. ред. Е.А. Панько. – Минск : НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.
        17. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. Васильева [и др.]; под общ. ред. М. Васильевой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2003. – 240 с.
        18. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детскогосада / Т.Н. Доронова [и др.]; под общ. ред. Т.Н. Дороновой. – Москва : Просвещение, 2003. – 80 с.
        19. Семенюк, В.И. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения / В.И. Семенюк, Н.В. Владимиров. – Минск : Полымя, 1983. – 95 с.
        20. Смушкевич, Е.С. Мы идем по улице / Е.С. Смушкевич, А.М. Якупов. – 2-е изд. – Магнитогорск, 1995. – 55с.
        21. Старые сказки на новый лад о пожаробезопасности зверят и ребят / сост. И.Б. Прохорова, Т.В. Романюк. – Мозырь : Содействие, 2010. – 28 с.
        22. Шабала, Я. Смело шагай по дороге! / Я. Шабала // Пралеска. – 2009. - № 10. - № 2. – С. 38 – 40.
        23. Шкляр, С. Синдром вечернего чая / С. Шкляр // Пралеска. – 2006. - № 7. – С. 57 – 58.
        24. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности / Т.А. Шорыгина. – Москва : ТЦ Сфера, 2008. – 61 с.
        25. www. festival.1september.ru
        26. www.webbaby.ru

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

Оценка знаний, умений, навыков у детей группы «Фантазеры»

по основам безопасной жизнедеятельности

  1. Как тебя зовут? Имя, фамилия. Как зовут твоих родителей? ФИО
  2. Где ты живешь? Домашний адрес
  3. Какие предметы нельзя трогать детям? (электроприборы, аппаратуру, плиту, розетку и т.д.)
  4. Можно ли трогать незнакомую собаку? Почему?
  5. Как вести себя с незнакомым человеком?
  6. Что нужно делать, если ты потерялся?
  7. Мамы и папы нет дома. В дверь раздается звонок. Как надо поступить?
  8. Что помогает регулировать движение на улицах?
  9. Какие дорожные знаки ты знаешь? Для чего они нужны?
  10. В каком месте нужно переходить дорогу? Какие правила нужно при этом выполнять?
  11. Что надо делать, если загорелся желтый свет, а вы дошли только до середины улицы?
  12. Можно ли выбегать на проезжую часть за мячом?
  13. С какой стороны  нужно обходить  различный транспорт?
  14. Где ты должен сидеть, когда едешь в легковом автомобиле? Почему?
  15. Дорога становиться особенно опасной в плохую погоду. Почему? (скользкая дорога, плохая видимость, машина не может быстро остановиться, пешеход может поскользнуться и упасть) Как сделаться более заметным?
  16. Все ли грибы и ягоды можно есть? Почему?
  17. Во дворе друзья попросили тебя залезть на дерево и сорвать яблоко. Как ты поступишь?
  18. К кому и по каким телефонам обращаться при пожаре, нападении, травме, запахе газа? Что ты расскажешь, позвонив по этим телефонам? (адрес, номер квартиры, свои фамилию, имя)
  19. Почему в лесу нельзя разжигать костер, тем более в сухую, жаркую погоду?
  20. Что надо делать, если  ты один,  а из кухни вдруг пошел дым?

 

Оценка результатов:

Каждый вопрос оценивается по трехбалльной системе:

    1. балл - Ребенок допускает ошибки даже при поддержке взрослого
    2. балла - Ребенок действует с поддержкой взрослого
    3. балла - Ребенок действует самостоятельно

Для определения уровня суммировать баллы и разделить на количество вопросов:

  • высокий уровень: 3-2,5 балла
  • средний уровень: 2,4 – 1,9 балла
  • низкий уровень: 1,8 – 1 балл

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности