Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы социальных навыков, опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни активность и любознательность ребенка становятся небезопасными для него. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Зачастую взрослые пытаются оградить малыша от опасностей путем наложения целого ряда запретов или путем долгих, не всегда понятных детям, наставлений. Все это дает обратный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Основные направления работы с детьми по основам безопасности 6
1.2. Специфика знаний старших дошкольников об основах безопасной жизнедеятельности 11
1.3. Сотрудничество с семьей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 15
1.4. Анализ требований программ дошкольного образования по формированию основ безопасной жизнедеятельности 18
Выводы по главе 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Определение уровня знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности 23
2.2. Анализ результатов исследования и построение системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников 25
2.3. Определение эффективности системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности 37
Выводы по главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лукашук.docx

— 279.87 Кб (Скачать файл)

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

 

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту дается детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаются изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара или отобрать предметы, которые горят.

Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Моделирование таких ситуаций: что ты будешь делать, если . . . дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, случился пожар на кухне, нашел таблетку в группе, - дает ребенку практические умения, развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению справляться с экстремальными ситуациями в жизни.

Метод повторения. Без повторения нельзя говорить о прочности усвоения знаний. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Эксперименты и опыты. Дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровой метод. Повышает качество усвоения познавательного материала. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным.

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара», «В моем доме много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения).

Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных методов на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин и игра – драматизация по прочитанному.

 

Сотрудничество с родителями

 

Как было сказано ранее, в воспитании детей неоспорима роль семьи. Родители должны показывать положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность семьи в то русло, которое было бы созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется с помощью бесед, консультаций, информации в «уголках родителей», отражающих текущие события в группе, несущие рекомендации. По основам безопасной жизнедеятельности с родителями проводились наглядно-информационные, коллективные и индивидуальные консультации (см. Приложение 4):

  • «Безопасность в вашем доме»
  • «Родителям о правилах дорожного движения»
  • «Безопасность детей на городских улицах»
  • «Пешеход как участник дорожного движения»
  • «Рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения»
  • «Правила поведения в общественном транспорте»

Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду.

 

Работа с детьми по формированию знаний по обеспечению безопасной жизнедеятельности велась через:

- организованную  деятельность детей - занятия, тренинги;

- совместную деятельность  взрослых и детей - драматизация сказок, беседы, чтение художественной литературы;

- свободную самостоятельную  деятельность - сюжетно-ролевые игры, словесные дидактические игры.

 

Содержание работы по разделу «Правила дорожного движения»:

С помощью диагностики было выявлено, что по данному разделу у детей менее всего сформированы знания, а ведь они очень важны, т.к. дети скоро пойдут в школу и будут передвигаться по улицам без помощи взрослых. Поэтому нами наибольший акцент был сделан на знакомстве детей с правилами дорожного движения и формировании практических навыков при переходе улицы и проездке в общественном транспорте.

Данная работа началась с проведения занятия «Готовы ли мы стать пассажирами», где дети познакомились с основными правилами поведения в общественном транспорте. Моделирование правил с помощью значков-символов способствовало лучшему усвоению знаний. Затем было проведено занятие «Пешеход переходит улицу», основной целью которого было формирование представлений о дорожных знаках. Дети узнали, с помощью чего регулируется движение на улицах и познакомились с разными видами знаков (предупреждающими, предписывающими, информационно-указательными, знаками приоритета, знаками сервиса и табличками – знаками дополнительной информации) и их отличительными особенностями. Знания о дорожных знаках и некоторых правилах дорожного движения были закреплены на занятии «О правилах кошке расскажем немножко». Вне занятий с детьми была проведена беседа «Переходим улицу сами», где дети вспоминали правила перехода улицы по светофору, по зебре, по пешеходному переходу и уточнили знания о назначении «островка безопасности». Также вне занятий были проведены игры «Перекресток», «Автобус знатоков», «Закончи рассказ». Игра «Перекресток» имела большое значение, т.к. в ней дети имели возможность на практике проявить свои знания по переходу дороги. Инсценировки по сказкам «Красная Шапочка» Шарля Перро и русской народной сказки «Волк и семеро козлят» очень понравились детям и оказались эффективными при повторении изученных дорожных знаков. Подготовка была захватывающей: были изготовлены элементы костюмов и декораций совместно с детьми, подобрана музыка. Итогом работы по разделу «Правила дорожного движения» стало проведение развлечения «Помеха – Неумеха и страна Дорожных знаков», с помощью которого с детьми был закреплен ранее изученный материал (см. Приложение 5).

Было решено, что лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах - соблюдать Правила дорожного движения:

Правило 1 . Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком "Пешеходный переход".

Правило 2 . Если нет подземного перехода, надо пользоваться переходом со светофором.

Правило 3 . Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.

Правило 4 . Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо.

Правило 5 . Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.

Правило 6 . Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

Правило 7 . Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Правило 8 . Автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.

Правило 9 . Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам.

 

Содержание работы по разделу «Пожарная безопасность»:

В современном мире пожары – не редкость. И возникают они чаще всего вследствие беспечности людей, поэтому наша главная задача – научить ребенка не быть беззаботным, а в случае возникновения пожара не растеряться и правильно себя вести.

Основная работа была проведена в виде бесед вне занятий: «Эта спичка-невеличка», «Пожар в квартире», с помощью которых  дети познакомились с причинами пожаров и запомнили несколько правил поведения при пожаре в квартире. Беседа «Лесной пожар» вызвала живой отклик в душе у детей – они очень сопереживали лесным зверям, вспоминали случаи из жизни о том, как они с родителями ходили в лес и жгли костер и припоминали правила безопасности при разжигании костра. Еще дети познакомились с последствиями пожара для зверей, птиц, растений и со способами борьбы с лесным пожаром. Вне занятий были также проведены игры «Можно - нельзя», «Добавь слово», «Для кого огонь – друг», «Кому что нужно?», «Назови ошибки Незнайки», «Спасение малыша», «Кошкин дом», «Чья машина быстрее приедет на пожар?» и игра-тренинг «Пожар». Результатом стало более осознанное отношение детей к огню (ведь он может быть как другом, так и врагом), выработка умения не паниковать в случае пожара и знание телефонов служб безопасности. Занятие «Знает каждый гражданин этот номер – 101» носило прикладной характер: на нем дети научились действовать при  обнаружении пожара и вызывать пожарных по телефону 101. Окончанием работы по данному разделу стало проведение занятия-путешествия «Юные пожарные спешат на помощь», где дети в игровой форме с использованием игровой обучающей ситуации закрепили ранее полученные знания (см. Приложение 5).

Было решено запомнить правила противопожарной безопасности:

Правило 1 . Нельзя баловаться дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило 2 . Уходя из комнаты или из дома нельзя забывать выключать электроприборы.

Правило 3 . Нельзя сушить бельё над плитой.

Правило 4 . Ни в коем случае нельзя зажигать фейерверки, свечи или бенгальские огни дома.

А если вдруг в доме начнется пожар, то надо не теряться и выполнять следующие правила:

Правило 1 . Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило 2 . Если огонь сразу не погас, надо немедленно убежать из дома в безопасное место. И только после этого позвонить в пожарную охрану по телефону 101 или попросить об этом соседей.

Правило 3 . Если невозможно убежать из горящей квартиры, надо сразу же позвонить по телефону 101 и сообщить пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

Правило 4 . При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, надо опуститься на корточки или продвигаться к выходу ползком - внизу дыма меньше.

Правило 6 . Ожидая приезда пожарных, не надо терять головы и нельзя выпрыгивать из окна.

Правило 7 . Когда приедут пожарные, необходимо во всём их слушаться и не бояться.

 

Содержание работы по разделу «Чужие люди»:

Очень часто преступники пользуются доверчивостью и наивностью детей, и поэтому просто необходимо научить детей вести себя с незнакомыми людьми с осторожностью, не соглашаться на их предложения и уметь оказать сопротивление в случае опасности.

Работа по данному разделу требует прежде всего формирования практических умений, поэтому занятия проводились в форме тренинга («Один дома») и в форме инсценировки («Когда мамы нет дома»). С помощью этих занятий у детей сформировалась система действий в ситуации проникновения в дом посторонних. Также были проведены игры – тренинги «Кто там?» и  «У меня зазвонил телефон» и игра «Один дома», целью которых было научить детей не открывать дверь в квартиру никому постороннему. Закреплялись полученные знания и умения в театральном представлении «А у нас во дворе…», где дети разыгрывали различные опасные ситуации с незнакомыми людьми и способы выхода из них (см. Приложение 5).

Дети усвоили  следующие правила безопасности:

Правило 1 . Ни в коем случае нельзя открывать дверь, если звонит незнакомый человек.

Правило 2 . На все вопросы и просьбы незнакомца надо отвечать "Нет".

Правило 3 . Если в дверь звонит почтальон, монтер, врач или даже милиционер, все равно нельзя открывать, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.

Правило 4 . Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, надо сразу же позвонить в милицию по телефону 102 и назвать свой точный адрес.

Правило 5 . Если дома нет телефона, можно позвать на помощь с окна или балкона.

Правило 6 . На вопросы незнакомых людей по телефону: "Дома ли родители?" нужно отвечать, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут.

Опасности подстерегают не только дома, но и на улице. Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила:

Правило 1 . Если ты потерял родителей в незнакомом месте, то должен стоять там, где потерялся. Если их долго нет - надо обратиться за помощью: на улице - к милиционеру, в магазине - к продавцу, в метро - к дежурному.

Правило 2 . Нельзя ходить гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где находится их ребенок.

Правило 3 . Не стоит играть на улице поздно. Происшествия чаще совершаются в тёмное время.

Правило 4 . Нельзя соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, на пустырь или другие безлюдные места.

Правило 5 . Нельзя заговаривать на улице с незнакомыми и пьяными людьми. Также нельзя принимать от них угощение.

 

Содержание работы по разделу «Травмы и отравления»:

Причинами детского травматизма являются: отсутствие необходимого житейского опыта, повышенная любознательность, склонность к шалостям и т.д. Очень часто встречаются отравления лекарствами, а в летнее время – ягодами и грибами. Нередко дети знают в теории правила безопасности, но не всегда соблюдают их. Занятие «Чтобы не случилась беда» показало, как важно соблюдать правила безопасности в быту, на улице, во время игр. Для предупреждения отравлений была проведена игра «Вкусное – опасное», в которой дети дифференцировали продукты питания на съедобные и несъедобные. Были проведены игры - тренинги «Вызови скорую помощь», «Вылечи куклу», «Выпиши рецепт», с помощью которых закреплялись правила обращения с лекарствами и дети учились вызывать скорую помощь (см. Приложение 5).

Существует множество опасностей, которые можно избежать, соблюдая определенные правила:

Опасность первая. Острые, колющие и режущие предметы.

Правило 1 . Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Опасность вторая . Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара.

Правило 1 . Уходя из дома и даже из комнаты, необходимо обязательно выключать телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.

Правило 2 . Нельзя тянуть за электрический провод руками.

Правило 3 . Нельзя подходить к оголённым проводам и дотрагиваться до них.

Опасность третья. Лекарства и бытовая химия.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности