Формирование ученического коллектива в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: решение выше поставленной проблемы.
Объект исследования: ученический коллектив. 3 класса МБОУ «СОШ № 5 с УИОП» города Старый Оскол.
Предмет исследования: особенности формирования ученического коллектива в начальной школе.

Содержание

Введение………………………………………………………….
3
I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


1.1.
Понятие коллектива, структура коллектива. Влияние коллектива на личность …………………………………
6

1.2.
Этапы и уровни развития детского коллектива……….
16
1.3.
Групповая форма деятельности как педагогическая категория………………………………………………….
24
1.4.
Групповая форма работы как средство развития коллективистских отношений учащихся ……………..
27
Выводы по первой главе……………………………………
31
II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


2.1.
Целесообразность и необходимость выбора методов исследования………………………………………………
32

2.2.
Констатирующий этап эксперимента…………………..
34

2.3.
Формирующий этап эксперимента …………………..
42

2.4.
Анализ результатов опытно – экспериментальной работы…………………………………………………….
47
Выводы по второй главе …………………………..……….
48
Заключение …………………………………………………….
50
Список литературы ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Гвелесяни И. О..docx

— 97.69 Кб (Скачать файл)

Педагог – мастер сумеет организовать групповое взаимодействие, определить его драматургию (содержание), спроектировать личный вклад каждого (учитывая индивидуальные возможности) в достижении коллективного  результата; сумеет помочь в регулировании  взаимоотношений детей, а также  проанализировать и скорректировать  происходящее [20, c. 47].

Важно доверять ребенку, чувствовать  эмоциональный настрой группы, важно  выбрать верную модель взаимодействия с детьми. Именно личностно –  ориентированная модель взаимоотношений  предполагает установку педагога на партнерство в общении, признание  прав детей на собственную точку  зрения. Это способствует возникновению  коллектива, в котором каждый ребенок  чувствует свою защищенность и уверенность  в том, что его понимают и дают возможность самовыразиться.

Источником динамического развития такого коллектива личностей выступает  творчество как процесс групповой  самореализации. Важно создавать  и поддерживать настрой, при котором  индивидуальное сотворчество перерастает в коллективное [12, c. 45].

Групповая деятельность – обязательный элемент воспитания. Групповая деятельность обладает особой силой развивающего влияния на личность. В группе сверстников  происходит интенсивная социализация ребенка. Находясь среди других, взаимодействуя с другими, обнаруживается столкновение интересов своего «Я» и интересов  каждого «другого», участвующего в  общем деле. Дети в групповой деятельности не просто участники совместной работы – они участники жизни каждого, кто творит ее.

Сплочение коллектива происходит в  общем деле. Острой проблемой на сегодняшний день является выбор  формы работы.

На наш взгляд, наиболее продуктивной формой организации совместной деятельности является групповая работа, позволяющая  подключать к коллективной жизни  всех детей, максимально учитывая их индивидуальные возможности, потребности  и мотивы. Эффективность этого  неоднократно отмечалась отечественными педагогами и психологами. Подтверждается этот вывод и широким распространением методики коллективных творческих дел как педагогической технологии.

На протяжении нескольких десятилетий  сложилась и оправдала себя в  массовой педагогической практике методика коллективной творческой деятельности, родившаяся в середине 1960-х годов  в Ленинграде. Автор ее –известный педагог И.П. Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, Т.С. Шацкого. Главные черты этой методики: совместно – разделенная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность [10, c. 87].

Наилучшим образом технология совместно  разделенной деятельности разработана  и широко внедряется в методике коллективной творческой деятельности. Первый и  главный признак этой методики –  коллективность на всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация проведения, анализ результатов, причем, важны такие моменты, как: поручение на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей  детей; обеспечение активности и  самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка всех дел  и участия каждого, творческий характер организуемой педагогами деятельности.

Интересно и эффективно протекает  воспитательный процесс в педагогических коллективах и у педагогов, вводящих в практику своей внеурочной и  урочной деятельности с учащимися  игровую инструментовку всех дел. Например, в интеллектуально-познавательной деятельности – «поле чудес». В  трудовой деятельности – турнир умельцев, трудовые десанты и.д. В художественно–творческой - конкурс поделок из природного материала, конкурс актерского мастерства. В деятельности свободного общения  – разговора «при свечах», жизнь  на «необитаемом острове», «путешествие к центру «Я» и т.п. [6, c. 213].

Важным условием успешности воспитывающей  деятельности является ее творческий характер, т.е. «нестандартный», «оригинальный», приводящий к нестандартным и  оригинальным результатам в создании принципиально новых и духовных ценностей, к самоактуализации и  самореализации личности. Значит, для  организации этой деятельности как педагогу, так и детям необходимо проявить максимум фантазии, смекалки, выдумки, воображения, оригинальных взглядов на вещи.

Можно творчески разнообразить  любое педагогическое действие: необычно расставить в классе парты, провести генеральную уборку, с выдумкой оформить класс к Новому году, разделиться  на группы для выполнения заданий. Тогда  получится нескучно, весело для детей  и очень просто даже для педагогов.

Таким образом, даже самое не интересное и скучное дело приобретет в глазах детей значимость, ценность и будет  выполняться с охотой.

 

    1. 4. Групповая форма работы как средство развития коллективистских отношений учащихся

 

Веянием времени, когда акцент на гуманистические  основы воспитания привел к смене  парадигмы воспитания, стало и  переосмысление методики коллективной формы работы. Суть этого переосмысления – в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному  делу, «ориентированному на развитие желания и умения себя осознавать и проявлять как личность у  каждого участника дела». В такой  логике коллективное дело рассматривается  как «специально организованная ситуация для помощи в развитии каждого школьника» [8, c. 80].

Для этого делается акцент на некоторые  приемы на всех этапах организации  и проведения коллективной творческой деятельности.

Например:

• Постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «зачем это надо – нам, тебе, мне?»: «помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?”:

• Право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких нет;

• Подчеркнутое авторство идей и предложений при коллективном планировании деятельности;

• Подчеркивание ценности всех идей, в том числе и не принятых;

• Поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;

• Максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников;

• Акцент на добровольность участия во всех делах;

• Публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело;

• При анализе коллективной творческой деятельности: постановка вопросов типа «что дало тебе участие в деле?», «какие чувства и мысли у тебя вызвало дело?», «кому бы ты хотел сказать «спасибо»?»; выявление личных точек зрения и оценок; различные формы выражения оценок и др [11, c. 33].

Таким образом, в современных условиях коллективная творческая деятельность выполняет две задачи:

1. Развивает отношения в коллективе;

2. Позволяет педагогу помогать  отдельным школьникам в их  развитии и самоактуализации [16, с. 146].

Важной формой работы педагога с  группой детей является классное собрание, где дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности  и ответственности.

Главное назначение классного собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации  деятельности учащихся класса. Главная  функция классного собрания –  стимулирующая и организующая. Результатом  его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание распределяет поручения, избирает представителей в органы ученического коллектива.

Классное собрание может быть посвящено  одной проблеме, но возможно и обсуждение ряда организационных вопросов. Тематика классных собраний подсказывается проблемами, возникающими в коллективе. Важно, чтобы  в планировании собраний участвовали  сами ученики и под руководством классного руководителя.

Классное собрание – это форма  работы ученического коллектива, для  которой характерна совместная деятельность учащихся и педагога, организованная на основе равенства их прав [2, c. 67].

Успешным приемом коллективного  обсуждения вопросов, также как и  при проведении коллективной деятельности, является работа в микрогруппах.

Предварительное обсуждение вопросов в малых группах создает обстановку раскованности, свободного обмена мнениями, дает возможность каждому высказаться, завязать разговор и подойти к  неформальному коллективному решению.

Педагогу необходимо учить детей  демократическому порядку проведения собрания: умению слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в  обсуждении вопросов, вырабатывать коллективные решения, подчиняться воле большинства.

Организовать групповую деятельность намного легче, чем индивидуально. Но это видимая простота. Прежде всего, следует отметить такое явление, как психологическое заражение  и заряжение. Дети в группе эмоционально влияют друг на друга: деятельность одного становится деятельностью другого. И при этом каждый обретает дополнительный энергетический заряд, проявляя такую  же активность, как его приятели.

Распределение функций в групповой  деятельности производится в согласии с индивидуальными склонностями и интересами, а значит, каждый выполняет  то, что ему нравится, в то время  как индивидуальная работа ставит исполнителя  перед необходимостью делать и приятное, и неприятное, интересное и скучное. Кроме того, организованная групповая  деятельность сама по себе содержит взаимный контроль и стимулирует внешнее  воздействие, так как работа производится на глазах у всех.

Необходимо также помнить о  правилах, касающихся внешней организации  групповой деятельности. К ним  относится: строго ограниченное время  деятельности, четко ограниченный объем  деятельности, точно указанное место  деятельности, определение основной роли всех участников группового дела, а также предварительный подбор и подготовка средств, инструментов деятельности [17, c. 95].

Для того, чтобы групповая деятельность приняла воспитывающий характер, надо различать предметный (непосредственный продукт действия группы) и воспитательный результат (отношения, которые формируются в ходе получения предметного результата). Причем воспитательный результат должен сохранять приоритет, а предметный необязательный должен быть максимально качественный. Оценивать групповую деятельность необходимо по проявляемым детьми отношениям к ее выполнению.

Таким образом, мы установили, что  развитие коллективистских отношений  осуществляется в группе детей. Групповое  дело всегда дает новый опыт жизни, расширяя палитру представлений  о ней и ее отношенческом содержании. Усилия педагога, затраченные на обучение школьников подготовке и проведению классных собраний, полностью оправдываются. Участие в этом процессе является для них хорошей школой организаторского мастерства и демократии.

Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации  детского коллектива позволяет реализовать  гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместно развивающейся  деятельности детей и взрослых, скрепленной  взаимопониманием, проникновением в  духовный мир друг друга.

 

Выводы по первой главе

Таким образом, детский коллектив имеет определенную структуру, основной единицей которого является ученический класс. Оказывает воспитательное влияние на личность, тем самым является носителем определенных воспитательных функций:

- воспитательной: детский коллектив становится  носителем и пропагандистом определенных  нравственных убеждений;

- организаторской:  детский коллектив становится  субъектом управления своей общественно-полезной  деятельностью;

- стимулирования: коллектив способствует формированию  нравственно ценных стимулов  всех общественно-полезных дел,  регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместно развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга.

 

 

 

 

II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

  1. 1. Целесообразность и необходимость выбора методов исследования

 

«Для того чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать  его во всех отношениях», – так считал классик педагогической науки Константин Дмитриевич Ушинский [22, c. 346].

Начиная или продолжая работу с  детским коллективом, педагогу необходимо уделять большое внимание подбору  диагностических методик, которые  помогают в становлении и развитии детского коллектива.

Целью экспериментального исследования являлась разработка системы воспитательных мероприятий, направленных на формирование ученического коллектива в начальной школе на примере организации групповых форм работы.

Эксперимент включает в себя 3 этапа:

  • константирующий эксперимент;
  • формирующий эксперимент;
  • контрольный эксперимент.

Информация о работе Формирование ученического коллектива в начальной школе