Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий. В более узком смысле этот термин «Универсальные учебные действия» (УУД) можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Стандарты второго поколения для начального общего образования предполагают, что каждой школой будет разработана Программа развития универсальных учебных действий для начального образования.

Содержание

Глава 1. Характеристика учебного комплекта раннего изучения информатики авторов Бененсон Е.П. и Паутовой А. Г.
1.1. Состав методического комплекта
1.2. Особенности методического комплекта
1.3. Содержание курса
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе
2.1. Личностные универсальные учебные действия
2.2. Регулятивные универсальные учебные действия
2.3. Познавательные универсальные учебные действия
2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 187.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ  УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Глава 1. Характеристика учебного комплекта раннего изучения информатики авторов Бененсон Е.П. и Паутовой А. Г.

1.1. Состав методического  комплекта

1.2. Особенности методического  комплекта

1.3. Содержание курса

Глава 2. Формирование универсальных  учебных действий на уроках информатики  в начальной школе

2.1. Личностные универсальные  учебные действия

2.2. Регулятивные универсальные  учебные действия

2.3. Познавательные универсальные  учебные действия

2.4. Коммуникативные универсальные  учебные действия

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения определённой суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться  в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных  навыков, готовности сотрудничать с  другими людьми. Решению этих задач  способствует введение изучения информатики  и информационных технологий в учебный  план начальной школы.

Умение учиться, т.е., способность  ученика к саморазвитию и самосовершенствованию  путем сознательного и активного  присвоения нового социального опыта  определяется уровнем развития у  ученика универсальных учебных  действий. В более узком смысле этот термин «Универсальные учебные действия» (УУД) можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Стандарты второго поколения  для начального общего образования  предполагают, что каждой школой будет  разработана Программа развития универсальных учебных действий для начального образования.

В курсовой работе мы  рассмотрели  номенклатуру универсальных учебных действий и влияние на их развитие изучения информатики учениками начальной школы с использованием учебно-методического комплекта раннего обучения информатике авторов Бененсон Евгении Павловны и Паутовой Альбины Геннадьевны.

 

Глава 1. Характеристика учебного комплекта раннего изучения информатики авторов Бененсон Е.П. и Паутовой А. Г.

 

1.1. Состав методического комплекта

 

Методический комплект включает в себя программу курса информатики  и ИКТ (2-4 классы), учебники для 2, 3 и 4 классов, книгу «Методические рекомендации»  для учителя и набор компьютерных программ в поддержку курса.

Учебник-тетрадь для каждого  года обучения содержит основной раздел, содержащий теоретический материал и практические задания для уроков, разделы «Твои успехи», «Дополнительные  задания», «Справочный материал», «Твои  успехи».

Каждый урок состоит из одинакового количества заданий. Последнее  задание урока предлагается ученику  выполнить дома. Задание, помеченное значком : , можно выполнять в тетради или на компьютере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности методического комплекта

 

Рассматриваемый учебно-методический комплект входит в состав УМК «Перспективная начальная школа» (издательство Академкнига/учебник).

Создавая методический комплект для преподавания информатики в  начальной школе, авторы руководствовались  рядом принципов, важнейшими из которых  являются следующие:

1. Непрерывность преподавания  информатики и информационных  технологий при переходе из  начальной школы в основную.

2. Использование компьютера  на каждом уроке, начиная с  первого года обучения информатике.

Методический комплект включает компьютерные программы, разработанные авторами. Компьютерные программы содержательно связаны с материалом урока. С одной стороны, они повышают уровень усвоения изучаемого материала, а с другой, получение первичных навыков работы на персональном компьютере базируется на необходимых теоретических знаниях. Это позволяет повысить мотивацию учеников, подготовить их к использованию информационных технологий в изучении других предметов школьного курса, в раннем возрасте сформировать отношение к компьютеру, как к мощному инструменту самостоятельного получения новых знаний, а также в наиболее благоприятный период привить гигиенические навыки работы за компьютером и этические нормы работы с информацией.

Программы 2 класса предназначены  для компьютеров IBM PC, 3 и 4 – для IBM PC и компьютеров I-book (Apple Macintosh).

3. Возможность преподавания  информатики учителями начальной  школы.

Учебники включают не только систему заданий, но и необходимые  пояснения по их выполнению. Книги  для учителя содержат разработку каждого урока.

4. Интегративный характер  преподавания информатики.

Содержание большинства  практических заданий, выполняемых  как с использованием компьютера, так и без него, основано на материале  таких учебных предметов как  математика, окружающий мир, изобразительное  искусство, экономика, труд, литературное чтение, русский язык. Таким образом, ученики приобретают опыт использования  информационных технологий при решении  учебных задач по разным предметам.

5. Развивающий характер  обучения.

Преподавание ИИТ направлено не только на освоение теоретических  знаний и формирование практических навыков, но и стимулируют развитие логического и операционного  мышление, творческих способностей, формирование функции принятия внешнего плана, умения ставить цели деятельности и доводить работу по созданию информационных объектов до конечного результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Содержание курса

Весь материал курса сгруппирован в шесть разделов:

  • Информационная картина мира;
  • Компьютер – универсальная машина для обработки информации;
  • Алгоритмы и исполнители;
  • Объекты и их свойства;
  • Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Тема «Информационная  картина мира» изучается на протяжении всего периода обучения информатике  в начальной школе в рамках всех разделов курса.

Обучение начинается с  введения во 2-ом классе понятий информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации. Обращается внимание на полезность или  бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач, формируется критическое отношение  к получаемой информации.

Дети учатся фиксировать  результаты наблюдений и организовывать полученную информацию в виде таблиц, списков, схем, деревьев, рисунков; упорядочивать  списки по различным признакам (по алфавиту, по возрастанию и убыванию численных  характеристик), обрабатывать результаты наблюдений с использованием компьютера и без него.

В 3-ем классе информация рассматривается  в контексте понятия объект. Совокупность свойств объекта понимается как  статическая информационная модель объекта, а алгоритм изменения значения свойств – как динамическая информационная модель процесса.

Знакомство с приёмами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и  выполнение алгоритмов идёт в двух направлениях: планирование деятельности человека (в том числе, учебной) и  управление формальными исполнителями.

Компьютерные программы  этого раздела позволяют управлять  исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком  составления алгоритмов формируются  практические навыки работы с клавиатурой  и мышью.

Во 2-ом классе вводится понятие  алгоритма как плана достижения цели или решения задачи, состоящего из дискретных шагов, обсуждается влияние  на результат выполнения алгоритма, как набора инструкций, так и порядка  их следования в алгоритме. На этом этапе рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции. Перед  учащимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она  определена в постановке каждой задачи.

В 3-ем классе рассматривается  более сложная алгоритмическая  конструкция – ветвление. Освоение объектного подхода позволяет подойти  в 4-ом классе к составлению алгоритмов функционирования систем, состоящих  из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте  объектный подход рассматривается  как средство планирования деятельности сложных систем.

В 4-м классе ещё более  усложняются алгоритмические конструкции. Здесь рассматриваются циклы  с послеусловием как средство планирования циклически повторяющихся  действий. Обсуждаются циклические  процессы в природе и в деятельности человека. Использование циклических  алгоритмов позволяет планировать  деятельность по проведению естественнонаучных экспериментов, что предусматривает  интеграцию курсов «Информатика» и  «Окружающий мир».

Материал раздела «Компьютер – универсальная машина для обработки  информации» включает приобретение фундаментальных знаний о компьютере и навыков практической работы.

Изучению устройства компьютера отведено время во 2-ом классе и базируется на использовании схематических  рисунков, компьютерной программы, моделирующей процесс сборки компьютера, макета компьютера, который ученики изготавливают из бумаги.

В 4-ом классе ученики осваивают  программы обработки текстовой  и графической информации, создания мультимедийной презентации и решения  вычислительных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе

 

В процессе изучения информатики  и информационных технологий в начальной  школе эффективно развивается целый  ряд универсальных учебных действий, особенно регулятивные и познавательные УУД. Методический аппарат учебника «Информатика и ИКТ» авторов Бененсон Е.П. и Паутовой А.Г. позволяет системно решать задачи формирования всего комплекса  универсальных учебных действий, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Рассмотрим различные УУД, принципы их развития, заложенные в учебнике и примеры  учебных заданий.

 

2.1. Личностные универсальные учебные действия

 

В процессе изучения курса  «Информатики и ИКТ» ученик получает возможность для формирования:

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
  • умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,
  • умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».

Использование в курсе  специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника формирует отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в  современном обществе, профессиональное использовании информационных технологий, их практическую значимость (4 класс) дают толчок процессу самоопределения, в том числе профессионального.

 

Универсальные учебные  действия самоопределения и смыслообразования

В процессе изучения курса  «Информатики и ИКТ» ученик получает возможность для формирования:

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
  • умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,
  • умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».

Использование в курсе  специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника формирует отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно. Приведём примеры  компьютерных программ:

Программа «Кто где живёт». Пропедевтика темы «Система координат»

Программа «Логика». Обучение решению логических задач с помощью  таблиц

Программа «Природные зоны». Обучение поиску информации в гипертекстовом документе


Учебник включает задания, связанные  с практическим использованием офисных  программ, а также задания, содержащие информацию об областях использования  компьютеров. Приведём пример таких  заданий.

Задание №24 (учебник 4 класса, ч. 2) Придумай и напиши цветными карандашами  открытку для мамы к празднику 8 Марта. Используй одну из данных заготовок.

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе