Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий. В более узком смысле этот термин «Универсальные учебные действия» (УУД) можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Стандарты второго поколения для начального общего образования предполагают, что каждой школой будет разработана Программа развития универсальных учебных действий для начального образования.

Содержание

Глава 1. Характеристика учебного комплекта раннего изучения информатики авторов Бененсон Е.П. и Паутовой А. Г.
1.1. Состав методического комплекта
1.2. Особенности методического комплекта
1.3. Содержание курса
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе
2.1. Личностные универсальные учебные действия
2.2. Регулятивные универсальные учебные действия
2.3. Познавательные универсальные учебные действия
2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 187.78 Кб (Скачать файл)

Какую таблицу удобно использовать, чтобы найти ответы на вопросы:

  • Какое хвойное дерево самое высокое?
  • У какой пихты шишка длиннее?

Задание № 49 (учебник 3 класса, ч. 1). Найди в таблицах «Хвойные деревья (№1 и №2) ответ на вопросы:

o Какое дерево самое  низкое?

o Какой длины шишка  у самого высокого дерева?

o У какого дерева самая  длинная шишка?

o У какого дерева самые  длинные хвоинки?

В четвёртом классе развитие УУД продолжается в рамках тем  «Организация информации в виде дерева. Дерево деления на подклассы» и «Циклические алгоритмы» (задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов).

Синтез как составление  целого из частей. Развитие действия синтеза  осуществляется во втором классе в рамках темы «Устройство компьютера» при изучении принципа открытой архитектуры. «Сборка» компьютера из его частей осуществляется в виде схемы в учебнике, объёмного макета из бумаги, а также с помощью компьютерной программы «Сборка компьютера Малыш».

В третьем классе развитие действия «синтез» осуществляется при  составлении алгоритмов исполнителя  Художник. Цель этих алгоритмов – собрать  архитектурные сооружения русской  деревянной архитектуры из конструктивных элементов. В четвёртом классе развитие УУД осуществляется в процессе создания информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также  с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.

Построение логической цепи рассуждений. УУД развивается на протяжении всего периода обучения информатике в процессе изучения всех основных содержательных линий. Во втором классе вводится понятие истинных и ложных высказываний. Задания на определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые, каждый, ни один и т.д.).

В третьем классе рассматриваются  сложные высказывания, образованные с помощью действий логического  сложения и умножения. Учащиеся выполняют  задания на определение истинности сложных высказываний и составление  сложных высказываний как условия  выбора продолжения действий в алгоритме. Содержательно задания связаны  с управлением формальными исполнителями алгоритмов, решением математических задач, а также анализом геометрических фигур.

Задание № 16 (учебник 3 класса, ч. 2) Четырёхугольник, у которого все  стороны равны, является ромбом.

А. Оцени истинность высказываний:  

 Любой ромб является  четырехугольником. 

 Любой четырехугольник  является ромбом.

В. Составь алгоритм. Цель: выяснить, является ли данный четырёхугольник  ромбом, и написать под ним слова  «Ромб» или « Не ромб».

С. Выполни алгоритм для  каждого рисунка на чертеже.

В четвёртом классе в учебник  включены задания на составление  логической цепи рассуждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия

 

Развитие коммуникативных  действий происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Большое значение для развития коммуникативных навыков имеют  внеурочные мероприятия. Рекомендуется  проводить детский компьютерный фестиваль, который представляет собой  командные соревнования. Задания  связаны с материалом учебника и  формируемыми универсальными учебными действиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе рассмотрена номенклатура универсальных учебных действий и влияние на их развитие изучения информатики учениками начальной школы с использованием учебно-методического комплекта раннего обучения информатике авторов Бененсон Евгении Павловны и Паутовой Альбины Геннадьевны.

Таким образом, проанализировав  литературу по данной теме, мы пришли к  выводу, что учебно-методический комплект раннего обучения информатике авторов Бененсон Е. П. и Паутовой А. Г. позволяет создать специально организованное учебное пространство, обеспечивающее глубокое включение ученика в работу, независимо от его актуального уровня интеллектуального развития, стилистики обучения, начального уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей. Предлагаемая технология делает процесс обучения более интенсивным, вовлекает в него все способности восприятия и действенного усвоения учебного содержания, позволяя индивидуализировать обучение применительно к большому числу детей, обладающих различными способностями. Создаётся учебная среда, которая несёт не только образовательную нагрузку, но, используя мотивационную составляющую, задействует интеллектуальные и психические ресурсы ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (содержит текст федерального государственного образовательного стандарта). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия: Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010 г.
  4. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Учебник в 2-х частях. М.: Академкнига/Учебник, 2009 г.
  5. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2-х частях. М.: Академкнига/Учебник, 2009 г.
  6. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Учебник в 2-х частях. М.: Академкнига/Учебник, 2009 г.
  7. Паутова А.Г. Информатика 2 кл. Комплект компьютерных программ. Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2009 г.
  8. Паутова А.Г. Информатика 3 кл. Комплект компьютерных программ. Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2009 г.
  9. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 кл. Методическое пособие к учебнику. М.: Академкнига/Учебник, 2009 г.
  10. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 кл. Методическое пособие к учебнику. М.: Академкнига/Учебник, 2009 г.
  11. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 кл. Методическое пособие к учебнику. М.: Академкнига/Учебник, 2009 г.

 


Информация о работе Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе