Формирование общеучебных умений у учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 21:31, контрольная работа

Краткое описание

Социальный заказ в области обучения и воспитания младших школьников предполагает, прежде всего, их подготовку к пополнению и обогащению знаний как предпосылки для полного применения учащимися своих творческих сил, способностей, дарований. В связи с этим перед начальной школой встает задача формирования у учащихся общеучебных умений. Об этом свидетельствуют многие нормативные документы, в частности Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой проблема формирования общеучебных умений у учащихся выделяется в качестве одной из главных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы.

Вложенные файлы: 1 файл

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.docx

— 39.85 Кб (Скачать файл)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

На современном этапе развития российского общества в условиях существенных социально-экономических преобразований сформировались новые требования к системе образования в целом и к начальной школе в частности.

Социальный заказ в области обучения и воспитания младших школьников предполагает, прежде всего, их подготовку к пополнению и обогащению знаний как предпосылки для полного применения учащимися своих творческих сил, способностей, дарований. В связи с этим перед начальной школой встает задача формирования у учащихся общеучебных умений. Об этом свидетельствуют многие нормативные документы, в частности Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой проблема формирования общеучебных умений у учащихся выделяется в качестве одной из главных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы.

Общеучебные умения имеют первостепенное значение для эффективного обучения младших школьников. Они особенно важны для подготовки учащихся к пополнению и обогащению знаний по окончании начальной школы, к непрерывному образованию, что диктуется нарастанием темпов научно-технического и социального прогресса.

В массовой практике обучения учащихся начальных классов основное внимание педагогов уделяется главным образом формированию умения действовать в знакомой и несколько измененной ситуации. Хуже обстоят дела с развитием у младших школьников умения действовать в незнакомой ситуации, т.е. таких умений, которые обеспечивают продуктивную (в том числе и творческую) деятельность. Данные проведенных исследований свидетельствуют также о слабом владении младшими школьниками умениями планировать, организовывать, контролировать общеучебные действия, самостоятельно добывать знания, что является одной из существенных причин их неуспеваемости.

Формирование общеучебных умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят

йк. нАмиеиАЛмме! шммтю |

ам-ммАмам»

обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся.

Говоря о формировании у детей общеучебных умений, необходимо иметь в виду две проблемы: первая заключается в том, чтобы научить младших школьников самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая, чтобы научить применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Формирование общеучебных умений становилось объектом внимания педагогов, проводивших как фундаментальные, так и прикладные исследования в области методологии педагогики и дидактики. Эта проблема рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.), активизации познавательной деятельности учащихся (А.П. Аристова, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова и др.), мотивации учения школьников (А.К. Маркова, Н.П. Морозова, Г.И. Щукина и др.).

Анализ философской, социологической и педагогической литературы, реального функционирования учебно-воспитательного процесса в современной школе свидетельствует о том, что сложились объективные условия, позволяющие сформулировать новые теоретико-методические позиции в решении проблемы формирования у младших школьников общеучебных умений. В частности, нами установлено, что системное представление об этом процессе реализовано не во всех своих возможностях. Уделялось основное внимание компонентам системы формирования общеучебных умений, но вне поля зрения оставались связи между ее элементами, специфическим образом воздействующие на развитие личности учащегося.

Несмотря на широту и многоаспектность изучения проблемы общеучебных умений, малоизученными остаются вопросы о возможности их формирования средствами краеведения.

Анализ практического опыта работы в начальных классах позволяет рассмотреть и выделить ряд вопросов, касающихся механизмов формирования общеучебных умений средствами краеведения.

Многолетняя массовая практика школ и педагогические исследования позволили установить, что умелое, творческое, целенаправленное применение средств краеведения дает существенные результаты в процессе обучения учащихся, а именно: овладение навыками познавательной, исследовательской, собирательной краеведческой работы; упрочение интереса к науке, учению, общественной деятельности. Исключительно важна роль краеведческой деятельности в установле-

нии связи исторического прошлого с современностью и в познании самой современности.

Краеведческий материал представляется дидактически ценным для обеспечения овладения учащимися самим процессом приобретения знаний. Это связано с тем, что обязательным компонентом школьного краеведения является исследовательская деятельность учащихся. При этом должно преследоваться две цели: научная - исследование объекта, темы и педагогическая - приобщение учащихся к творческой деятельности и использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе.

Однако, несмотря на столь важное значение краеведческой деятельности, она в силу ряда причин не заняла того места в педагогическом процессе, которое могла и должна была занять.

Таким образом, анализ педагогической литературы и исследований по данной проблеме, а также двадцатилетний опыт работы диссертанта в качестве учителя начальных классов, позволяет констатировать наличие противоречия между необходимостью привлечения всех возможных средств, и в первую очередь краеведения, для повышения эффективности формирования общеучебных умений младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной проблемы.

С учетом указанного противоречия нами определена проблема исследования: каковы педагогические условия, при которых использование средств краеведения будет наилучшим образом способствовать формированию общеучебных умений младших школьников?

Решение этой проблемы составило цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности формирования общеучебных умений младших школьников средствами краеведения.

' Объект исследования - процесс  формирования общеучебных умений  младших школьников в целостном  педагогическом процессе начальной  школы.

Предмет исследования - педагогические условия формирования общеучебных умений младших школьников средствами краеведения.

Гипотеза исследования состоит в том, что использование средств краеведения будет эффективно способствовать формированию у младших школьников общеучебных умений, если:

- выявлен дидактический потенциал  средств краеведения в формировании  общеучебных умений младших школьников;

- в процессе изучения дисциплин  учебного плана осуществляется  систематическое использование  краеведческого материала и вооружение  школьников основами краеведческих  знаний;

- учащиеся включены в поисково-исследовательскую  краеведческую деятельность с  поэтапным увеличением в ней  доли самостоятельности в соответствии  с их возрастными особенностями  и возможностями;

-во всех элементах краеведческой  деятельности младших школьников  создаётся атмосфера эмоционального  подъема;

- обеспечивается взаимодействие  учителей, родителей и педагогов  учреждений дополнительного образования  в организации краеведческой  деятельности младших школьников.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть педагогический потенциал  краеведения в формировании общеучебных  умений младших школьников.

2. Уточнить сущность и структуру  общеучебных умений младших школьников.

3. Изучить опыт работы учителей  начальных классов по использованию  краеведческой деятельности в  целях формирования общеучебных  умений младших школьников; выявить  типичные недостатки и затруднения  в их работе.

4. Разработать модель формирования  общеучебных умений младших школьников  средствами краеведения.

5. Теоретически выявить и проверить  опытно-экспериментальным путем  педагогические условия, при которых  использование средств краеведения  будет наилучшим образом способствовать  формированию общеучебных умений  младших школьников.

Методологическую основу исследования составили: диалектическое положение о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений действительности; теории системного понимания педагогического процесса и связанного с ним личностно и практико-ориентированного подходов, идеи гуманизации и демократизации педагогического процесса.

Теоретическую основу исследования составляют:

- теория о сущности и структуре  деятельности, ее видах и формах, о роли в развитии личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина);

- концепции развивающего обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махму-тов, Н.Ф. Талызина, Г.К. Селевко);

-теории формирования общеучебных (А.В.Усова, А.А. Бобров, Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков) и общеучебных умений (Т.И. Мухина, А.К. Маркова, Н.П. Морозова);

- теоретические положения о  взаимосвязи урочной и внеурочной  деятельности (А.С. Берулава, В.И. Казаренков, Г.Ф. Федорец);

-теоретические положения о сущности  краеведения (А.С. Барков, А.В. Даринский, П.В. Иванов, Д.Ц. Кацюба, И.С. Матрусов, P.P. Муниров, К.Ф. Строев, Л.И. Хуторянский).

В процессе работы над диссертацией использовались следующие методы исследования:

- анализ философской, психологической  и педагогической литературы  по проблеме исследования;

-изучение опыта работы учителей  школ г. Стерлитамака, г. Салавата, г. Ишимбая и г. Уфы, включая личный  опыт работы автора в аспекте  рассматриваемой проблемы;

-анкетирование, интервьюирование  тестирование учащихся начальных  классов, беседы;

- прямое и косвенное наблюдение;

- самоанализ и самооценка младших  школьников своей деятельности, метод экспертных оценок;

- эксперимент;

-количественный и качественный  анализ результатов эксперимента.

Базой исследования послужили школы г. Стерлитамака (№ 2, 7, 10, 29, 31) и сельские школы Стерлитамакского района Башкирской республики. В эксперименте участвовали 105 учителей и 301 ученик.

Исследование прошло в несколько этапов:

I этап - 1994-1996 гг. В этот период  разрабатывалась научная гипотеза, задачи исследования, определялись  элементы системы формирования  общеучебных умений учащихся  средствами краеведения, условия, способствующие  успешному функционированию системы. Проводился констатирующий эксперимент.

Изучались работы по истории края, материалы архива, краеведческих музеев, анализировались краеведческие пособия для учащихся, исследовалась краеведческая работа в школе. В результате была создана соответствующая база для экспериментального исследования и разработки модели формирования общеучебных умений младших школьников средствами краеведения.

II этап -1997-2002 гг. Проводился формирующий  эксперимент. Определялась авторская  позиция, осуществлялась проверка  теоретических и практических  авторских предположений, предпосылок, принципов, средств, условий.

Осуществлялось внедрение в практику разработанной системы формирования общеучебных умений младших школьников средствами краеведения, проводилась апробация общеучебных пособий, разрабатывались тематика рефератов и контрольных работ, дидактический материал по формированию общеучебных умений младших школьников средствами краеведения.

III этап - 2002-2004 гг. включал анализ, систематизацию, обобщение полученной информации, математическую обработку результатов  эксперимента; уточнение теоретических  положений; подведение итогов, формулировку  выводов и оформление практических  пособий; литературное оформление  диссертации.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

- обоснован дидактический потенциал  краеведения в формировании общеучебных  умений младших школьников;

-уточнены показатели уровня  сформированности общеучебных умений  младших школьников;

- разработана и апробирована  модель формирования общеучебных  умений младших школьников средствами  краеведения;

-определены и обоснованы педагогические  условия эффективности формирования  общеучебных умений младших школьников  средствами краеведения: систематическое  использование краеведческого материала  и вооружение школьников основами  краеведческих знаний в процессе  изучения дисциплин учебного  плана; включение учащихся в поисково-исследовательскую  краеведческую деятельность с  поэтапным увеличением в ней  доли их самостоятельности в  соответствии с возрастными особенностями  и возможностями; создание атмосферы  эмоционального подъема во всех  элементах краеведческой деятельности  младших школьников; обеспечение  взаимодействия учителей, родителей  и педагогов учреждений дополнительного  обра-

зования в организации краеведческой деятельности младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления о процессе формирования общеучебных умений младших школьников. В исследовании дано теоретическое обоснование возможностей использования средств краеведения в формировании общеучебных умений младших школьников.

Информация о работе Формирование общеучебных умений у учащихся начальных классов