Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: теоретический анализ проблемы формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях; разработка учеб-но-методического комплекса по дисциплине «Роспись по ткани в технике ба-тик».
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать ФГОС НПО РФ по профессии 262019.01 – Художник по костюму.
2. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирова-ния знаний и умений у учащихся профессионального училища при изуче-нии курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях.
3. Разработать учебно-методический комплекс, включающий:
– программу дисциплины «Роспись по ткани в технике батик»;
– план конспект лекций;
– план лабораторного занятия;
– дидактические средства обучения учащихся;
– средства контроля и оценки учебных достижений обучаемых.
4. Подготовить педагогический эксперимент по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях
1.1 Проблема формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища………………………………………………………………………….
1.2 Анализ литературы по проблеме формирования знаний и умений……
1.3 Пути решения проблемы формирования знаний и умений учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»………………………………………………………………..
2.Содержание обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
2.1 Современное состояние обучения у учащихся профессиональных училищ росписи по ткани……………………................................................................
2.2 Авторская программа по курсу «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессионального училища…………………………………………
3.Методика обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
3.1 Организация внеурочных занятий по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……........................................................................................................
3.2 Дидактические средства обучения на внеурочных занятиях ………………
3.3 Средства контроля знаний умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……………………………………………................................................
4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
4.1Научный аппарат……………………………………………………………….
4.2Сроки и база эксперимента………………..........................................................
4.3Этапы эксперимента……………………………………………………….……
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………........................................................................ 4

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 1.58 Мб (Скачать файл)


Содержание

Введение………………………………………………………………………….

1. Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях

1.1 Проблема формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища………………………………………………………………………….

1.2 Анализ литературы по проблеме формирования знаний и умений……

1.3 Пути решения проблемы формирования знаний и умений учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»………………………………………………………………..

2.Содержание обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»

2.1 Современное состояние обучения у учащихся профессиональных училищ росписи по ткани……………………................................................................

2.2 Авторская программа по курсу «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессионального училища…………………………………………

3.Методика обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»

3.1 Организация внеурочных занятий по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……........................................................................................................

3.2 Дидактические средства обучения на внеурочных занятиях ………………

3.3 Средства контроля знаний умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……………………………………………................................................

4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»

4.1Научный аппарат……………………………………………………………….

4.2Сроки и база эксперимента………………..........................................................

4.3Этапы эксперимента……………………………………………………….……

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы………………........................................................................

4

 

 

 

6

10

 

 

12

 

 

 

15

 

16

 

 

 

25

39

 

42

 

 

 

48

49

50

54

55


Введение

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что одно из направлений в повышении качества образования видится во всестороннем развитии личности, в повышении уровня  знаний и умений учащихся.  При этом основополагающим компонентом личности является ее творческий потенциал, так как именно творчество является одним из важнейших видов деятельности человека. Особую актуальность в наше динамичное время, когда господствует техника, приобретают вещи, выполненные вручную, сохранившие тепло рук, их создавших. Искусство росписи ткани имеет древние корни, но они не потеряли свою актуальность в наше время. Изделия, выполненные в технике ручной росписи ткани всегда уникальны, эксклюзивны и неповторимы. Батик занимает ведущее место в ряду декоративного искусства. Он широко используется в дизайне интерьера, прекрасно сочетается с различными цветовыми решениями, интерес к нему с каждым годом растет. В связи с этим необходимо внедрение курса «Роспись по ткани в технике батик» в систему образования. Курс дает возможность перейти от традиционного аккумулирования знаний к необходимому умению осмысленно применять и реализовывать знания и умения в продуктивной деятельности.

Формирование знаний и умений в этой области является одним из важнейших условий для успешного профессионального совершенства, и это еще раз подчеркивает  актуальность данной темы исследования.

Для системы начального профессионального обучения вопросы формирования знаний и умений на внеурочных занятиях имеют особое значение, ведь курс «Роспись по ткани в технике батик» в любой профессии может открывать нечто новое, привлекать внимание учащегося к самому замысла труда, и к процессу его осуществления; а так же в процессе обучения  развивается творческое воображение и чувства гармонии. Но основная цель внеурочных занятий это – формирование у учащихся знаний и умений при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик». Обучение батику процесс творческий, состоящий из различных компонентов как индивидуальных, психологических, так и личностных, социальных. Он способствует всестороннему развитию учащегося, ведь мало знать только специальные дисциплины, что бы стать хорошим профессионалом.

Цель курсовой работы: теоретический анализ проблемы формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях; разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «Роспись по ткани в технике батик».

Задачи курсовой работы:

1.      Проанализировать ФГОС НПО РФ по профессии 262019.01 – Художник по костюму.

2.      Проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях.

3.      Разработать учебно-методический комплекс, включающий:

–        программу дисциплины «Роспись по ткани в технике батик»;

–        план конспект лекций;

–        план лабораторного занятия;

–        дидактические средства обучения учащихся;

–        средства контроля и оценки учебных достижений обучаемых.

4.      Подготовить педагогический эксперимент по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся.

 

 

 

 

 


1.                  Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях

 

1.1.           Проблема формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища

 

Для разрешения этой проблемы необходимо обратится к определению таких понятий как «знания» и «умения». Понятие «знание» многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется то как часть сознания, то как нечто общее в отражении предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.

В новой «Российской педагогической энциклопедии» (1993 г.) «знания» определяются следующим образом: «проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков» 11.

Л.М. Фридман, проанализировав существующие определения понятия «знание», приводит его определение более общего характера: «Знание – это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или нечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь» 18.

Знания составляют ядро содержания обучения. Любое знание, в том числе и учебное, субъективно по форме своего существования, и поэтому его нельзя механически передать «из головы в голову», подобно эстафетной палочке, передаваемой из рук в руки. Знания могут быть усвоены только в процессе познавательной активности самого субъекта. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.

Умение – это овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач.

Фридман Л. М. определяет умение как способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Проблемой формирования умений занимались такие известные психологи и педагоги как Рубинштейн С.Л., Талызина Н. Ф., Хуторской А. В., Фридман Л. М. и др.

Климов Е. А. определяет умения как системные образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий. Внешне умение обнаруживается в успешном и, по видимости, легком решении профессиональных или жизненных задач. Он считает, что ошибочно сводить умения только к исполнительной стороне поведения и недооценивать познавательную и мотивационную основу, которую обеспечивает это поведение.

Педагоги и психологи (Фридман Л. М., Талызина Д. Г. Левитес, Лошкарева) выделяют несколько типов умений.


Двигательные

 

Характеристика умений

 

Способы формирования умений

 

Включает в себя разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности. Например, спортивная деятельность целиком построена на основе этих умений

Многократное выполнение действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках

 

Познавательные

 

Характеристика умений

 

Способы формирования

умений

Включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Это умения, посредством которых человек приобретает самостоятельные знания. Например, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, измерение

Использование методов активизации учащихся: проблемное обучение, частично-поисковый метод, метод проектов. Усиление индивидуального подхода на уроках, четкий контроль. Самостоятельная работа учащихся, самоконтроль. Специальные задания и упражнения, построение алгоритма

Теоретические

 

Характеристика умений

 

Способы формирования

умений

Связь с абстрактным мышлением. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод из одной знаковой системы в другую

Творческая деятельность. Использование методов активизации учащихся. Работа, направленная на стимулирование мыслительной деятельности учащихся

 

Практические

 

Характеристика умений

 

Способы формирования

умений

Скоропись, беглое чтение.

 

Задания и упражнения с элементами самоконтроля.


Интеллектуальные

Информация о работе Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях