Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:08, реферат
В работе дан ответ на вопрос:
Что же в классической дидактике понимают под понятием образование?
1. Образование 
    Что же в классической дидактике понимают 
под понятием образование? 
    Как педагогический термин слово «образование» 
ввел в 1780 г. основоположник теории обучения 
Иоганн Генрих Песталоцци. Н. И. Новиков 
в таком же значении применил категорию 
«образование» в русском языке. Понятие 
«образование» рассматривалось в довольно 
широком значении как результат всех педагогических 
воздействий на человека. Такая трактовка 
образования существовала со 2-й половины 
XIX в., когда постепенно складывается мнение, 
что образование – это не только состояние, 
но и процесс, совокупность педагогической 
деятельности, посредством которой достигается 
образование. 
    В советской педагогике в 50—60-е гг. XX в. 
образование сначала рассматривалось 
как совокупность знаний, умений и навыков, 
необходимых для практической деятельности, 
а затем – как процесс и результат этой 
деятельности. Такое же определение этого 
понятия принимается в 1978 г. XX Генеральной 
конференцией ЮНЕСКО, где записано, что 
«образование – это процесс и результат 
совершенствования способностей и поведения 
личности, при которых она достигает зрелости 
и индивидуального роста». Также в Законе 
Российской Федерации «Об образовании» 
в редакции Федерального закона от 13.01.96 
№ 12-Ф3 сказано, что образование – это «целенаправленный 
процесс обучения и воспитания в интересах 
личности, общества, государства, сопровождающийся 
констатацией достижения обучающимся 
определенного государством уровня (образовательного 
ценза). Получение образования – достижение 
и подтверждение образовательного ценза, 
которое удостоверяется соответствующими 
документами». 
    Итак, к настоящему времени в научно-педагогической 
среде образование рассматривается как 
процесс и результат. Наиболее удачной 
и убедительной является трактовка, разработанная 
Ю. Г. Фокиным в НИИ Высшего образования: 
«Образование – это система обучения, 
социализации и развития, направленная 
на усвоение индивидом системы элементов 
объективного опыта человечества, необходимого 
для успешного осуществления им деятельности 
в избранной сфере общественной практики, 
и признаваемая обществом в качестве определенного 
уровня развития индивида». 
    В данном случае под социализацией имеется 
в виду количественное и качественное 
изменение общественно значимых убеждений, 
идеалов, свойств личности, которые необходимы 
для достижения определенного уровня 
успеха в социуме, обществе. 
    В современной педагогической науке категория 
образования рассматривается как система 
ценностей, система, процесс и результат, 
а вследствие этого, имеет четыре аспекта: 
образование как ценность, как система, 
как процесс и как результат. 
    Образование может носить государственный, 
общественный, личностный характер. Результат 
образования многозначен и может предполагать 
грамотность, образованность, профессиональную 
компетенцию, менталитет. 
    Имеется в виду, что грамотность – не 
просто умение читать, писать и считать, 
но и прежде всего подготовленность к 
дальнейшему развитию своего образовательного 
потенциала. Грамотность, приведенная 
в степень необходимого максимума для 
конкретного человека, личности, – это 
уже образованность. Профессионализм 
– определенный уровень образования, 
именно профессионального образования, 
личный опыт, а также индивидуализм, индивидуальные 
особенности и способности человека, его 
стремление к самообразованию и самосовершенствованию, 
творческое отношение к делу. Менталитет 
– это глубинные, духовно-нравственные, 
культурные и мировоззренческие ценности 
индивидуального и общественного поведения, 
высшая ценность образования. 
    На 29-й сессии Генеральной конференции 
Международной стандартной классификации 
образования (МСКО) в октябре 1997 г. было 
представлено такое определение понятия 
образования, где под образованием понимается 
«организованный и устойчивый процесс 
коммуникации, порождающий обучение» 
(п. 12), и далее в п. 13–16 раскрывается смысл, 
который вкладывается в каждое слово этого 
определения: «Процесс коммуникации – 
взаимодействие между двумя или более 
лицами, включая передачу информации (сообщений, 
идей, знаний, стратегий и т. д.); обучение 
– любая перемена в поведении, информации, 
знаниях, взаимопонимании, мировоззрении, 
в системе ценностей или навыках (чтобы 
считаться образованием, обучение должно 
носить плановый характер и не сводиться 
просто к физическому росту, взрослению 
или общей специализации); организованное 
– планируемое в соответствии с определенной 
последовательностью с четко обозначенными 
или подразумеваемыми целями; устойчивое 
– предполагающее, что в любом учебном 
опыте есть элементы продолжительности 
и непрерывности». 
    Составные части содержания образования: 
    1) знания – являются сохраненной в памяти 
информацией, которая сопровождается 
умением воспроизводить эту информацию, 
а также, что очень важно, умением применять 
и обобщать теоретические знания и основные 
факты науки; 
    2) умения – это возможность применения 
знаний, которые приобретаются в результате 
обучения на практике. Знания и навыки 
являются составной частью умения; 
    3) навыки – это набор элементарных приемов 
практической деятельности, приемов контроля 
и регулирования этой деятельности. 
    Отношения включают в себя эмоциональное 
отношение и определение оценки различных 
сторон жизни и деятельности человека. 
В свою очередь, творческая деятельность 
предполагает появление новых знаний, 
навыков, умений и отношений. 
    Фактор – это основательная причина, 
которая образована в свою очередь из 
следующих причин: влияние, действие, переменная, 
параметр, показатель и т. д. 
    Таким образом, различные трактовки понятия 
образования не противоречат, а дополняют, 
совершенствуют друг друга и характеризуют 
образование как целенаправленный процесс 
обучения для достижения результата развития 
личности.
Это обусловило и формулировку 
стратегических целей образования: 
1. Обеспечение социальной и духовной 
консолидации общества. 2. Обеспечение 
конкурентоспособности