Воспитание дошкольников к чтению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с новейшими методиками по проблеме исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть особенности читателей-дошкольников.

3. Рассмотреть формы и методы развития интереса к чтению у дошкольников в детском саду и дома.

Вложенные файлы: 1 файл

ириночке.docx

— 72.47 Кб (Скачать файл)

Художественная литература расширяет его кругозор, вводит в  богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к  жизни, литературный и художественный вкус, а также способствует появлению  собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, развивает речь.

По словам известного литературоведа Ю.М.Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о  мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты - при правильном их подборе -- могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.

Используя художественные произведения как готовый культурный материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в  миры, создаваемые книгой, и в  то же время не остаются безучастными исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются, огорчаются, предвосхищают возможные коллизии -- сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.

Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм -- продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой -- она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.

Воспитание интереса к  чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это  часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько  на занятиях, сколько в свободной  жизнедеятельности, и прежде всего  в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеева, А.Формирование  готовности к овладению чтением  и письмом проблемы и пути  решения // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78.

2. Афанасьева, Л. И. Формирование  интереса к чтению у детей  с интеллектуальными нарушениями  // Воспитание и обучение детей  с нарушениями развития. - 2005. - №  2. - С. 36.

3. Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34.

4. Гончарова, Е. Ранние  этапы приобщения детей к чтению 
// Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56.

5. Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52.

6. Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с.

7. Князева О.Л. Приобщение  детей к истокам русской народной  культуры. -- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.

8. Кондратьева, С. Ю.  Ознакомление с художественной  литературой дошкольного возраста//Дошкольная  педагогика.-2007.-№ 8.-С. 39-41.

9. Ливанова, О. А. Учимся  читать художественную литературу. - М.: Школьная пресса, 2004. - 80 с.

10. Кирьянова, Р. А.Учимся играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 3. - С 7-12.

11. Кузьменкова, Е. И.  Воспитание будущего читателя: литературно-художественное  развитие детей 3 - 5 лет.- М. : Чистые пруды, 2005. - 30 с.

12. Леонтьева, Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 4. - С. 50-57.

13. Любимое чтение в  детском саду : от 5 до 7 лет. - Балашиха: Транзиткнига; Кызыл : ACT, 2003.- 351 с.

14. Миронова, Н. Как научить  ребенка любить литературу?// Дошкольное  воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-121.

15. Прудовская, С. Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам. - М.: Чистые пруды, 2007. - 30 с.

16. Сокольская, Л. В. Материнское чтение. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 79 с.

17. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским. - СПб., 2000. - 511с.

18. Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31 -38.

Приложение I

Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

Цели: развивать интерес к чтению; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев; изучение жанровых особенностей сказок и их видов; обогащение словаря детей.

Демонстрационный материал: театр на фланелеграфе по сказке «Лисичка со скалочкой»; игрушки -- волк, заяц, лиса. Предварительная работа: рассказывание русских народных сказок.

Ход занятия.

В гости к детям приходят игрушки: волк, заяц, лиса. Воспитатель  или от своего имени, или от имени  этих персонажей задает дошкольникам вопросы:

Кто из лесных животных самый  страшный? (Волк зубастый, злой...)

Как волка называют в  сказках? (Волчок -- серый бочок...)

Кто самый слабый и трусливый? (Заяц.)

Как зайчика называют в  сказках? (Зайчик-побегайчик...)

О каком звере в сказках  говорят: «красивая шубка»? (О лисе.)

Как по-другому называют в сказках лису? (Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка...)

Наши гости принесли с собой конверт. Хотите посмотреть, что в нем лежит? А тут лежит  сказка, называется она «Лисичка со скалочкой».

Кто скажет, что такое  сказка?

После ответов детей  воспитатель обобщает:

Слово «сказка» произошло  от старого русского слова «сказывать», т.е. рассказывать. Сказки начали сочинять давным-давно и на протяжении нескольких тысяч лет передавали их из уст в уста. (Объясните детям, что означает выражение «из уст в уста».) Поэтому сказки называют произведениями устного народного творчества. Записывать в России народные сказки начали примерно двести лет назад.

Вы уже знаете много  русских народных сказок. Наверное, вы заметили, что они бывают разные. Есть сказки про животных. Звери  в них ведут себя так же, как  люди. Назовите, в каких знакомых вам сказках действуют главные  герои -- животные? (Ответы детей.)

Другие сказки называются бытовыми. В них говорится о  простых людях. Обычно ничего сказочного и волшебного в них не случается. Но в любой сказке можно найти  ответ на вопрос -- что хорошо, а что плохо. Хотите послушать и посмотреть русскую народную сказку «Личка со скалочкой»? Тогда приготовили свои ушки и глазки: сказка начинается.

Воспитатель рассказывает сказку с показом театра на фланелеграфе. После рассказывания -- беседа:

Как вы думаете, эта сказка про животных или бытовая? (Рассуждения  детей.)

Эта история о лисичке  могла быть на самом деле или это  выдумки? Почему?

Хорошо ли поступила  лисичка? Почему?

Какая лисичка в сказке? Как ее можно назвать? (Обманщица, хитрая, коварная, плутовка...)

Что означает слово «плутовка»? Как вы его понимаете?

Мы можем сказать, что  в этой сказке добро побеждает  зло? Почему?

Расскажите, с чего все  началось.

Воспитатель предлагает детям  пересказать сказку, используя фланелеграф. Одновременно он учит их интонационно передавать образ персонажей:

-- Как лиса просилась  переночевать? Что она говорила? Каким голосом? А каким голосом  лиса требовала утром пропажу?

На прощание гости хвалят ребят за прекрасный пересказ сказки и уходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение II

Анкеты для родителей

Анкета, заполняемая родителями на первом родительском собрании

Мы хотим лучше узнать вашего малыша, расскажите о нем.

Фамилия и имя ребенка: _________________________________________________

Дата рождения: _________________________________________________________

Как вы называете ребенка дома (включая ласкательные имена): _______________________________________________________________________

Имя и отчество тех взрослых, которые будут вместе с ребенком

присутствовать на занятиях (мамы, папы, бабушки, дедушки, няни и т.д.): _______________________________________________________________________

Если у малыша есть братишки или сестренки, назовите их имя и  возраст: _______________________________________________________________________

Домашний адрес и телефон _______________________________________________

На какие особенности  вашего ребенка вы бы хотели обратить внимание педагогов (нужное подчеркните): застенчивость; возбудимость; желание  быть лидером; плохая контактность с  детьми, со взрослыми; различные страхи; другие особенности:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Вы ожидаете, что наши занятия с детьми будут способствовать (нужное подчеркнуть):

  1. общему развитию малыша;
  2. пробуждению у него интереса к книге;
  3. приобретению навыков работы в коллективе;
  4. развитию коммуникабельности, умению налаживать контакты с другими детьми;
  5. развитию способности адаптироваться в разных социальных условиях;
  6. другие ожидания:_____________________________________________________

Любимые книги вашего ребенка:___________________________________________

 

Анкета, заполняемая на последнем родительском собрании

Расскажите, пожалуйста, как  ваш ребенок реагировал на наши занятия. С каким настроением собирался  в библиотеку (нужное подчеркните или впишите сами): радостно, спокойно, с неохотой,__________________________________________________________

Что его особенно влекло: книжки, игры, общение: ________________________________________________________________________

С кем хотелось встретиться: с другими детьми, с книжными персонажами ________________________________________________________________________

Что вспоминал дома после  занятия:

  1. зверюшку или игрушку ___________________
  2. стихотворение, закличку, сказку, о которой шла речь (какие, что чаще 
    других) ______________________________________________________________

Какие книжки, увиденные  и услышанные на занятии, просил почитать дома: ________________________________________________________________________

Что из звучавшего на занятиях запомнил наизусть: ________________________________________________________________________

Что вызывало особые эмоции:

позитивные_____________________________________________________________

негативные______________________________________________________________

Нас очень интересуют и  другие ваши наблюдения, замечания  и предложения:____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо!

 

Памятка для родителей

Участие взрослых в занятиях предполагает повторение вместе с детьми словесных заданий (фраз, стихов, звукоподражаний); участие в двигательных и словесных играх вместе с детьми; выражение эмоциональной реакции на услышанное и увиденное (удивление, сопереживание, радость и т.д.).

Повторяйте дома стихи  и игры, включаемые в занятия. Читайте  и рассматривайте книги, с которыми малыш познакомился в студии. Найдите  время для совместного изготовления книжек и игрушек по теме занятия.

 

1 Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - №9. - С. 31-34

2 Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - №9. - С. 31-34

3 Миронова М. Как научить ребенка любить литературу// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-120

4Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - №9. - С. 35-38

 


Информация о работе Воспитание дошкольников к чтению