Воспитание дошкольников к чтению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с новейшими методиками по проблеме исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть особенности читателей-дошкольников.

3. Рассмотреть формы и методы развития интереса к чтению у дошкольников в детском саду и дома.

Вложенные файлы: 1 файл

ириночке.docx

— 72.47 Кб (Скачать файл)

- для игры в перевоплощения  читаем стихотворение В. Маяковского  "Кем быть" (изображаем самолет)  и стихотворение В. Берестова "Честное гусеничное" (изображаем бабочек);

- для определения ощущений  — например вкусовых — обращаемся  к образу домовенка Кузи из сказки Т. Александровой (Кузька любит "олелюшечки" — ватрушки, пирожки и т.п.); для оформления представлений об осязательных ощущениях читаем стихотворение Б. Заходера "Что ты, еж, такой колючий";

- для развития способности  "видеть" со слов читаем, изображаем  движениями и рисуем стихотворение  из вьетнамской народной поэзии: "Шагает слоненок. Скорей погляди: Хобот большой у него впереди...";

- для усвоения противоположных  понятий учим стихи А. Введенского  "Села кошка на окошко", Н.  Заболоцкого "Как мыши с  котом воевали" (тихо — громко); К. Чуковского "Котауси и Мауси", В. Татаринова "Кошка с собакой" (добрый — злой); проговариваем потешку "Ежик, ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок" и рассказываем сказку "Колобок" (колючий — гладкий); читаем "Сказку про храброго зайца — длинные уши, короткий хвост" Д. Мамина-Сибиряка (длинный — короткий) и т.п.

Художественная литература для малыша — важное звено в  освоении окружающего мира: она позволяет  по-новому взглянуть на природу, на животных, на игрушки, на отношения  между людьми.

  1. Выбор иллюстраций

Выбор иллюстраций  — важный момент в подготовке к  занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге  единодушно заявляют и писатели, и  художники. К. Чуковский сформулировал  это так: "...наши стихотворения  должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности".

Целая плеяда художников посвятила  свой талант искусству детской книги. Детям будет полезно и интересно  увидеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность  черно-белой графики. Поэтому в  списках литературы мы стараемся  указывать фамилию иллюстратора, чьи рисунки желательно показать малышам.

Подбирая рисунки, следует  помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

Необходимо продумать, в  какой момент просмотра малышам  потребуется помощь педагога:

- сосредоточить внимание  на деталях, на цвете, на  особенностях изображения;

- задать вопрос о внешнем  виде, характере, настроении героя;

- уделить особое внимание  картинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть  не только белые, но и голубые,  розовые, фиолетовые, а порой и  черные краски);

- соединить наглядное  и словесное изображения игрушки,  зверюшки, пейзажа.

На каждом последующем  занятии мы повторяем предыдущее. Задача повтора — закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось, а педагогам  — проанализировать возможности  и особенности восприятия различных  детей.

Удовлетворяя потребности  детей слушать многократно один и тот же текст, постоянно возвращаясь  к знакомым книжкам, мы периодически делаем обобщающие занятия по 3 - 4 темам. В программе второго года занятий (для дошкольников 4 - 5 лет) умышленно  повторяем некоторые стихи и  сказки из программы первого года.

Опыт показал, что наши занятия помогают малышам постепенно овладевать и техникой чтения, и  счетом, и чувством ритма. Но главное, они прививают чутье к родному  языку, любовь к художественному  слову, интерес к книге.

Рисование

Первая часть занятия (30 минут)—литературно-игровая, вторая (равная по времени) — рисование. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книги, изображая литературных героев, двигаясь и проигрывая ситуации, они воплощают в рисунке.

Рисование для детей  этого возраста — органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале  внутренняя жизнь детской души. Еще  не умея выразить себя словом, ребенок  пытается невнятными каракулями отразить переполняющие его впечатления  от жизни, прикоснуться к ней кончиками  пальцев, по выражению французского психолога В. Бараля. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка — умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует - и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи. Кроме того, рисование имеет психотерапевтический эффект для тревожных, невротических детей.

Конкретная же задача второй части каждого занятия, посвященной  рисованию, — визуализация литературного  образа, явления, персонажа, с которыми дети познакомились в первой половине занятия. Ребенок должен стать иллюстратором  предложенного ему литературного  материала. И это непростая, почти  непосильная задача для ребенка 3—4 лет, когда его рука еще физиологически плохо развита, внимание и концентрация не сформированы и конкретное изображение ему еще не свойственно.

Отсюда вытекает следующая  педагогическая задача: организовать, удержать внимание ребенка, прозанимавшегося уже 30—40 минут, помочь в овладении  простейшими изобразительными навыками, научить приемам и способам изображения простых фигур и предметов, дать представление об изобразительном материале и инструментах.

Ребенок приобретает некоторые  навыки и умения, постепенно совершенствуясь  в них. Эти навыки помогают ему  реализовать свои внутренние ощущения и представления и получать от занятий удовольствие.

На занятии обязательно  присутствуют родители, как помощники  педагога, но их участие в деятельности ребенка не должно выходить за рамки  адресной технической помощи и психологической  поддержки.

Основная форма работы во второй части занятия — рисование. Кроме этого, дети лепят, занимаются аппликацией и оригами. Это тематические занятия, рассчитанные на 30 - 40 минут, с  разным для каждой возрастной подгруппы  программным содержанием. В качестве объектов изображения выступают  предметы, персонажи прочитанных  книг, явления и состояния природы, времена года, продиктованные литературной частью.

Перед началом художественной части занятия дети произносят закличку: "Раз, два, три, четыре, пять — Будем сказку рисовать".

Тем самым они настраиваются  на что-то необычайное, какое-то волшебство, когда на чистом листе вдруг возникает  какое-то изображение.

Дети с родителями садятся  за столы. Перед ними — альбомный  лист, на котором они будут рисовать, акварельные краски, кисточка, баночка  с водой и листок-палитра —  все как у настоящих художников.

Чтобы сконцентрировать внимание детей, педагог звонит в колокольчик. Затем педагог делает короткое вступление, стараясь заинтересовать детей, пробудить  в них эмоциональный резонанс. Дети охотно откликаются на вопросы  педагога, направляющие их к размышлению  над тем, как нарисовать тот или  иной персонаж или предмет. Вопросами "На что это похоже? Какого цвета? В чем отличие? В чем сходство? Какое настроение?" — педагог  вызывает живую реакцию детей  на изображаемый предмет. Например, при  изображении цыпленка педагог спрашивает: "Из чего рождается цыпленок?" Ответ: "Из яйца". Яйцо — это  овал. Форма цыпленка похожа на овал. Рисуем несколько желтых овальчиков. К овалам пририсуем клювики, ножки. Полу чились цыплята. Цыпленок вырос — стал курицей. Курица — тоже овал, только большой. Пририсуем клюв, ножки, гребешок, хвостик. При показе педагог широко пользуется словом, называя каждое движение, выбирая доступные каждому возрасту приемы, опираясь на желание детей подражать взрослому.

Роль педагога — быть путеводителем. В меру своих сил  ребенок повторяет за педагогом  его рисунок, часто дополняя его  своими деталями и меняя по своему желанию цвет и композицию. Дети совершенно свободны в своем желании  самостоятельно нарисовать предлагаемый предмет или персонаж. Педагог  дает только рисунок-схему, помогая  ребенку в создании своего собственного образа, своего настроения. Это первая ступенька к обучению. Со стороны  детей наблюдается скорее не подражание, а сотворчество, так как часто  они своими рисунками подсказывают педагогу наиболее простой, обобщенный способ создания того или иного образа.

Уже на первых этапах возникает  творческая атмосфера радости от результатов работы.

Метод, которым пользуется педагог, — это одобрение, похвала, только позитивная оценка. Главное  — вдохновить, заметить достоинство  в рисунке, ни в коем случае не сравнивать ни с кем, только с самим собой, со своими достижениями, создать доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок ушел с  занятий с чувством удовлетворения от сделанной работы.

В процессе занятий вырабатывается ряд постепенно усложняющихся приемов, и на каждом занятии используется накопленный ранее опыт, чтобы  ребенок мог без труда повторить  в своей работе.

Большое внимание, особенно на первых порах, уделяется правильной постановке руки, позе ребенка. Он постепенно учится пользоваться кистью, акварельными красками (акварелью рисуем без предварительной  разметки карандашом), водой, палитрой, ориентироваться на листе бумаги. Знакомство с новым материалом для  него — открытие.

Каждая возрастная группа занимается по своей программе. Трехлетние дети знакомятся с материалом, учатся узнавать краски, различать теплые и холодные цвета, овладевают изображением линий, штрихов, простых форм (пятно, круг, овал, прямоугольники), учатся делать несложные рисунки с помощью  этих форм. Дети часто дополняют  свои рисунки словами, в которых  еще раз проигрывают изображенные образы.

В группе четырех лет  дети учатся смешивать краски, получают понятие о спектре, учатся закрывать  целиком фон, воспринимать настроение цвета. Движения руки становятся более преднамеренными.

При рассмотрении предмета, выполняющего роль натуры, мы обращаем внимание на расположение, цвет и форму  его частей, выделяем общие признаки и характерные особенности. Постепенно развивается способность замечать, сравнивать, различать предметы.

При этом педагог продолжает напоминать, как правильно держать  кисть, как пользоваться краской. В  процессе работы педагог старается  подойти к каждому ребенку  и индивидуально помочь, когда  возникает в чем-либо затруднение.

После того как рисунок  закончен, устраивается выставка, на которой  рассматриваются все работы. Педагог  в игровой форме ведет беседу с каждым ребенком, внимательно рассматривая его рисунок, находя для каждого  слова одобрения.

Знакомясь с множеством книг, проиллюстрированных лучшими  художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому  объекту. Иллюстрации в книге  — это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся малыши. Хорошие иллюстрации  формируют вкус, способствуют художественному  развитию, побуждают к творчеству.

Необходимо отметить, что  предлагаемая программа — лишь поверхностная  схема той работы, которая проводится. Во время занятий, когда видишь лица и глаза детей, их непредвиденную реакцию, часто импровизируешь, находишь новые повороты для подачи материала, новые решения для поставленной задачи и следуешь не столько программе, сколько голосу своей души.

Каждому, кто работает с  детьми, известно, что готовый сценарий — это лишь материал, в который  необходимо вдохнуть свою любовь и  внести свое видение. Поэтому любой  сценарий может быть изменен в  соответствии с конкретными условиями, применительно к конкретным детям, может быть сокращен или разделен на два занятия (насыщенность материала  вполне позволяет это сделать).

Для детей 3 - 4 лет программа  построена по тематическому принципу. Темы условно сгруппированы в 5 циклов: волшебные существа, зверюшки и птички, игрушки, время суток, времена года.

В качестве педагогического  обеспечения программы в издательстве "Либерея" вышли две книги под названием "Вместе с книжкой и игрушкой" — с элементами кукольного театра, текстами сценариев и методическими рекомендациями, а в журнале "Наш малыш" были опубликованы книжки-самоделки для совместной работы детей и родителей — каждая по форме определенного зверька ("Ежик", "Зайчик", "Слон"), с стихами о нем и списками рекомендуемых для детского чтения книжек.

 

Заключение

Художественная литература сопровождает человека с первых лет  его жизни. Общеизвестно ее воздействие  на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Значение художественной литературы открывает и объясняет  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного  языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка  об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного  языка.

Информация о работе Воспитание дошкольников к чтению